Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 10 Ионизированные растворы: новое средство борьбы с раком



Научитесь читать диагноз

Рак – это проклятие современности – не имеет ничего общего с безобидным речным обитателем. Название этой болезни дал еще Гиппократ, назвав злокачественную опухоль кожи «крабовой». Вероятно, она показалась ему похожей на этого короткохвостого рака с его угрожающими клешнями. На греческом языке «краб» – это «карцинома». Гиппократ был первым, кто описал несколько видов рака. Он также предложил термин oncos (греч. – онкологический). В Риме болезнь называли словом cancer, означавшим в латинском языке и «краб», и «рак». И хотя это название не отвечает ни «внешнему виду», ни «содержанию» болезни, оно прижилось, и сейчас медики всего мира называют эту болезнь cancer — рак.

Объяснить, что такое рак, не вдаваясь в сугубо медицинские детали и не злоупотребляя специфической терминологией, довольно сложно, тем более что ни одна болезнь не окутана таким туманом, как онкологическая. Раньше в бывшем Советском Союзе считалось, что больные раком не должны знать своего диагноза. Мол, такой диагноз отнимает у больного надежду и ускоряет развитие болезни. Это доказывало бессилие медиков перед этой болезнью и неверие их самих в возможность победить рак. Сейчас больному диагноз чаще всего говорят, но не объясняют, что он означает и что можно сделать, чтобы эффективнее бороться с болезнью. Но пока больной не понимает, какой у него процесс и как далеко зашла болезнь, он не сможет выбрать для себя правильную тактику поведения, режима и питания. Можете ли вы представить себе такую же ситуацию при каком-то другом заболевании, например при язве желудка? Если больному язвой не говорить, какие продукты ему полезны, какие вредны, не рекомендовать никакой реабилитации, витаминной терапии, трав – что можно ожидать от такого подхода к лечению? Очень быстрого прободения язвы и смерти больного.

Поэтому больным и язвой, и гастритом, и бронхиальной астмой и при всех остальных заболеваниях подробно объясняют режимы питания и поведения, лечения традиционными и альтернативными методами, механизмы реабилитации. Но почему-то эти важнейшие этапы лечения полностью вычеркнуты при терапии рака.

А ведь в настоящее время больной может самостоятельно выбирать различные методы лечения, разумно сочетая традиционные и альтернативные, выслушивать мнения разных врачей (всегда лучше выслушать три мнения, чтобы сознательно выбрать тактику лечения). Для того чтобы больному раком лучше сориентироваться в методах лечения, ему прежде всего необходимо понять, что означает его диагноз. Диагноз, который стоит в истории больного, обычно написан по латыни: вначале стоит слово cancer – что обозначает рак, затем чаще всего указывается вид опухоли (т. е. вид клеток, из которых опухоль состоит – карцинома, эпителиома, плоскоклеточный рак) и затем буквы и цифры, характеризующие степень распространения опухоли – по локализации, виду переродившихся клеток, стадии распространения, наличия метастазов.

В настоящее время для классификации заболевания медики во всем мире используют классификацию TNM. Что такое TNM? Это аббревиатура, состоящая из первых букв следующих слов:

Т(tumor, опухоль).Характеризует размеры образования, распространенность на отделы пораженного органа, прорастание в окружающие ткани. Например, для рака толстой кишки:

• То – признаки первичной опухоли отсутствуют;

• Tis (in situ) – рак на месте. На этой стадии опухоль расположена только в эпителии (внутриэпителиальный рак), а значит, не прорастает в кровеносные и лимфатические сосуды. На этом этапе развития злокачественная опухоль еще лишена инфильтрирующего характера роста и принципиально не может дать метастазов. Поэтому лечение рака in situ дает наиболее благоприятные результаты;

• Т1 – опухоль занимает незначительную часть стенки кишки;

• Т2 – опухоль занимает половину окружности кишки;

• ТЗ – опухоль занимает более 2/3 или всю окружность кишки, суживая просвет;

• Т4 – опухоль занимает весь просвет кишки, вызывая кишечную непроходимость и (или) прорастает в соседние органы.

Для опухоли молочной железы градация осуществляется по размерам опухоли, измеряемым в сантиметрах, для рака желудка – по степени прорастания стенки и распространения на отделы желудка и т. д.

N (nodes)узлы (лимфоузлы).Как известно, лимфа, оттекающая от органа, попадает сначала в ближайшие регионарные лимфоузлы (коллектор 1-го порядка), после них лимфа идет к группе более далеких лимфоузлов (коллекторы 2-го и 3-го порядков). Поэтому процесс распространенности рака можно охарактеризовать наличием или отсутствием злокачественных клеток в лимфатических узлах:

• Nx – нет данных о наличии метастазов в регионарных лимфоузлах (больной недообследован);

• No – в регионарных лимфоузлах нет метастазов;

• N1 – метастазы в коллекторе 1-го порядка;

• N2 – метастазы в коллекторе 2-го порядка;

• N3 – метастазами поражаются дальние лимфоузлы (коллектор 3-го порядка).

М (metastasis) – отдаленные метастазы:

• Мo – отдаленных метастазов нет;

• M1 – есть хотя бы один отдаленный метастаз.

Кроме того, существуют дополнительные параметры классификации TNM.

G (gradus) – степень злокачественности.Определяется гистологически (под световым микроскопом) по степени дифференцировки клеток:

• G1 – опухоли низкой степени злокачественности (высокодифференцированные);

• G2 – средней степени злокачественности (низкодифференцированные);

• G3 – высокой степени злокачественности (недифференцированные).

Р (penetration)проникновение.Только для опухолей полых органов. Показывает степень прорастания их в стенки.

Бессмертие раковой клетки

Патогенез (развитие) рака настолько фантастичен, что перед ним меркнет любая выдуманная человеком фантастика. Парадоксально, но факт: раковая клетка сумела воплотить мечту человечества – она стала бессмертной. Как я уже писала, каждая нормальная клетка организма может делиться только определенное количество раз, после чего она эту способность теряет и, когда отживает свой срок – умирает. Поэтому смертны и мы. Наша жизнь ограничена лимитом, который носит имя ученого, его открывшего, – лимитом Хайфлика. Лимит Хайфлика зависит от теломер – концевых участков ДНК. При каждом делении клетки в нормальных тканях теломеры укорачиваются на какие-то доли микрон. Когда они становятся совсем короткими – клетка перестает делиться и, прожив свой срок, умирает.

Если бы существовало средство наращивать теломеры, клетки могли бы делиться бесконечно, перестали бы умирать, и мы тоже жили бы вечно. И такое средство бессмертия существует. Существует с самого начала создания человека. Оно спрятано в нашей клетке. Это фермент теломераза, которая умеет наращивать теломеры и обеспечивать клеткам бессмертие. В организме здорового человека есть клетки, в которых активность теломеразы повышена, у таких клеток длина теломер постоянно восстанавливается. Поэтому эти клетки могут делиться бесконечное количество раз и не подвержены старению. Это стволовые клетки, активированные лимфоциты, клетки эпидермиса, мужские и женские половые клетки. Зато в большинстве зрелых клеток здорового организма теломераза вообще не синтезируется.

В злокачественных клетках фермент теломераза присутствует в очень активном состоянии. Парадокс! То, что было задумано как рецепт нашего бессмертия и, возможно, когда-нибудь им станет, в наше время превратилось в смертельную болезнь.

Повышенную активность теломеразы в злокачественных клетках связывают в настоящее время с повышенным образованием свободных радикалов. (Packer и. Fuehr, 1977 Chen и. Ames, 1994, Serra et al., 2000). Под воздействием радикального окисления активность теломеразы значительно возрастает, и теломеры раковой клетки удлиняются снова и снова. Доктор Д. Шей и его коллеги из Техасского университета обследовали 100 образцов злокачественных клеток человека из 18 различных тканей. В 98 из них была обнаружена положительная теломеразная активность, в то время как ни в одном образце нормальных тканей такой активности не зарегистрировано. Аналогичные данные получила доктор К. Грейдер из лаборатории «Колд Спринг Харбор» в Нью-Йорке. Ученые медицинской школы университета «Хирошима» сообщили о наличии теломеразной активности в 94 образцах ткани нейробластомы (из 100 исследованных) – опухоли нервной системы у детей.

Интересный научный факт: в экспериментальных работах для изучения роста опухоли в настоящее время ученые всего мира используют клетки HeLa. Эти клетки врачи получили в 1951 году, удалив опухоль шейки матки у больной раком – Генриетты Леке (Henrietta Lacks, отсюда название культуры HeLa). Женщина давно умерла, а ее раковые клетки по сей день используются в лабораторных исследованиях. Клетки HeLa действительно бессмертны: по оценкам, ежедневно производится несколько тонн этих клеток, причем все они являются потомками нескольких клеток, извлеченных из опухоли Генриетты Леке.

Итак, новые раковые клетки делятся непрерывно, при этом контроль точности копирования ДНК резко ослаблен. Возникающие клетки становятся все примитивнее. И вместе с тем злокачественная опухоль как бы приобретает целенаправленную волю для достижения единственной цели – беспрепятственно размножаться.

Рис. 45.Раковая клетка

Для этого она применяет различные способы и уловки. Большинство клеток в организме не селится в чужеродной ткани и не выходит за пределы своего органа. Для раковых клеток запретов нет: они могут двигаться как с током крови, так и самостоятельно, проходить через любые барьеры (скажем, из кровотока в мозг, чего не могут делать даже иммунные и стволовые клетки, имеющие доступ почти всюду) и оседать в любом месте. Метастазирование, или способность раковых клеток отделяться от исходной опухоли, мигрировать в другие ткани и порождать там вторичные опухоли, – еще одна характерная особенность злокачественных новообразований, сильно затрудняющая борьбу с ними.

Но даже этих страшных в своем могуществе свойств еще недостаточно, чтобы сделать раковую клетку неуязвимой. Раковые клетки еще могут быть остановлены, уничтожены иммунной системой. За сутки в организме может образовываться от тысячи до ста тысяч раковых клеток, однако все они уничтожаются организмом как чужеродные, потому что существуют защитные силы организма. Иммунологический надзор.

Идея существования иммунологической защиты от рака была высказана и обоснована крупнейшим австралийским иммунологом Ф. Бэрнетом. Он предположил, что защитное действие иммунной системы направлено не только против микробов, вызывающих воспалительные и инфекционные заболевания, но также против опухолевых клеток. И действительно, давно известным фактом является то, что злокачественные клетки возникают в каждом организме постоянно. Но развитие опухолей из этих клеток происходит во много раз реже, чем можно было бы ожидать. Однако при врожденной недостаточности иммунитета у детей или при токсическом влиянии на иммунитет некоторых веществ частота возникновения злокачественной опухоли увеличивается в 100–300 раз по сравнению с обычной.

Чаще всего систему иммунитета сравнивают с армией, в которой существуют разведка, боевые подразделения, штабное командование, контрразведка, генералы и солдаты.

Среди огромного набора войск иммунной системы со злокачественной опухолью могут бороться только некоторые из них: макрофаги, Т-лимфоциты-киллеры и натуральные киллеры. Им помогают интерлейкины, Т-хелперы, Т-супрессоры.

Макрофаги

Макрофаги – это, так сказать, низшее подразделение иммунной армии, обучения они не проходили, и их свойства защищать организм являются врожденными. Они так и называются – врожденный иммунитет. Макрофаги уничтожают своих (и наших) врагов весьма необычным способом – они их пожирают. «Фаг» в переводе с латинского – пожиратель, «мак» – большой. Получается «большой пожиратель». Макрофаги еще называют клетками-мусорщиками из-за их способности захватывать, поглощать, убивать и переваривать всех врагов, с которыми они соприкасаются. Макрофаги способны уничтожать не только бактерии и вирусы, но и раковые клетки. На поверхности макрофага находятся специальные рецепторы, которые распознают токсины, вырабатываемые микробной или раковой клеткой. Распознавание заставляет макрофаги двигаться в заданном направлении – в очаг инфекции, к месту максимальной концентрации вражеских молекул. Встретившись с микробной или раковой клеткой «лицом к лицу», макрофаг чудовищно видоизменяется, у него, как будто в фантастическом фильме, вырастают псевдоподии (множество ложных рук и ног), которыми он окружает и захватывает вражескую клетку. Прежде чем уничтожить врага, макрофаг проводит расследование, расщепляя его. А затем – макрофаг пожирает его. Среди продуктов, нарабатываемых макрофагами в очаге инфекции, есть особые молекулы, получившие название фактора некроза опухолей (ФНО). Название связано со способностью этих молекул убивать опухолевые клетки.

При переваривании микроба или раковой клетки макрофаг выставляет ее фрагменты на своей поверхности – «презентует» ее и движется с докладом к лимфоциту Т-хелперу. Между этими клетками образуется протоплазматический мостик – он хорошо виден под микроскопом. По нему расщепленный материал убитого микроба или раковой клетки поступает в Т-хелпер.

Но макрофагу удается переварить не все клетки. Микобактерии туберкулеза или проказы пользуются захватом их макрофагом, чтобы поселиться в нем и использовать макрофаг как безопасную крышу для своего длительного и безбедного существования. Опухолевые клетки тоже выработали защитную стратегию против макрофагов: они синтезируют фактор, подавляющий миграцию макрофагов (МИФ). МИФ, подобно яду змеи, обездвиживает макрофаги, пришедшие к опухоли, при этом макрофаги теряют свою подвижность, но сохраняют способность синтезировать биологически активные вещества. Это позволяет опухоли использовать обездвиженный макрофаг как фабрику по производству большого количества активатора, который переводит плазминоген в плазмин. Благодаря ему опухолевые клетки приобретают способность проникать в кровеносное русло и распространяться по организму. Кроме того, МИФ лишает макрофаги возможности передать информацию об обнаруженной опухоли другим иммунокомпетентным клеткам. Для эффективной работы макрофага нужно, чтобы он обладал двигательной активностью (миграция) и активной поглотительной и переваривающей способностью.

Т-лимфоциты

Буква «Т» в названии этой клетки – от слова «тимус». Так по-латыни именуется вил очковая железа. Этот важный иммунный орган находится в грудной клетке. Там под присмотром «нянек» – эпителиальных клеток и «кормилиц» – дендритных клеток проводят детство Т-лимфоциты. В вилочковой железе они получают образование и специализацию: становятся или Т-хелперами (от английского to help – помогать), или Т-супрессорами (от английского to supres-sion — подавлять), или Т-киллерами (от английского to kill — убивать). Потом они покидают родной дом и с током лимфы и крови переносятся в Т-зависимые зоны организма – на место работы. Там они размножаются и затем мигрируют по всему организму через лимфо– и кровоток.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.