характера и последовательности применения, функционального состояния, уровня подготовленности, индивидуальных особенностей пловцов, этапа и периода их подготовки и т.д.
На общеподготовительном этапе подготовительного периода в комплексных занятиях значительное место часто занимают средства, направленные на повышение уровня выносливости при работе аэробного характера (до 60 — 70 % общего "полезного" объема в метрах). В дальнейшем, с ростом тренированности, это соотношение может изменяться в пользу средств, повышающих скоростные возможности и специальную выносливость. Если спринтерские упражнения применяются в первой части занятия непосредственно после разминки, на них может затрачиваться до 40 — 50% времени. Когда скоростные упражнения планируются в конце занятий, их объем не должен быть большим — обычно не более 10—15% общего времени.
При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть положительным, при этом очередная нагрузка*усиливает сдвиги, вызванные предыдущей; нейтральным — очередная нагрузка существенно не изменяет характера и величины ответных реакций; отрицательным — нагрузка уменьшает сдвиги, вызванные предыдущим воздействием. Например, эффект упражнений гликолитической анаэробной направленности заметно усиливается, если им предшествует алактатная анаэробная работа и существенно снижается после длительной аэробной нагрузки.
Применение в занятиях на суше упражнений на гибкость перед упражнениями силового характера обеспечивает эффективное развитие гибкости и положительно сказывается на процессе силовой подготовки. Если же упражнения, направленные на развитие силовых
качеств и гибкости, чередуются, это оказывается эффективным для силовой подготовки, но одновременно сводит к минимуму эффективность работы по повышению подвижности в суставах.
Вторая группа занятий комплексной направленности обычно предполагает параллельное повышение скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера и выносливости при работе анаэробного и аэробного характера. В занятиях на суше может быть обеспечено параллельное развитие максимальной силы или силовой выносливости и подвижности в суставах. Занятия комплексной направленности с параллельным решением задач в основном применяются в базовых мезоциклах, т.е. в период так называемой фундаментальной подготовки. Целесообразность этих занятий объясняется большим суммарным объемом работы, который можно выполнить с помощью средств, составляющих их программы, относительной широтой воздействия и соответствием задач, стоящим перед спортсменами, их возможностям на данном этапе подготовки. При построении комплексных занятий этого типа вполне правомерно использовать все рекомендации, приведенные для занятий избирательной направленности.
Сочетание занятий избирательной и комплексной направленности в тренировочном процессе.Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от многих факторов: этапа многолетней и годичной подготовки, квалификации и подготовленности пловца, задач занятия и др. Наиболее мощное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, позволяющие сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия. Именно поэтому они наиболее широко применяются при подготовке пловцов высокого класса,