Современные мастера плавания в главных соревнованиях сезона стартуют от 1—2 до 10—12 раз. Естественно, что от количества стартов и дня основных заплывов во многом зависит структура построения их соревновательных микроциклов. На ней отражается и продолжительность соревнований. Например, олимпийская программа соревнований пловцов занимает 7 дней, мировые первенства проводятся в течение 6 дней, чемпионаты Европы — 5 — 6 дней, крупные международные турниры обычно 2 — 4 дня.
В соревновательных микроциклах пик нагрузки естественно приходится на дни стартов. В зависимости от их количества могут быть выделены микроциклы с наибольшими нагрузками в их начале, середине или конце, двухпиковые или многопиковые.
Если соревнования продолжительны, а старты приходятся на их заключительные дни, то в первые дни соревновательного микроцикла пловцы тренируются по программе, максимально приближен-
ной к программе подводящего микроцикла, непосредственно предшествующего соревнованиям. Если старты проводятся в первые дни соревнований, то в последующие дни пловцы, как правило, отдыхают или проводят занятия с малыми нагрузками восстановительного характера.
Содержание соревновательных микроциклов выдающихся пловцов исключительно разнообразно, что определяется программой их участия в соревнованиях, и индивидуальными особенностями, а также особенностями подготовки и соревновательной деятельности. В соревновательных микроциклах прежде всего должно быть обращено внимание на полноценное восстановление и обеспечение условий для пика работоспособности пловцов в дни основных стартов. Это требует организации специального режима соревновательных стартов, отдыха и тренировочных занятий, рационального питания, психологической настройки, применения средств восстановления.
*
часть
РАЗВИТИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПЛОВЦОВ
ГЛОВО 20 20.1. ВИДЫ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Силовая подготовка
Силовая подготовка — это развитие силовых качеств: максимальной и скоростной силы, силовой выносливости. Под максимальной силой следует понимать наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Скоростная сила — это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время, а силовая выносливость — это способность длительное вр^мя поддерживать достаточно высокие силовые показатели.
Силовая подготовка предусматривает не только повышение максимальных показателей силовых качеств, но и совершенствование способностей к их реализации в процессе соревновательной деятельности, что предполагает обеспечение соответствия между уровнем развития силовых качеств, совершенством спортивной техники и деятельности вегетативных систем.
Эффективность процесса силовой подготовки квалифицированных пловцов во многом зависит от технической оснащенности тренировочного процесса. В течение последних 20 —25 лет в практике силовой подготовки пловцов наряду с
использованием традиционных отягощений и сопротивлений (штанга, гантели, блочные устройства, преодоление массы собственного тела и сопротивления партнера и др.), стали широко применяться разнообразные специальные тренажерные устройства. При использовании того или иного силового тренажера руководствуются как минимум одним из следующих факторов:
• возможность выдержать основные методические требования к развитию того или иного вида силы;
• повышение эффективности управления и контроля за процессом силовой подготовки;
• возможность реализации принципа сопряженности в развитии силовых качеств и становления технического мастерства.
Наиболее удачными техническими и методическими решениями оказываются те, что связаны со всеми тремя факторами. Именно такие тренажерные устройства и основанные на их использовании тренировочные упражнения в достаточно короткий срок получили широкое распространение при подготовке пловцов в различных странах мира.
Сравнение эффективности использования различных подходов к процессу силовой подготовки пловцов высокой квалификации является достаточно сложным. Исследований, в которых проводилось бы корректное сравнение эффективности различных методов подготовки, сравнительно мало и они, в ос-