новным следует отнести значительно больший суммарный объем работы, который могут выполнить пловцы при одних и тех же объективных и субъективных показателях утомления. Нельзя не учитывать, что спортсмены, применяющие ограниченное количество тренировочных средств, быстро адаптируются к ним, и через определенное время эти средства уже не могут предъявить организму требования, стимулирующие эффективное протекание приспособительных процессов. Кроме того, различные упражнения, направленные на развитие одного и того же качества, имеют свои специфические особенности, выражающиеся в преимущественном воздействии на отдельные локальные свойства и способности, в сумме его определяющие. Распространено мнение о том, что с равным успехом можно добиться повышения аэробных возможностей, используя определенные режимы дистанционной, интервальной или переменной тренировки. Это служит основанием для отдельных специалистов рекомендовать одностороннее использование одного из методов. Однако здесь не принимается во внимание сложная структура аэробной производительности и то, что различные методы и средства не в равной мере способствуют совершенствованию ее различных свойств. Потому односторонний подход, заключающийся в преимущественном использовании для повышения аэробных возможностей какого-либо одного метода, нельзя считать эффективным.
Высокая эффективность занятий, основанных на использовании разнообразных однонаправленных средств, не означает необходимости исключения занятий с однообразной программой. Такие занятия могут, например, применяться, когда ставится задача совершенствования способностей спортсмена экономично выполнить заданную работу или повышения психологической устойчивости к длительному выпол-
нению монотонной и напряженной работы, что весьма важно для проявления специальной выносливости на длинных дистанциях.
Занятия комплексной направ ленности. Существует два варианта построения занятий, предусматри вающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия де лится на две или три относительно самостоятельные части. Например, в первой применяются средства по вышения скоростных возможнос тей, во второй и третьей — сред ства повышения выносливости при работе соответственно анаэробного и аэробного характера. Другой ва риант предполагает не последова тельное, а параллельное развитие двух, а иногда и нескольких ка честв. Например стандартная серия - 20 х 100 м со скоростью 85-90 % максимально возможной на этой дистанции и паузами отдыха 45 с, с одной стороны, имеет много обще го с интервальной тренировкой, способствующей повышению
уровня аэробной производительности, а с другой — предъявляет высокие требования к анаэробному (гликолитическому) пути энергообеспечения, стимулируя повышение выносливости при работе анаэробного характера.
Таким образом, занятия комплексной направленности можно разделить на две группы: с последовательным и с параллельным решением задач.
К первой группе относятся занятия на суше, в которых последовательно применяются упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах и максимальной силы; максимальной силы и силовой выносливости т.д. Занятия этой группы проводимые в воде, могут быть направлены на повышение: скоростных возможностей, выносливости при работе анаэробного и аэробного характера; ско-ростно-силовых возможностей и выносливости при работе аэроб-