Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Программа большевиков по национальному вопросу



 

Национальный вопрос был одним из самых актуальных в Российской империи. Однако, ни царское, ни Временное правительство разрешить его не могли и не хотели. В самых первых программных документах РСДРП уже намечена программа решения национального вопроса.

Возможны были различные пути его решения — унитарное государство, автономия, федерация и, наконец, конфедерация. Программный тезис о праве наций на самоопределение (при приоритете классовых интересов над нацио­нальными) не ограничивал пути решения вопроса о будущем национально­государственном устройстве. Сама позиция большевиков по этому вопросу с течением времени менялась — например, в 1913 г. В.И. Ленин допускал ре­шение национального вопроса в рамках «широкой областной автономии». В 1917 г. Ленин сформулировал принцип «союза свободных республик», т.е федерацию. Федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, законодательно закреплялся Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918).

В результате реализации первых шагов в области национальной полити­ки, 31 декабря 1917 г. подписан Декрет о признании государственной неза­висимости Финляндии, в августе 1918 г. — Декрет об отказе от договоров о разделе Польши, заключенных царизмом, отделилась Тува (1918); образо­вались и суверенные Советские республики (Украинская — декабрь 1917. Эстонская — декабрь 1918, Латвийская — декабрь 1918, Литовская — фев­раль 1918, Белорусская — январь 1919 и т.д.).

Малые народы, проживавшие компактно, получили в РСФСР автоно­мию двух уровней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР и др.) и областную (Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО).

Некоторые историки полагают, что большевики, провозглашая право наций на самоопределение, не ожидали, что на практике им пожелают вос­пользоваться практически все входившие в империю народы. В годы граж­данской войны на территории бывшей империи насчитывают до 70 госу­дарственных образований, причем некоторые из них существовали буквально несколько дней.

Тем не менее, при обсуждении II программы партии на VIII съезде РКП(б) большевики не отказались от тезиса о праве наций на самоопределение, хотя национальный вопрос и вызвал серьезные дискуссии.

Против выступили Бухарин и Пятаков. Они считали невозможными на­ционально-освободительные войны в условиях социализма, отрицали про­граммное требование о праве наций на самоопределение вплоть до отделе­ния. Они заявляли, что это право в условиях империализма неосуществимо, а при социализме — излишне, так как развитие общества идет в направле­нии слияния наций. Бухарин противопоставил программному требованию партии в национальном вопросе положение о самоопределении трудящихся классов каждой нации. Однако в тексте программы тезис о праве на само­определение именно наций остался без изменения.

Складывание военно-политическогосоюза республик.

 

В годы гражданской войны оформился военно-политический союз суве­ренных республик. Это было оформлено декретом ВЦИК от 1 июня 1919 г. В 'союз первоначально вошли Россия, Украина, Белоруссия, Латвия и Литва. Целью союза провозглашалась «борьба с империализмом». Последовало объ­единение вооруженных сил, вводилось единое военное командование (Рево­люционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представи­тели республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления, были объединены совнархозы, железнодорожный транспорт, наркоматы труда и финансов. В период подготовки к междуна­родной конференции в Генуе сложился дипломатический союз республик.

Такая форма объединения получила название договорной федерации. Свое­образие ее заключалось в том, что российские управленческие структуры фак­тически играли роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторгани­заций. Задача момента — достижение единства военных действий, — была ре­шена, но одновременно суверенитет республик был несколько ограничен.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.