Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СССР капиталистическими странами



 

Первая международная конференция с участием России проходила в Генуе с 10 апреля по 19 мая 1922 г. Наряду с Россией в ней приняли участие 29 стран (США — в качестве «наблюдателя»). Советскую делегацию возглавлял народ­ный комиссар иностранных дел Г.В. Чичерин. Основной целью созыва конфе­ренции являлось стремление великих капиталистических держав решить в свою пользу вопрос о национализированном имуществе иностранных капиталистов в России и о долгах царского и Временного правительств. Что касается Совет­ской республики, то она была заинтересована в получении кредитов — прежде всего для воссгановления разрушенного войной народного хозяйства.

В ходе конференции среди представителей буржуазных государств об­разовалось две группировки:

англо-итальянская, готовая пойти на некоторые уступки (частичный от- каз от военных долгов прежних правительств, замена реституции собствен­ности иностранцев на территории России компенсацией в форме долго­срочной аренды, концессии и т.п.);

франко-бельгийско-японская, занявшая непримиримую позицию (вы- плата всех долгов, возвращение национализированного имущества и т.д.). Впрочем, по отношению к России представители и той и другой группиро­вок выступали единым фронтом.

Советской делегации был предъявлен Лондонский меморандум экспер­тов, предусматривавший создание Комиссии русского долга (по образцу комиссий в колониально-зависимых странах), которая имела бы возможность вмешиваться во внутренние дела Советского государства. В ответ со­ветская делегация предъявила контрпретензии Советской России (меморан­дум от 20 апреля и от 11 мая) в связи с ущербом, нанесенным интервентами ее хозяйству в ходе гражданской войны (39 млрд. золотых руб.).

Огромное значение для укрепления позиций советской делегации на конфе­ренции имело подписание двустороннего Рапалльского договора России и Гер­мании (16 апреля 1922 г.), предусматривавшего восстановление дипломатических отношений, взаимный отказ от возмещения военных расходов и убытков, а также отказ Германии от претензий в связи с аннулированием старых долгов и нацио­нализацией иностранной собственности в России. Германия, потерпевшая пора­жение в I-й мировой войне и поставленная Версальским мирным договором в по­ложение изгоя в международных отношениях, являлась естественным союзником Советской республики. И для Германии, и для России дипломатическое и эконо­мическое сотрудничество означало прежде всего прорыв дипломатической изо­ляции, в которую эти страны были поставлены международным сообществом. Одновременно заключение этого договора стало поворотным пунктом во взаимо­отношениях России с западноевропейскими государствами, при том, что Герма­ния на протяжении целого десятилетия оставалась для России главным политиче­ским и экономическим партнером в Европе.

На Генуэзской конференции Советская делегация поставила также во­прос о всеобщем разоружении, однако участники конференции обсуждать его отказались.

Гаагская конференция (26 июня (19 июля) 1922 г.) явилась продолжени­ем Генуэзской, но на ней присутствовали не полномочные представители стран-участниц, а только эксперты. Приглашены были все страны — участ­ницы Генуэзской конференции, кроме Германии. Обсуждались те же вопро­сы, что и в Генуе. Из-за непримиримой позиции США, Франции и Бельгии конференция не привела к каким-либо практическим результатам.

Вопрос о разоружении стал центральным на Московской международной конференции (2-12 декабря 1922 г.), в работе которой приняли участие погра­ничные страны: Россия, Польша, Финляндия, Латвия и Эстония. Советская де­легация предложила план взаимного пропорционального сокращения сухопут­ных вооруженных сил, их уменьшение в течение 1,5-2 лет до 1/4 наличного состава (т.е. на 75%). Предлагалось также сократить военные расходы путем установления одинаковой для всех договаривающихся сторон бюджетной циф­ры расходов на одного военнослужащего; осуществить взаимную нейтрализа­цию пограничной зоны и распустить все иррегулярные военные формирования.

Делегации Польши, Финляндии, Латвии и Эстонии выдвинули проект договора о ненападении и арбитраже и согласились сократить вооруженные силы на 25%. Однако 11 декабря в декларации-ультиматуме эти государства выступили против пропорционального сокращения армий, и переговоры, таким образом, были сорваны.

Еще одна международная конференция начала 20-х гг., в работе которой активное участие принимала Россия — Лозаннская — состоялась 20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г.( 2-й этап начался 23 апреля 1923 г.). В конферен­ции участвовали: Англия, Франция, Италия — в качестве «приглашающих держав»; Япония, Греция, Румыния, Югославия, Турция. От США традици­онно присутствовал «наблюдатель». Советская Россия, Болгария, Албания, Бельгия, Голландия, Испания, Португалия, Норвегия и Швеция были при­влечены лишь к обсуждению отдельных вопросов (для России это был во­прос о черноморских проливах).

Центральными в работе конференции являлись проблемы Ближнего и Среднего Востока.

Программа советской делегации, которую возглавлял Г.В. Чичерин, была от­ражена в выступлении 19 декабря 1922 г.: удовлетворение национальных стрем­лений Турции; закрытие проливов Босфор и Дарданеллы для всех военных ко­раблей в мирное и военное время; полная свобода торгового мореплавания.

Английский проект, предложенный Керзоном и поддержанный Франци­ей, Италией, США и Турцией, начавшими сепаратные переговоры, преду­сматривал признание права свободного прохода через проливы военных ко­раблей всех стран как в мирное, так и в военное время; демилитаризацию побережья проливов и передачу контроля над ними международной комис­сии с участием не только черноморских держав, но и тех, которые находят­ся в большом отдалении от Черного моря.

На второй этап переговоров советская делегация не была допущена (предлог — в повестке не стоял вопрос о проливах).

Между тем, фактически без участия России 24 июля между союзными державами и Турцией был подписан мирный договор и Конвенция о режи­ме проливов, в основу которой положен проект Керзона, хотя и с ограниче­нием тоннажа военных кораблей, которые могли вводить в Черное море не­черноморские державы.

14 августа в Риме была подписана соответствующая Лозаннская конвен­ция, не ратифицированная СССР как нарушающая его законные права и не гарантирующая мира и безопасности черноморским странам.

Успехи Советской внутренней и внешней политики начала 20-х гг. подго­товили почву для дипломатического признания Советского государства ве­дущими капиталистическими странами Европы. Несмотря на то, что ни на Генуэзской, ни на Гаагской, ни на Московской, ни на Лозаннской междуна­родных конференциях советской дипломатии не удалось достичь соглашения ни по одному из рассмотренных вопросов, в целом ее дебют на международ­ной арене можно было признать вполне успешным — провозгласив основные принципы своей внешней политики, Советская республика не поступилась ни одним из этих принципов. Международное положение России значительно окрепло. Рапалльский договор с Германией нанес сокрушительный удар по политике изоляции Советского государства.

В результате 1924 год стал годом признания СССР ведущими капитали­стическими державами.

В течение 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с 13 буржуазными странами, заключил ряд торговых договоров.

1 февраля 1924 г. последовало признание СССР Великобританией; 7 февраля 1924 г. — Италией, с которой одновременно был подписан торго­вый договор, базировавшийся на режиме наибольшего взаимного благопри­ятствования. Он предусматривал признание монополии внешней торговли СССР, определял правовое положение торгового представительства СССР. предоставлял торговому представителю и членам совета торгпредства им­мунитет, а конторам торгпредства — экстерриториальность.

В течение 1924 года СССР установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией.

В апреле 1924 г. было подписано соглашение с Геджасом — первым араб­ским государством, вступившим в дипломатические отношения с СССР; 28 октября 1924 г. — с Францией; 31 мая 1924 г. — с Китаем; 20 января 1925 г. — с Японией (японские войска выводились с Северного Сахалина; Японии предоставлялись концессии на Северном Сахалине и на Дальнем Востоке); 4 августа 1924 г. — с Мексикой, первым латиноамериканским государством, вступившим в дипломатические отношения с СССР (вторым — и последним до П-й мировой войны — был Уругвай — 21-22 августа 1926 г.).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.