Общие условия судебного разбирательства — это такие уголовно-процессуаль- ные нормы, которые применяются в судебном разбирательстве по каждому уго- ловному делу, т.е. имеют по отношению к этой стадии общий характер. С учетом этого обстоятельства в текстах кодексов их обычно выделяют в отдельную главу, что обеспечивает удобство пользования нормативным материалом. К числу об- щих условий судебного разбирательства относятся следующие положения: под- судность, непосредственность исследования доказательств, устность и гласность судебного разбирательства, неизменность состава суда, равенство прав сторон, участники судебного разбирательства, пределы судебного разбирательства, су- дебные решения, принимаемые в судебном разбирательстве, регламент судебно- го заседания, меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании, про- токолирование судебного заседания.
Непосредственность исследования доказательств, устность и гласность судебно- го разбирательства являются не только общими условиями судебного разбиратель- ства, но и принципами состязательного уголовного судопроизводства. Они были под- робно рассмотрены нами в гл. 4 учебника.
Подсудность
Подсудность есть совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный суд, который правомочен рассмотреть это дело в каче- стве суда первой инстанции. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Реализации данного кон- ституционного положения служат правила определения предметной (родовой), персональной и территориальной подсудности.
Предметный (родовой) признак подсудности определяется особенностями пред- мета производства по уголовному делу, т.е. родом и характером рассматриваемых уго- ловных дел. Род уголовных дел определяется квалификацией деяния по статьям Осо- бенной части УК, характер — некоторыми другими признаками, например наличием в материалах дела сведений, составляющих государственную тайну. С помощью пред- метной подсудности обеспечивается разграничение компетенции судов разных уров- ней (звеньев) судебной системы.
УПК прежде всего устанавливает предметную подсудность мировых судей (ч. 1 ст. 31). Им подсудны дела о преступлениях, караемых наказанием не более 3 лет ли- шения свободы, за изъятием тех видов преступлений, которые перечислены в ч. 1 ст. 31. Уголовные дела, подсудные мировому судье, о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются су- дьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном для произ-
водства у мирового судьи. В этих случаях приговор и постановление могут быть об- жалованы в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30).
Подавляющее большинство уголовных дел рассматривают районные суды. По- этому их предметная подсудность определяется методом исключения: районным су- дам подсудны дела о всех преступлениях, за изъятием уголовных дел, составляющих предмет ведения других федеральных судов всех уровней (включая военные) и миро- вых судов.
Предметная подсудность верховных судов республик, краевых (областных) су- дов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов определяется в УПК двумя способами. Во-первых, путем прямого указания видов преступлений, дела о которых отнесены к компетенции судов этого уровня. Это не только дела о тяжких или особо тяжких преступлениях, но и о преступлениях средней и небольшой тяжести (ст. 294—302 УК РФ и др.). Во-вторых, к предметной подсудности этих судов отнесены уголовные дела, переданные в данные суды в по- рядке ст. 34, 35 УПК, а также те, в материалах которых содержатся сведения, состав- ляющие государственную тайну.
В случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких пре- ступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33).
Персональный признак устанавливает специальные нормы о подсудности уголов- ных дел в зависимости от того или иного социального положения обвиняемого (под- судимого), что является определенным изъятием из принципа о равенстве всех перед законом и судом. Персональную подсудность закон устанавливает в отношении: а) военнослужащих и приравненных к ним лиц; б) отдельных категорий должност- ных лиц, пользующихся служебным иммунитетом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны дела о преступлениях, в соверше- нии которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сбо- ры, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (последняя группа граждан совсем не упоминается в УПК). Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, в том числе граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совер- шены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, непод- судны военным судам.
Подсудность военным судам при конкуренции признаков персональной подсуд- ности с иными судами может определяться по так называемой связи дел. Если уголов- ное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то оно может рассматриваться военным судом лишь при непременном условии, что против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии воз- ражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрис- дикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невоз- можно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответству- ющим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК).
В данное время по персональному признаку определяется подсудность дел Вер- ховному Суду РФ. Как суд первой инстанции он должен рассматривать уголовные дела депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и судей федераль- ных судов в случае, если они до начала судебного разбирательства заявят об этом ходатайство (ст. 452), что служит важной гарантией независимости указанных лиц.
Кроме того, Верховному Суду РФ также подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности. В настоящее время таким законом является Федеральный конституционный закон
«О военных судах Российской Федерации». Согласно ст. 9 этого Закона Военная кол- легия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции, в частности, дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
Территориальный признак подсудности состоит в том, что уголовное дело под- лежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Это способствует более полному исследованию обстоятельств дела и учету местных условий. Если оп- ределить место совершения преступления невозможно (например, кража совершена в поезде дальнего следования и точный момент ее окончания неизвестен), дело под- судно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное след- ствие или дознание по делу. Когда же преступления совершены в разных местах, то уголовное дело по постановлению вышестоящего суда передается тому суду, юрис- дикция которого распространяется на то место, где совершено большинство преступ- лений, подлежащих рассмотрению по данному делу, или где совершено наиболее тяж- кое из них.
Согласно ст. 35 УПК территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена в следующих случаях:
— по ходатайству стороны — в случае удовлетворения заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;
— по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело:
а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рас- сматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода (ст. 63),
б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данно- го уголовного дела.
При этом изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства. Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном для судебного порядка рассмотрения жалоб (ч. 3, 4, 6 ст. 125).
Судья, установив в порядке подготовки к судебному заседанию, что поступив- шее к нему дело неподсудно данному суду, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 227 обязан вынести постановление о направлении дела по подсудности. Уголовное дело направ- ляется по подсудности непосредственно в тот суд, которому оно подсудно. Вместе с тем закон предписывает и исключение из этого общего правила. Так, суд вправе
оставить уголовное дело, подсудное другому суду того же уровня, в своем производ- стве, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании, а подсудимый на это согласен. Однако когда уголовное дело подсудно вышестоящему суду или во- енному суду, то оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ст. 34).
Споры о подсудности между судами не допускаются. Любое уголовное дело, пе- реданное из одного суда в другой в рассмотренном выше порядке, подлежит безус- ловному принятию к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36). Данная норма направлена на предотвращение случаев волокиты и препирательств между су- дами по поводу подсудности. Суд не вправе отказываться от рассмотрения уголовно- го дела, направленного ему в соответствии со ст. 34 и 35.