Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контроль и запись переговоров



Контроль и запись переговоров как следственное действие состоит: а) в пору- чении следователем специализированным органам вести прослушивание и за- пись переговоров путем использования любых средств коммуникации лиц, ко- торые могут располагать сведениями, имеющими значение для уголовного дела; б) в истребовании полученной фонограммы; в) в фиксации содержания перего- воров в протоколе (п. 14.1 ст. 5; ст. 186 УПК).

Данное следственное действие во многом напоминает сходные с ним оператив- но-розыскные мероприятия — прослушивание телефонных переговоров, звуковое


 

наблюдение, снятие информации с технических каналов связи, контроль сообщений. С точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи произво- дится оперативными подразделениями технической разведки ФСБ, ОВД, органов гос- наркоконтроля в условиях конспирации, т.е. оперативно-розыскными средствами. Это дает некоторым авторам повод утверждать, что контроль и запись переговоров не яв- ляются следственным действием, так как между прослушивающими переговоры орга- нами и прослушиваемыми лицами они не усматривают каких-либо процессуальных правоотношений1. Следует, однако, учитывать, что некоторые процессуальные отно- шения в ходе самого прослушивания и записи все же возникают — при даче следова- телем поручения специализированному подразделению органа дознания о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих дей- ствий. Определенные правоотношения имеют место и между прослушивающими пе- реговоры органами и прослушиваемыми лицами. Так, последние имеют право на то, чтобы прослушивание производилось лишь с разрешения суда и не более установ- ленного им срока. Впрочем, аналогичные права предоставляет прослушиваемым ли- цам и законодательство об оперативно-розыскной деятельности (ст. 8—9 Федераль- ного закона «Об оперативно-розыскной деятельности), поэтому их нельзя признать сугубо процессуальными. Признаками следственного действия в полной мере обла- дают не все элементы контроля и записи переговоров, предусмотренные ст. 186 УПК. Любое следственное действие по форме представляет собой открытое (неконспира- тивное и до известной степени гласное) восприятие следователем или сотрудниками органа дознания фактических обстоятельств дела в порядке, детально урегулирован- ном уголовно-процессуальным законом. Собственно процесс контроля и записи пере- говоров (ч. 4—5 ст. 186), осуществляемый конспиративно оперативными подразделе- ниями органов дознания, этим требованиям не отвечает. Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулирует- ся. По существу, они вплотную приближаются к оперативно-розыскному мероприя- тию, выполняемому по поручению следователя. Напротив, осмотр и прослушивание следователем полученной таким способом фонограммы с участием понятых, при не- обходимости — специалиста, а также лиц, чьи переговоры записаны (ч. 7 ст. 186), несомненно, обладают признаками следственного действия.

Контроль и запись переговоров необходимо отграничивать также от ареста и вы- емки почтово-телеграфных отправлений. Между ними существует два основных раз- личия. Во-первых, арест и выемка состоит в контроле, задержании и изъятии матери- альных носителей информации, уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы, отправленные по электронной почте). При контроле и записи переговоров материальные носители — фонограммы создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся уст- но. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является спе- циализированное оперативное подразделение органа дознания, которое их прослуши- вает и записывает. В выемке же почтово-телеграфных отправлений принимает участие обычный (неконспиративный) оператор связи, через который передаются сообщения.

Основанием для производства контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения из них относящихся к делу сведений. Контролю и записи

 

1 См.: Шейфер С.А. Следственные действия. М., 2001. С. 63.


 

могут быть подвергнуты как телефонные, так и любые другие устные переговоры подо- зреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о пре- ступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. В каче- стве условия для проведения данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 4—5 ст. 15 УК РФ).

По общему правилу контроль и запись переговоров производится по судебному ре- шению, выносимому в порядке ст. 165 УПК. Без судебного решения данное следственное действие может производиться по письменному заявлению одного из участников перего- воров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства или иных преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких.

Срок контроля и записи переговоров не может превышать ординарного срока пред- варительного следствия и устанавливается в пределах 6 месяцев.

Порядок осуществления контроля и записи переговоров включает в себя несколько этапов.

1. Вынесение следователем мотивированного постановления о возбуждении пе- ред судом ходатайства о контроле и записи переговоров. Оно направляется в суд в порядке ст. 165. Постановление судьи об осуществлении контроля и записи перегово- ров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения. Если кон- троль и запись переговоров ведется по письменному заявлению их участника, то су- дебное разрешение не требуется.

2. Техническое производство контроля и записи переговоров специализирован- ным подразделением органа дознания.

3. Истребование следователем фонограммы переговоров от органа, осуществляю- щего их контроль и запись, может быть сделано в любое время в течение всего срока контроля и записи. В ответ на запрос следователя фонограмма ему передается в опечатанном виде с сопроводительным письмом, с указанием времени начала и оконча- ния записи, кратких технических характеристик использованных средств. При этом не нужны сведения о лицах, которые осуществляли сами контроль и запись переговоров.

4. Осмотр и прослушивание фонограммы следователем производится в присут- ствии понятых. В осмотре могут участвовать специалист и лица, чьи переговоры за- писаны. О результатах осмотра составляется протокол по правилам ст. 166, причем в нем излагается (дословно) лишь та часть фонограммы, которая, по мнению следова- теля, имеет отношение к данному делу. Однако вся фонограмма в полном объеме при- общается к делу в качестве вещественного доказательства.

Контроль и запись переговоров прекращаются по постановлению следователя, когда в них отпадает необходимость, либо истекает установленный судом срок их производства или срок предварительного следствия, либо прекращается уголовное дело, или приостанавливается предварительное расследование.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.