Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проверка сообщений о преступлениях



После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его провер- ка. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передачи сообщения по подследственности, то прове- рочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. На- пример, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах опера- тивной проверки, то, как правило, данных для возбуждения дела бывает достаточно. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения сле- дов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имуще- ства (ст. 157 УПК).

Проверка заключается в проведении проверочных действий — собирании допол- нительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указы- вающих на признаки преступления. Проверка осуществляется путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия пред- ставленных предметов и документов (ст. 86). В числе таких действий могут быть по- лучены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены тре- бования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК и иными нормативными актами: федеральными законами «О про- куратуре Российской Федерации» (ст. 6), «О Федеральной службе безопасности» (ст. 13), Законом РФ «О милиции» (ст. 11) и др.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих при- нудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается. Это объясняется необходимостью взвешенного применения мер процессуального принуждения; при этом общим условием их применения служит именно наличие в деянии данных, указывающих на признаки преступления. Поэтому до установления таких признаков невозможно не только возбуждение дела, но и при- менение принуждения. Исключение предусмотрено лишь для неотложного осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент при- нуждения минимален (оцепление места происшествия).

На наш взгляд, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но еще до получения согласия прокурора в некоторых случаях допускается проведе- ние следственных действий (назначение экспертизы, освидетельствование — подроб- нее об этом см. в следующем параграфе).

Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела может прово- диться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным за-


 

конодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессу- альным органам в порядке ст. 86, 89 УПК1.

Процессуальный закон (ч. 2 ст. 144) предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное из- дание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма пе- риодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г.

«О средствах массовой информации») (далее — Закон о СМИ). Сам факт распростра- нения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок процессуальной проверки (а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи). Рапорт об обнаружении признаков преступления следователь подает руководителю следствен- ного органа, а дознаватель — прокурору. При недостаточности данных о признаках преступления руководитель следствнного органа — следователю, а прокурор — орга- ну дознания дает письменное поручение с соблюдением правил подследственности провести предварительную проверку сообщения о преступлении.

Редакция СМИ обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Эта норма действует для предвари- тельной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяют- ся общие правила доказывания. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Одна- ко после возбуждения дела следователь или дознаватель по судебному решению вправе произвести принудительную выемку документов, содержащих охраняемую Законом о СМИ тайну (ч. 3 ст. 183 УПК в ред. от 05.06.2007 г.). Главный редактор не может отка- заться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.