После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его провер- ка. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передачи сообщения по подследственности, то прове- рочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. На- пример, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах опера- тивной проверки, то, как правило, данных для возбуждения дела бывает достаточно. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения сле- дов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имуще- ства (ст. 157 УПК).
Проверка заключается в проведении проверочных действий — собирании допол- нительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указы- вающих на признаки преступления. Проверка осуществляется путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия пред- ставленных предметов и документов (ст. 86). В числе таких действий могут быть по- лучены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены тре- бования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК и иными нормативными актами: федеральными законами «О про- куратуре Российской Федерации» (ст. 6), «О Федеральной службе безопасности» (ст. 13), Законом РФ «О милиции» (ст. 11) и др.
По общему правилу производство следственных действий (как обладающих при- нудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается. Это объясняется необходимостью взвешенного применения мер процессуального принуждения; при этом общим условием их применения служит именно наличие в деянии данных, указывающих на признаки преступления. Поэтому до установления таких признаков невозможно не только возбуждение дела, но и при- менение принуждения. Исключение предусмотрено лишь для неотложного осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент при- нуждения минимален (оцепление места происшествия).
На наш взгляд, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но еще до получения согласия прокурора в некоторых случаях допускается проведе- ние следственных действий (назначение экспертизы, освидетельствование — подроб- нее об этом см. в следующем параграфе).
Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела может прово- диться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным за-
конодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессу- альным органам в порядке ст. 86, 89 УПК1.
Процессуальный закон (ч. 2 ст. 144) предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное из- дание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма пе- риодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г.
«О средствах массовой информации») (далее — Закон о СМИ). Сам факт распростра- нения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок процессуальной проверки (а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи). Рапорт об обнаружении признаков преступления следователь подает руководителю следствен- ного органа, а дознаватель — прокурору. При недостаточности данных о признаках преступления руководитель следствнного органа — следователю, а прокурор — орга- ну дознания дает письменное поручение с соблюдением правил подследственности провести предварительную проверку сообщения о преступлении.
Редакция СМИ обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Эта норма действует для предвари- тельной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяют- ся общие правила доказывания. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Одна- ко после возбуждения дела следователь или дознаватель по судебному решению вправе произвести принудительную выемку документов, содержащих охраняемую Законом о СМИ тайну (ч. 3 ст. 183 УПК в ред. от 05.06.2007 г.). Главный редактор не может отка- заться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.