Отстранение от должности (ст. 114 УПК) — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении подозреваемого или обвиняемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производ- ству по делу или исполнению приговора.
Анализ процессуального закона позволяет выделить три специальных условия временного отстранения от должности:
а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого или обвиняемого; б) наличие у подозреваемого или обвиняемого статуса должностного лица. Фор-
мально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскры- вает термин «должностное лицо», используемый в процессуальном законе (ст. 114 УПК). Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвра- щения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполне- ние приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Данная мера может обеспечивать исполнение буду- щего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Поэтому обвиняемый дол- жен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по спе- циальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (осо- бенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК РФ предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Напри- мер, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых докумен- тов; водитель, обвиняемый в преступном нарушении правил дорожного движения;
в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Содержание обвиняемого в условиях жесткой изо- ляции обычно само по себе исключает выполнение им своих трудовых обязанностей. Основанием временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от долж- ности является обоснованное предположение, что при исполнении им своих должно- стных обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, вос- препятствовать выяснению истины по делу, также необходимость исполнения возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом дея- тельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установлен-
ных путем доказывания.
В досудебных стадиях для временного отстранения подозреваемого или обвиня- емого от должности (кроме высших должностных лиц страны) следователь с согла- сия руководителя следственного огана, а дознаватель — с согласия прокурора выно- сит мотивированное постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данная мера принуждения ограничивает конституционное право на рас- поряжение способностями к труду и выбор профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 37
Конституции РФ), поэтому применяется только по судебному решению (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК). Ходатайство рассматривается районным (или военным того же уровня) су- дьей (ч. 9 ст. 31) по месту производства предварительного следствия. В течение 48 часов судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом. Постановление об отстранении от должности направляется администрации по месту работы подозреваемого или обвиняемого, которая обязана его исполнить.
Процессуальный закон прямо не предусматривает временное отстранение от долж- ности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собствен- ной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя).
В постановлении о временном отстранении от должности указывается решение судьи о назначении обвиняемому государственного пособия в размере 5 МРОТ.
Временное отстранение от должности отменяется по постановлению следователя, дознавателя, прокурора, судьи или по определению суда, когда отпадают основания для его применения. Во всяком случае отстранение от должности отменяется при отпадении: а) общих условий для применения мер процессуального принуждения: при пре- кращении уголовного дела (ст. 213, 239); постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311); обращении об- винительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393); приостановлении уго-
ловного дела;
б) специальных условий для применения этой меры принуждения: прекращении уголовного преследования в отношении этого подозреваемого или обвиняемого, пре- кращении его трудовых отношений (ст. 77 ТК РФ); заключении обвиняемого под стра- жу или под домашний арест.
Для отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (губернатора края, предсе- дателя правительства республики) существует специальная процедура (ч. 5 ст. 114 УПК). При условии обвинения столь высокопоставленного руководителя в соверше- нии умышленного преступления, за которое предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы, Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ мотивиро- ванное представление о временном отстранении от должности указанного лица. Пре- зидент в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение об отстранении от должности или об отказе в этом.
Для ряда категорий должностных лиц, обладающих служебным иммунитетом, установлен особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых (ст. 447—448 УПК). При соблюдении этого порядка временное отстра- нение их от должности производится на общих основаниях.
Решение суда об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляци- онном, кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по мес- ту его работы1.
1 См. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.99 № 5-П по делу о проверке кон- ституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и 220 УКП РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и ООО «Моноком» // СЗ РФ. 1999. № 14.
Кроме специальной меры принуждения в виде временного отстранения от долж- ности на практике иногда используется другая процедура. Если по делу будет уста- новлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководите- ля) послужила условием совершения преступления, то следователь вправе направить представление соответствующей администрации (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное оп- ределение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация, рассматривая представление и частное определение, имеет право (но не обязана) отстра- нить от работы или уволить обвиняемого в соответствии с законодательством о труде.