Право на обжалование действий, бездействия и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, является продолжением и конкретизацией принципа охраны прав и свобод человека в уголовном судо- производстве (ст. 11 УПК). В нем реализованы нормы Конституции РФ, устанав- ливающие право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), и право на судебную защиту (ч. 1, 2 ст. 46). Обжалованию подлежат не только действия, но также бездействие и решения орга- на дознания, дознавателя, следователя и прокурора. Это делает возможной защи- ту прав даже в тех случаях, когда следователем, дознавателем, прокурором и су- дом не выносится никакого процессуального решения, которое могло бы быть предметом обжалования, но именно это нарушает права заинтересованных лиц (например, уклонение от оформления сообщений о совершенном преступлении либо от возбуждения уголовного дела без вынесения постановления об отказе; перенесение судьей судебного заседания без вынесения решения о его отложе- нии и т.д.).
Право обжалования предоставлено не только сторонам и иным участникам уго- ловного судопроизводства, но и любым лицам, интересы которых неправомерно стра- дают от процессуальных решений и действий.
Закон предусматривает двоякую возможность обжалования по выбору заявите- ля — руководителю следственного органа, прокурору или в суд.
1. Обжалование действий, бездействия и решений дознавателя, органа дозна- ния и следователя руководителю следственного органа, прокурору.
Руководитель следственного органа, прокурор, осуществляющий надзор за дея- тельностью органов предварительного расследования, должен рассмотреть жалобу, поданную заинтересованным лицом, не позднее 3 суток со дня ее получения. Срок рассмотрения прокурором жалобы может быть продлен руководителем следственно- го органа, прокурором с 3 до 10 суток в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять какие-либо иные меры, о чем уведомляется заявитель. О продлении срока рассмотрения жалобы руководитель следственного органа, прокурор должен принять особое мотивирован- ное решение, которое должно иметь форму постановления. По результатам рассмот- рения жалобы руководитель следственного органа, прокурор выносит мотивирован- ное постановление — как о полном или частичном удовлетворении жалобы, так и об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о ре- шении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, следователь также вправе обжаловать указания руководителя следственного органа вышестояще- му руководителю следственного органа. Обжалование следователем таких указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания каса- ются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются толь- ко по судебному решению, а также направления дела к прокурору или его прекраще- ния. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего след- ственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч. 3 ст. 39). Жалобы следователя должны иметь письменную форму.
Следователь также вправе (с согласия руководителя следственного органа) обжа- ловать постановление прокурора о возвращении ему уголовного дела для производ- ства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устране- ния выявленных недостатков вышестоящему прокурору, а при несогласии следовате- ля с решением последнего — Генеральному прокурору РФ — с согласия Председате- ля Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (ч. 4 ст. 221). Дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокуро-
ру, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Однако обжалование дознава- телем данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).
Закон предусматривает также фактически обжалование решений руководителей следственных органов и прокурором (ч. 6 ст. 37). Так, при несогласии руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, про- курор вначале вправе обратиться с требованием об устранении нарушений к руково- дителю вышестоящего следственного органа. Если последний не согласен с требова- ниями прокурора, то прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального
органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае их отказа прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Россий- ской Федерации, решение которого является окончательным.
2. Обжалование действий, бездействия и решений дознавателя, органа дозна- ния, следователя и прокурора в суд.
Жалоба может быть подана непосредственно в районный суд по месту производ- ства предварительного расследования заявителем, его защитником, законным пред- ставителем или представителем. Она может быть подана этими лицами также через дознавателя, следователя или прокурора. Жалобы обвиняемых или подозреваемых, содержащихся под стражей, должны не позднее следующего за днем подачи жалобы рабочего дня направляться адресату.
В суд могут быть обжалованы не все решения и действия (бездействие) дознава- теля, следователя, прокурора, но только: а) об отказе в возбуждении уголовного дела, б) о прекращении уголовного дела, в) все иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участни- ков уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Они могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследова- ния (ч. 1 ст. 125). Решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела выделены в этом перечне особо, поскольку наиболее очевидным об- разом препятствуют реализации конституционного права граждан на доступ к право- судию (ст. 52 Конституции РФ). Таким образом, законом установлен общий критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в суд, — это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Сам факт нарушения конституци- онных прав и свобод граждан является достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства. Так, например, может быть обжаловано в суд нарушение конституционного права, сформулированного в виде запрета на использование судебных доказательств, полученных с нарушением феде- рального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ). Практически это означает, что резуль- таты любого следственного действия могут быть обжалованы в суд по мотивам нару- шения при его проведении требований федерального закона. Согласно правовым позициям, выработанным Конституционным Судом РФ, в суд может быть обжалова- но и постановление о возбуждении уголовного дела1, а также неоднократное возоб- новление прекращенного уголовного дела, в том числе по одному и тому же основа- нию2.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость ограничения права на судебное обжалование действий
1 При проверке законности постановления о возбуждении уголовного дела суд, не предрешая вопроса о виновности лица, вправе выяснять следующие вопросы: соблюден ли порядок вынесе- ния данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обсто- ятельства, исключающие производство по делу (см. определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2002 № 300-О по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 116, 211, 218, 219 и 220 УПК РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ и жалобами ряда граждан).
2 См. определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 328-О по запросу Советского районного суда г. Челябинска о проверке конституционности ч. 1 и 3 ст. 214, п. 1 и 2 ст. 254, ст. 406, 407, 408 и ч. 6 ст. 410 УПК РФ.
и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том лишь основании, что эти граждане не были признаны в установленном УПК порядке конк- ретными участниками производства по уголовному делу (подозреваемым, обвиняе- мым, потерпевшим и т.д.). Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического поло- жения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права1. На- пример, лицо, в жилище которого был произведен обыск, вправе обжаловать дей- ствия и решения следователя, имевшие место в ходе обыска, в суд, несмотря на то что до этого оно не принимало никакого участия в данном деле. К участию в судебном заседании должны быть допущены защитник подозреваемого или обвиняемого либо представитель потерпевшего, даже если ранее они не принимали участия в данном деле2.
Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и ис- полнение обжалуемого решения, однако орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной сторо- ны, так и по собственной инициативе.
Сторонам в ходе судебной проверки решений, действий или бездействия следо- вателя, прокурора, дознавателя должна быть предоставлена возможность как лично, так и с помощью представляющих их интересы в суде адвокатов и иных допущенных к участию в деле лиц знакомиться с процессуальными документами, затрагивающи- ми их права и законные интересы3.
Суд проверяет законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия) и решений в открытом судебном заседании. Срок проведения судебного заседания не может превышать 5 суток со дня поступления жалобы в суд (в канцелярию суда). Согласно п. 50 ст. 5 судебное заседание — это процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу. Отсюда следует, во-первых, что всякое судебное заседание имеет своим предметом уголовное дело, т.е. суд должен истребовать его у органа дознания, следователя и прокурора до рассмотрения жалобы в судебном заседании. Во-вторых, в судебном заседании долж- ны исследоваться именно доказательства по делу, ибо правосудие не должно до- вольствоваться какими-либо другими данными при вынесении решения. В-третьих, в судебном заседании участвуют стороны, заинтересованные в рассмотрении жало- бы, — заявитель, его защитник (в случае если заявитель — подозреваемый или обви- няемый), законный представитель или представитель, если они участвуют в уголов- ном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением (подозреваемый, обвиняемый и т.д.), а так- же прокурор. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не заявивших ходатайство о ее рассмотрении с их непременным участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
1 См. Постановления Конституционного Суда РФ от 23.03.99 г. по делу о проверке конститу- ционности положений ст. 133, 218 и 220 УПК РСФСР; от 27.06.2000 г. по делу о проверке консти- туционности положений ст. 47 и 51 УПК РСФСР.
2 См. определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 № 431-О по жалобе гражданина Саблина О.В. на нарушение его конституционных прав ч. 3 ст. 125 УПК РФ.
3 См. определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 № 151-О по жалобе гражданина Воржева А.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 29 и 161 УПК РФ.
Порядок судебного заседания по рассмотрению жалобы состязательный. В нача- ле судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, пред- ставляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанно- сти. Заявитель обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с реп- ликой.
Суд должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обо- снованность обжалуемого решения органа предварительного расследования (напри- мер, о приобщении к материалам уголовного дела денежных средств и признании их вещественными доказательствами)1.
Судебное заседание завершается вынесением судьей одного из следующих реше-
ний:
а) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должно-
стного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допу- щенное нарушение;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения. Следует иметь в виду, что при на- личии соответствующих оснований суд выносит постановление не об отмене обжа- луемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нару- шение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом та- кого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или во- зобновление по нему производства, что делало бы его, вопреки указанию ч. 3 ст. 15, уголовным преследователем. Копии постановления судьи направляются заявителю и прокурору.
Решения судьи, принимаемые в ходе досудебного производства при рассмотре- нии жалоб, могут быть обжалованы как в кассационном, так и в надзорном порядке2.
1Там же.
2 См.: определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2004 № 350-О по жалобе гражданина Кузина С.П. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 402 УПК РФ; п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 «О применении судами норм Уго- ловно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004.