Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его осво- бождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено для: 1) проверки подозрения — установления причастности или непричастности лица к совершению преступле- ния; 2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заклю- чения под стражу. Недопустимо применять задержание лишь для получения при- знательных показаний подозреваемого. Такое неправомерное воздействие всегда является существенным процессуальным нарушением (ч. 3 ст. 7) и влечет утрату допустимости полученных показаний, отмену процессуальных решений, а в не- которых случаях — уголовную ответственность следователя (ст. 301 УК РФ).
Задержание имеет прогностический характер и как неотложная мера осуществ- ляется в условиях информационной неопределенности. Поэтому опровержение подо- зрения в дальнейшем — это один из нормальных исходов задержания, не означающий его незаконности. В то же время задержание подозреваемого незаконно, если подо- зрение уже так подтверждено совокупностью доказательств, что их достаточно для вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В этом слу- чае должен ставиться вопрос не о задержании, а об избрании меры пресечения. Кро- ме того, любое задержание незаконно, когда очевидно отсутствие необходимости или самой юридической возможности заключения лица под стражу (хотя и требуется про- верка подозрения). Например, за данное преступление не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ст. 91, 108).
Мотивами задержания подозреваемого признаются основания для применения мер пресечения (ст. 97). Закон требует указать в протоколе задержания его мотивы (ч. 2 ст. 92), несмотря на то что официальный бланк протокола соответствующей гра- фы не содержит (приложение 28 к ст. 476 УПК). Мотивами задержания являются опасе- ния, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участникам процесса, уничтожить доказательства). Эти опасения могут возникнуть не обязательно на основе доказа- тельств, но и на основе непроцессуальной информации или даже при ее отсутствии. По существу, действует презумпция наличия мотивов задержания, пока она не опро- вергнута. Данная презумпция обусловлена неотложным характером задержания.
Применение задержания, как и избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, должны носить исключительный характер (когда другие средства не мо- гут обеспечить надлежащее поведение подозреваемого).
Условия задержания подозреваемого разделяются на общие и специальные. Об- щими условиями процессуального задержания (как и применения всех мер процессу- ального принуждения) являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) над- лежащий субъект применения этой меры. Субъект, осуществляющий задержание, должен состоять на соответствующей должности, по правилам подследственности принять дело к своему производству или выполнять поручение (постановление) дру- гого органа, не подлежать отводу; 3) надлежащий объект задержания — задержива- емое лицо. Так, лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, могут быть задер- жаны только с согласия аккредитующего государства.
Специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходи- мость заключения под стражу. Задержание допускается лишь при подозрении в со- вершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91). По иным преступлениям невозможно применение меры пресечения в виде заключения под стражу, следовательно, невозможно и задержание. С учетом требований ст. 108 срок возможного наказания в виде лишения свободы должен быть, как правило, свыше 2 лет. В связи с этим законность задержания подозреваемого за- висит от правильной квалификации преступления при возбуждении уголовного дела. Вторым специальным условием задержания является соблюдение дополнитель- ных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий долж- ностных лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, феде- ральный или мировой судья, прокурор и некоторые другие лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на ме- сте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их