Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОКАЗЫВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Оперативно-розыскные мероприятия (деятельность) — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то законом оператив- ными подразделениями соответствующих государственных органов. Исчерпы- вающий перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен в ст. 6 Феде- рального закона от 05.07.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст. 89 УПК результаты оперативно-розыскной деятельности запрещены для ис- пользования в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъяв- ляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом. Однако в ч. 2 ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится формально про- тивоположная норма, согласно которой результаты оперативно-розыскной


 

деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соот- ветствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламен- тирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Однако следует иметь в виду, что сами данные, полученные оперативно-розыскным путем, не всегда могут быть в дальнейшем «вторично» собраны в процессуальном по- рядке и обычно являются лишь основой для формирования других сведений, могущих быть доказательствами по уголовному делу. Исключение может быть сделано, во-первых, для предметов, которые при определенных условиях спо- собны стать вещественными доказательствами после их собирания и проверки в уголовно-процессуальном порядке, и, во-вторых, для некоторых документов, полученных в результате отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос, наведение спра- вок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследо- вание предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследова- ние помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, опера- тивное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Рассмотрим некоторые варианты получения доказательств при получении относящихся к уголов- ному делу сведений в результате указанных мероприятий.

Если такие сведения были получены посредством негласного опроса лиц, оказы- вающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим опера- тивно-розыскную деятельность, либо непосредственного наблюдения обстоятельств, имеющих значение для дела, этими лицами или оперативными сотрудниками, они могут послужить основой для получения показаний свидетелей либо показаний по- дозреваемых или обвиняемых — участников преступных групп, согласившихся ока- зывать содействие оперативным органам. Однако подобный способ легализации опе- ративно-розыскных данных имеет ограниченные возможности, поскольку согласно ч. 1 ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о лицах, вне- дренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказыва- ющих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. Предание гласности сведений о названных лицах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пред- ставленные оперативными органами материалы (рапорты, письменные сообщения и т.п.), в которых информация, полученная от подобных лиц, в целях сохранения кон- спирации излагается без ссылки на первоисточник, не могут служить доказательства- ми, даже если подлинность сведений удостоверяет руководитель соответствующего оперативного подразделения. Результаты наблюдения могут фиксироваться в прото- коле этого оперативно-розыскного мероприятия, если оно проводилось непосредствен- но сотрудниками оперативного органа. Такой документ не является процессуальным протоколом в смысле ст. 83 УПК и может быть в определенном порядке введен в уголовное судопроизводство в качестве иного документа (ст. 84 УПК). При этом он должен быть удостоверен сотрудниками, проводившими наблюдение, в нем указыва- ются использованные при наблюдении технические средства, с описанием условий применения и технических характеристик последних.


 

Наведение справок, т.е. получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций официальных документов (например, спра- вок, содержащих сведения о судимости подозреваемого, об имевшемся у него ору- жии, о месте его проживания, состоянии здоровья), может привести к получению до- казательств, подпадающих под определение иных документов.

Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное меро- приятие не следует смешивать с процессуальным действием, имеющим аналогичное наименование (ст. 202 УПК). Процессуальное получение образцов производится либо по постановлению следователя, либо (если оно является частью судебной экспертизы) экспертом. Образцы, собранные оперативно-розыскным путем, могут служить лишь для оперативно-розыскного исследования предметов и документов либо имеют ори- ентирующее значение для следователя, но сами доказательствами не являются.

Проверочная закупка проводится путем приобретения у объекта оперативно-ро- зыскной деятельности предметов и веществ, подтверждающих факт правонаруше- ния. Ее предметом могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так ограниченные или изъятые из него (наркотики, оружие и т.п.). Данное действие про- водится на основании оперативно-служебного постановления, утвержденного компе- тентным руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятель- ность. В результате проверочной закупки получают предметы и вещества, которые могут стать вещественными доказательствами при условии их осмотра органом до- знания или следователем и приобщении к материалам уголовного дела путем вынесе- ния специального процессуального постановления (ч. 2 ст. 81 УПК). Кроме того, в процессе проверочной закупки может производиться негласная аудио- и видеоза- пись, которая после осмотра (сводящемуся к прослушиванию и отражению в протоко- ле осмотра ее содержания) приобщается к делу в качестве вещественного доказатель- ства. Для введения таких предметов в процесс в качестве вещественных доказательств необходимо также зафиксировать происхождение соответствующих вещей и обстоя- тельства их обнаружения. Это может осуществляться посредством допроса лиц, об- наруживших эти вещи либо представивших их добровольно. Иногда на практике со- ставляется документ, именуемый «актом (протоколом) добровольной выдачи». Следует, однако, иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон не знает такого вида дока- зательства, которое чаще всего фактически является не иным документом, как может показаться на первый взгляд, а суррогатом протокола выемки, производимой к тому же до возбуждения уголовного дела, без вынесения соответствующего постановле- ния, и потому незаконной. Все следственные действия по закреплению указанных предметов в качестве доказательств (освидетельствование, назначение экспертизы) должны проводиться только после возбуждения уголовного дела, за исключением не- отложного осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Если уголовное дело на момент проведения проверочной закупки еще не возбуждено, производство выемки или обыска как завершающего этапа проверочной закупки неправомерно.

Сказанное справедливо и для введения в уголовный процесс в качестве доказа- тельств предметов, полученных при проведении таких оперативно-розыскных меро- приятий, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.

Прослушивание телефонных переговоров имеет своей целью получение звуко- записи (фонограммы), которая в определенном порядке может быть представлена сле-


 

дователю и суду и признана вещественным доказательством по делу. Вместе с тем следует иметь в виду, что это вещественное доказательство особого рода — произ- водное от устных переговоров, записанных на пленку. Поэтому в силу принципа не- посредственности исследования доказательств и для проверки обстоятельств получе- ния звукозаписи необходимо получить также показания хотя бы одного из лиц, участвовавших в телефонных переговорах, если этот источник достижим. Для про- верки звукозаписи может быть проведена фоноскопическая (фонографическая) экс- пертиза.

Материалы, полученные в результате оперативно-розыскной звуко-, видеозапи- си, фотосъемки и введенные в уголовный процесс, на наш взгляд, всегда являются вещественными доказательствами. В отличие от иных документов такие материалы незаменимы, поскольку не только несут в себе информацию о непосредственно запи- санном на пленке или изображенном на фотографии, но теснейшим образом связаны также с обстоятельствами их получения, которые имеют значение доказательствен- ных фактов. Как и любое другое вещественное доказательство, эти материалы долж- ны быть осмотрены (включая прослушивание и фиксацию их содержания в протоко- ле следственного действия), при необходимости проверены посредством судебной экспертизы и, в случае признания вещественными доказательствами, приобщены к делу особым постановлением.

Большое значение имеет вопрос, могут ли нарушения правового режима собира- ния оперативно-розыскных данных, установленные Федеральным законом «Об опе- ративно-розыскной деятельности», повлечь за собой недопустимость сформирован- ных на их основе доказательств. В ст. 75 УПК недопустимость связывается лишь с нарушениями самого Кодекса, поэтому при буквальном толковании указанной ста- тьи нарушения оперативно-розыскного закона в расчет как бы не принимаются. Од- нако такой подход противоречил бы ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, в которой недопусти- мость доказательств ставится в зависимость от нарушения при их получении любого федерального закона, в том числе, очевидно, и Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности». Поэтому доказательства, полученные в результате опера- тивно-розыскных мероприятий, проведенных с существенными нарушениями назван- ного Закона, должны признаваться недопустимыми. Иное создавало бы возможность, формально не нарушая уголовно-процессуальных норм, в обход их вовлекать в орби- ту уголовного судопроизводства предметы и сведения, добытые в нарушение консти- туционных прав личности.

Условием допустимости полученных в результате оперативно-розыскных меро- приятий доказательств является соблюдение в первую очередь следующих требова- ний Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:

— в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоро- вью людей и не причиняют вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);

— запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использова- ние специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, при- способленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятель- ности» физическими и юридическими лицами (ч. 5 ст. 6);


 

— проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают кон- ституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных перего- воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электри- ческой и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь на основании судебного решения. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономиче- ской или экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведе- ние указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оператив- но-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о про- ведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведе- ние (ч. 2 ст. 8);

— проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и про- дукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц ор- ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказыва- ющих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руко- водителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 8);

— проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявле- ния, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в це- лях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совер- шивших (ч. 6 ст. 8);

— при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, преду- смотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 Закона (в частности, в отношении лиц, подготавлива- ющих, совершающих или совершивших преступление, если пока еще нет достаточ- ных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела), запрещается проводить: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб- щений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ч. 7 ст. 8);

— предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступ- ные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оператив- но-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им со- действие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12).

Представляется, что нарушение названных условий делает недопустимыми все полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательства. Напри- мер, вторжение сотрудников оперативного подразделения в жилище против воли прожи- вающих в нем лиц без судебного разрешения или (в неотложных случаях) без последу- ющего уведомления суда при проведении проверочной закупки или оперативного эксперимента с целью изъятия наркотиков, оружия и т.п. лишает доказательственной силы полученные таким путем вещественные доказательства, показания свидетелей-очевид- цев подобного изъятия, сделанную при этом видеозапись, заключение эксперта и т.д.


 

Недопустимы провоцирующие действия сотрудников оперативных служб и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, подталкивающие лицо к совершению преступления (например, уговоры приобрести наркотик для лица, при- влеченного сотрудниками милиции к участию в оперативном эксперименте, обеща- ние «угостить» наркозависимое лицо приобретенным таким образом наркотиком; на- вязывание взятки должностному лицу и т.п.). Подобные действия игнорируют задачу предупреждения и пресечения преступлений (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыск- ной деятельности»), подменяя ее незаконным (а иногда даже уголовно противоправ- ным) склонением к совершению преступления, поэтому полученные в результате та- кого рода акций данные не могут служить доказательствами по делу1.

Согласно подзаконным нормативным правовым актам представление оператив- ными подразделениями результатов оперативно-розыскной деятельности органу до- знания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руково- дителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством и ведомственными нормативными ак- тами порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после опре- деления их относимости и допустимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих право выносить постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение опе- ративно-технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ве- домственными нормативными правовыми актами.

При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об использу- емых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных меро- приятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-ро- зыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содей- ствие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя:

— вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;

— вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

— оформление сопроводительных документов и фактическую передачу матери- алов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность представления результатов оператив- но-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике прове- дения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых

 

1 Аналогичную правовую позицию сформулировал Европейский Суд по правам человека (Дело Texeira de Castro v. Portugal от 09.06.98 г.)


 

подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями со- ответствующих мероприятий.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлин- ников соответствующих оперативно-служебных документов.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов. Допускается представление материалов в копиях, в том чис- ле с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носи- тель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до за- вершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.