Оперативно-розыскные мероприятия (деятельность) — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то законом оператив- ными подразделениями соответствующих государственных органов. Исчерпы- вающий перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен в ст. 6 Феде- рального закона от 05.07.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст. 89 УПК результаты оперативно-розыскной деятельности запрещены для ис- пользования в процессе доказывания, если они не отвечают требованиям, предъяв- ляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом. Однако в ч. 2 ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится формально про- тивоположная норма, согласно которой результаты оперативно-розыскной
деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соот- ветствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламен- тирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Однако следует иметь в виду, что сами данные, полученные оперативно-розыскным путем, не всегда могут быть в дальнейшем «вторично» собраны в процессуальном по- рядке и обычно являются лишь основой для формирования других сведений, могущих быть доказательствами по уголовному делу. Исключение может быть сделано, во-первых, для предметов, которые при определенных условиях спо- собны стать вещественными доказательствами после их собирания и проверки в уголовно-процессуальном порядке, и, во-вторых, для некоторых документов, полученных в результате отдельных оперативно-розыскных мероприятий.
К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос, наведение спра- вок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследо- вание предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследова- ние помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, опера- тивное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Рассмотрим некоторые варианты получения доказательств при получении относящихся к уголов- ному делу сведений в результате указанных мероприятий.
Если такие сведения были получены посредством негласного опроса лиц, оказы- вающих на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим опера- тивно-розыскную деятельность, либо непосредственного наблюдения обстоятельств, имеющих значение для дела, этими лицами или оперативными сотрудниками, они могут послужить основой для получения показаний свидетелей либо показаний по- дозреваемых или обвиняемых — участников преступных групп, согласившихся ока- зывать содействие оперативным органам. Однако подобный способ легализации опе- ративно-розыскных данных имеет ограниченные возможности, поскольку согласно ч. 1 ст. 12 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о лицах, вне- дренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказыва- ющих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну. Предание гласности сведений о названных лицах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Пред- ставленные оперативными органами материалы (рапорты, письменные сообщения и т.п.), в которых информация, полученная от подобных лиц, в целях сохранения кон- спирации излагается без ссылки на первоисточник, не могут служить доказательства- ми, даже если подлинность сведений удостоверяет руководитель соответствующего оперативного подразделения. Результаты наблюдения могут фиксироваться в прото- коле этого оперативно-розыскного мероприятия, если оно проводилось непосредствен- но сотрудниками оперативного органа. Такой документ не является процессуальным протоколом в смысле ст. 83 УПК и может быть в определенном порядке введен в уголовное судопроизводство в качестве иного документа (ст. 84 УПК). При этом он должен быть удостоверен сотрудниками, проводившими наблюдение, в нем указыва- ются использованные при наблюдении технические средства, с описанием условий применения и технических характеристик последних.
Наведение справок, т.е. получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций официальных документов (например, спра- вок, содержащих сведения о судимости подозреваемого, об имевшемся у него ору- жии, о месте его проживания, состоянии здоровья), может привести к получению до- казательств, подпадающих под определение иных документов.
Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное меро- приятие не следует смешивать с процессуальным действием, имеющим аналогичное наименование (ст. 202 УПК). Процессуальное получение образцов производится либо по постановлению следователя, либо (если оно является частью судебной экспертизы) экспертом. Образцы, собранные оперативно-розыскным путем, могут служить лишь для оперативно-розыскного исследования предметов и документов либо имеют ори- ентирующее значение для следователя, но сами доказательствами не являются.
Проверочная закупка проводится путем приобретения у объекта оперативно-ро- зыскной деятельности предметов и веществ, подтверждающих факт правонаруше- ния. Ее предметом могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так ограниченные или изъятые из него (наркотики, оружие и т.п.). Данное действие про- водится на основании оперативно-служебного постановления, утвержденного компе- тентным руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятель- ность. В результате проверочной закупки получают предметы и вещества, которые могут стать вещественными доказательствами при условии их осмотра органом до- знания или следователем и приобщении к материалам уголовного дела путем вынесе- ния специального процессуального постановления (ч. 2 ст. 81 УПК). Кроме того, в процессе проверочной закупки может производиться негласная аудио- и видеоза- пись, которая после осмотра (сводящемуся к прослушиванию и отражению в протоко- ле осмотра ее содержания) приобщается к делу в качестве вещественного доказатель- ства. Для введения таких предметов в процесс в качестве вещественных доказательств необходимо также зафиксировать происхождение соответствующих вещей и обстоя- тельства их обнаружения. Это может осуществляться посредством допроса лиц, об- наруживших эти вещи либо представивших их добровольно. Иногда на практике со- ставляется документ, именуемый «актом (протоколом) добровольной выдачи». Следует, однако, иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон не знает такого вида дока- зательства, которое чаще всего фактически является не иным документом, как может показаться на первый взгляд, а суррогатом протокола выемки, производимой к тому же до возбуждения уголовного дела, без вынесения соответствующего постановле- ния, и потому незаконной. Все следственные действия по закреплению указанных предметов в качестве доказательств (освидетельствование, назначение экспертизы) должны проводиться только после возбуждения уголовного дела, за исключением не- отложного осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Если уголовное дело на момент проведения проверочной закупки еще не возбуждено, производство выемки или обыска как завершающего этапа проверочной закупки неправомерно.
Сказанное справедливо и для введения в уголовный процесс в качестве доказа- тельств предметов, полученных при проведении таких оперативно-розыскных меро- приятий, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка.
Прослушивание телефонных переговоров имеет своей целью получение звуко- записи (фонограммы), которая в определенном порядке может быть представлена сле-
дователю и суду и признана вещественным доказательством по делу. Вместе с тем следует иметь в виду, что это вещественное доказательство особого рода — произ- водное от устных переговоров, записанных на пленку. Поэтому в силу принципа не- посредственности исследования доказательств и для проверки обстоятельств получе- ния звукозаписи необходимо получить также показания хотя бы одного из лиц, участвовавших в телефонных переговорах, если этот источник достижим. Для про- верки звукозаписи может быть проведена фоноскопическая (фонографическая) экс- пертиза.
Материалы, полученные в результате оперативно-розыскной звуко-, видеозапи- си, фотосъемки и введенные в уголовный процесс, на наш взгляд, всегда являются вещественными доказательствами. В отличие от иных документов такие материалы незаменимы, поскольку не только несут в себе информацию о непосредственно запи- санном на пленке или изображенном на фотографии, но теснейшим образом связаны также с обстоятельствами их получения, которые имеют значение доказательствен- ных фактов. Как и любое другое вещественное доказательство, эти материалы долж- ны быть осмотрены (включая прослушивание и фиксацию их содержания в протоко- ле следственного действия), при необходимости проверены посредством судебной экспертизы и, в случае признания вещественными доказательствами, приобщены к делу особым постановлением.
Большое значение имеет вопрос, могут ли нарушения правового режима собира- ния оперативно-розыскных данных, установленные Федеральным законом «Об опе- ративно-розыскной деятельности», повлечь за собой недопустимость сформирован- ных на их основе доказательств. В ст. 75 УПК недопустимость связывается лишь с нарушениями самого Кодекса, поэтому при буквальном толковании указанной ста- тьи нарушения оперативно-розыскного закона в расчет как бы не принимаются. Од- нако такой подход противоречил бы ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, в которой недопусти- мость доказательств ставится в зависимость от нарушения при их получении любого федерального закона, в том числе, очевидно, и Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности». Поэтому доказательства, полученные в результате опера- тивно-розыскных мероприятий, проведенных с существенными нарушениями назван- ного Закона, должны признаваться недопустимыми. Иное создавало бы возможность, формально не нарушая уголовно-процессуальных норм, в обход их вовлекать в орби- ту уголовного судопроизводства предметы и сведения, добытые в нарушение консти- туционных прав личности.
Условием допустимости полученных в результате оперативно-розыскных меро- приятий доказательств является соблюдение в первую очередь следующих требова- ний Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:
— в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоро- вью людей и не причиняют вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);
— запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использова- ние специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, при- способленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятель- ности» физическими и юридическими лицами (ч. 5 ст. 6);
— проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают кон- ституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных перего- воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электри- ческой и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь на основании судебного решения. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономиче- ской или экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведе- ние указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оператив- но-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о про- ведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведе- ние (ч. 2 ст. 8);
— проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и про- дукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц ор- ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказыва- ющих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руко- водителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 8);
— проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявле- ния, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в це- лях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совер- шивших (ч. 6 ст. 8);
— при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, преду- смотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 Закона (в частности, в отношении лиц, подготавлива- ющих, совершающих или совершивших преступление, если пока еще нет достаточ- ных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела), запрещается проводить: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб- щений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ч. 7 ст. 8);
— предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступ- ные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оператив- но-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им со- действие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12).
Представляется, что нарушение названных условий делает недопустимыми все полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательства. Напри- мер, вторжение сотрудников оперативного подразделения в жилище против воли прожи- вающих в нем лиц без судебного разрешения или (в неотложных случаях) без последу- ющего уведомления суда при проведении проверочной закупки или оперативного эксперимента с целью изъятия наркотиков, оружия и т.п. лишает доказательственной силы полученные таким путем вещественные доказательства, показания свидетелей-очевид- цев подобного изъятия, сделанную при этом видеозапись, заключение эксперта и т.д.
Недопустимы провоцирующие действия сотрудников оперативных служб и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, подталкивающие лицо к совершению преступления (например, уговоры приобрести наркотик для лица, при- влеченного сотрудниками милиции к участию в оперативном эксперименте, обеща- ние «угостить» наркозависимое лицо приобретенным таким образом наркотиком; на- вязывание взятки должностному лицу и т.п.). Подобные действия игнорируют задачу предупреждения и пресечения преступлений (ст. 2 Закона «Об оперативно-розыск- ной деятельности»), подменяя ее незаконным (а иногда даже уголовно противоправ- ным) склонением к совершению преступления, поэтому полученные в результате та- кого рода акций данные не могут служить доказательствами по делу1.
Согласно подзаконным нормативным правовым актам представление оператив- ными подразделениями результатов оперативно-розыскной деятельности органу до- знания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руково- дителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством и ведомственными нормативными ак- тами порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после опре- деления их относимости и допустимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих право выносить постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение опе- ративно-технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ве- домственными нормативными правовыми актами.
При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об использу- емых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных меро- приятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-ро- зыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содей- ствие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности включает в себя:
— вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;
— вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
— оформление сопроводительных документов и фактическую передачу матери- алов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).
В каждом конкретном случае возможность представления результатов оператив- но-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике прове- дения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых
1 Аналогичную правовую позицию сформулировал Европейский Суд по правам человека (Дело Texeira de Castro v. Portugal от 09.06.98 г.)
подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями со- ответствующих мероприятий.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлин- ников соответствующих оперативно-служебных документов.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов. Допускается представление материалов в копиях, в том чис- ле с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носи- тель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до за- вершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.