Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие уголовно-процессуального задержания



Российский институт задержания исторически восходит к старофранцузскому дознанию очевидных преступлений (flagrant delit), которое в классическом виде получило закрепление в наполеоновском Уголовно-процессуальном кодексе 1808 г. Условия очевидности преступления в УПК РФ предстают в виде оснований для задержания подозреваемого1.

Закон определяет задержание как меру процессуального принуждения, применя- емую органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не бо- лее 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя след- ственного органа, прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновид- ности: задержание обвиняемого и задержание подозреваемого2.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принужде- ния, которая состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в це- лях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стра- жу. Это новый процессуальный институт отечественного права, находящийся еще в стадии формирования. Его возникновение связано с недопущением избрания за- ключения под стражу в отсутствие обвиняемого (ч. 4—5 ст. 108). Поэтому скрывший- ся от органов расследования обвиняемый может быть задержан на срок до 48 часов для обеспечения его явки в суд для принятия судом решения о заключении его под стражу (ч. 3 ст. 210). Однако задержание обвиняемого производится в порядке, пре- дусмотренном для задержания подозреваемого, т.е. по аналогии закона. Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Основанием для него является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следовате- ля об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемо- го в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием слу- жит вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемо- го, а в исключительных случаях — обвинительного акта, когда после производства

 

 

1 Об этом см.: Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М., 1995. С. 31.

2 УПК РФ (в ред. от 08.12.2003 г.) предусматривает возможность заключения по решению суда под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от исполнения уголовного наказания, не связан- ного с лишением свободы, до рассмотрения вопроса о замене данного вида наказания более стро- гим (п. 18 ст. 397). Срок такого ареста не может превышать 30 суток. Длительный срок действия этой меры принуждения и необходимость получения предварительного разрешения суда на ее при- менение приближают ее к мере пресечения в виде содержания под стражей в целях обеспечения исполнения приговора (ч. 2 ст. 97). Для обеспечения 30-суточного ареста органы внутренних дел вправе задержать осужденного на срок до 48 часов, однако порядок этого задержания установлен УПК РФ (ч. 2 ст. 30; ч. 4 ст. 32).


 

дознания дело передается для предварительного следствия (cм. об этом § 2 гл. 18 учебника).

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК. Существенные признаки понятия «задержание подозреваемого» позволяют определить его как неотложную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содер- жании под стражей лица с целью установить его причастность к совершению преступ- ления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу. В отличие от действующего законодательства УПК РСФСР 1960 г. относил за- держание к следственным действиям, тем самым протоколу задержания придавалось доказательственное значение (ст. 87, 119). Протоколом теоретически могли быть ус- тановлены основания задержания, однако практически они всегда устанавливались с помощью других доказательств. Протокол был доказательством места и времени задержания, фиксировал объяснения задержанного. Последнее утверждение остается справедливым и для действующего УПК РФ, который прямо не называет в числе до-

казательств протокол задержания, но и не исключает этого (ст. 83, 92, 258).

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задер- жания, административного задержания и меры пресечения в виде заключения под стражу.

Фактический захват (фактическое задержание) представляет собой конкрет- ные принудительные физические действия по лишению вероятного преступника сво- боды передвижения (п. 15 ст. 5 УПК). Фактический захват может быть элементом процессуального задержания. Однако фактическое задержание бывает и не связан- ным с уголовно-процессуальным. Так, захватить преступника может сам потерпев- ший, очевидец (ст. 37—38 УК РФ) или сотрудник патрульно-постовой службы мили- ции, но в дальнейшем процессуального задержания — кратковременного содержания под стражей — не будет, в силу отсутствия оснований, мотивов или условий. Так, задержание в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции обще- ственной безопасности (ст. 135—136, 145—153)1 не влечет в обязательном порядке возбуждение уголовного дела и процессуальное задержание. Эти вопросы относятся к компетенции органов уголовного преследования.

Административное задержание предусмотрено административным законодатель- ством (ст. 27.3—27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Оно при- меняется по делу об административном правонарушении в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения, исполнения постановления в виде ад- министративного ареста. Срок административного задержания по общему правилу не превышает 3 часов, но в некоторых случаях подлежит продлению. Кроме того, п. 18 ст. 397 УПК (стадия исполнения приговора) и уголовно-исполнительным пра- вом (ст. 46, 48, 58 УИК РФ) предусмотрено задержание осужденного. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого не известно, объявляет- ся в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Вне уголовно-процессуальной деятельности происходит задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа на территории действия чрезвычайного положения.

 

1 См. приложение к приказу МВД России от 18.01.93 № 175.


 

Процессуальное задержание сходно с такой мерой пресечения, как заключение под стражу. В обоих случаях происходит процессуальное содержание под стражей (п. 42 ст. 5 УПК). Однако это различные понятия. Задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, проце- дуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

Задержание всегда является неотложным процессуальным действием, поэтому производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции про- курора или суда. Поэтому нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность си- туации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиня- емого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключе- ния под стражу.

Процессуальное задержание производится только органами уголовного пресле- дования — следователем, прокурором, органом дознания и дознавателем (п. 11 ст. 5; ст. 91 УПК). При этом, в отличие от УПК РСФСР, новый Кодекс не предусматривает утверждения начальником органа дознания решения дознавателя о задержании.

Задержание должно быть кратковременным. До судебного решения никто не мо- жет быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК). Однако реальное выпол- нение этого правила затруднено при производстве задержания такими органами до- знания, как капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест располо- жения обычных органов дознания, главами дипломатических представительств по со- ответствующим категориям дел (ч. 3 ст. 40 УПК). Так, капитан морского судна вправе задержать подозреваемого до передачи его компетентным органам в первом порту Российской Федерации, в который зайдет судно, или направить туда подозреваемого вместе с материалами дознания на другом российском судне (ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г.). В связи с этим кратковременность задержания в ука- занных случаях обеспечивается не столько установлением его минимальных сроков, сколько доставлением задержанного в суд так быстро, как это практически воз- можно. Международные акты оперируют такими терминами, как «в срочном поряд- ке», «в разумный срок», «безотлагательно» (ст. 9 Международного пакта о граждан- ских и политических правах, ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

 

Основания задержания

Основания задержания подозреваемого предусмотрены ст. 91 УПК.

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

В данном случае происходит фактический захват при пресечении преступления (а также приготовлении или покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Если подо- зреваемый скрылся, то его задержание возможно по другим основаниям. Застигнуть лицо при совершении преступления или непосредственно после его совершения мо- гут любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники милиции). Если основанием


 

задержания служит захват подозреваемого при личном участии следователя, дознава- теля, прокурора, то они, как правило, подлежат отводу как будущие свидетели (ч. 1 ст. 61 УПК), если отсутствовали другие очевидцы преступления1. Нельзя субъектам такого задержания поручать и производство процессуальных действий, иначе они не будут иметь юридической силы. Например, оперативный сотрудник не может выпол- нить поручение следователя о допросе задержанного, которого он застиг на месте совершения преступления, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК.

2. Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее пре- ступление.

Здесь присутствует прямое доказательство совершения преступления определен- ным лицом. Потерпевшие или другие очевидцы лично наблюдали совершение пре- ступления (приготовление, покушение на его совершение). Не могут служить данным основанием задержания указания свидетелей, если они: предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источник своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК). Следует учесть, что потерпевший должен быть именно очевидцем преступления. Показания потерпевшего о том, что у подозреваемого были мотивы для кражи и что у подозрева- емого в жилище находится похищенное, могут быть другим основанием для задержа- ния.

Для задержания по этому основанию может быть достаточно указания и одного очевидца.

Показания других подозреваемых и обвиняемых о своих сообщниках принято относить к другим основаниям задержания.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Данное основание представляет косвенные, но весомые доказательства причаст- ности лица к совершению преступления. Явные следы не требуют специальных по- знаний для их выявления, они очевидны. Такими следами могут быть наличие телес- ных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови). При этом явные следы могут быть обнаружены не толь- ко в жилище, но и по месту работы, в гараже, на даче.

Все три указанных основания представляют собой веские доказательства подо- зрения. Однако подозреваемый может быть задержан и по менее явным уликам, кото- рые представляют четвертое основание задержания.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении пре- ступления. Эти данные — менее весомые доказательства виновности, нежели явные следы преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий:

а) если это лицо пыталось скрыться (оказано сопротивление при фактическом задержании, покушение на побег, приготовление к отъезду);

б) если это лицо не имеет постоянного места жительства. С учетом редакции п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК должно отсутствовать постоянное место жительства на территории

 

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 4.


 

Российской Федерации. Факт регистрации (прописки) по месту жительства является одним из доказательств наличия постоянного места жительства и необязателен для следователя, прокурора, дознавателя, а местом жительства является помещение, в ко- тором гражданин проживает на законных основаниях (ст. 2 Федерального закона

«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пре- бывания и жительства в пределах Российской Федерации»);

в) не установлена личность подозреваемого (сомнение в личности лица не может быть устранено до составления протокола задержания, в том числе отсутствуют или имеют признаки подделки документов, удостоверяющих личность);

г) в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. По этому условию задержание применяет- ся для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения хода- тайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210 УПК находящийся в розыске обвиняемый может быть задержан по аналогии с институтом задержания подозреваемого для решения вопроса о мере пресечения. Применение аналогии закона и расширительное толкование норм ст. 91 УПК в дан- ном случае — временное явление, вызванное становлением нового процессуального института — задержания обвиняемого.

В УПК РФ указаны только фактические основания задержания — те факты, кото- рые требуется установить. В законе не сказано об информационных основаниях за- держания — средствах установления фактов. Учитывая, что задержание существен- но ограничивает неприкосновенность личности, фактические основания задержания должны устанавливаться с помощью уголовно-процессуальных доказательств.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.