102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:
- днем – три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;
- ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, – два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.
Комментарий:Дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником на ходу ночью должен нести огни как самоходное судно (п. 57 Правил) и дополнительно два зеленых круговых огня, предусмотренных данным пунктом.
Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.
Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг «А» (щит)., а ночью один зеленый круговой огонь.
Комментарий:Судно, занятое тралением судового хода является судном на ходу и должно нести все огни самоходного судна (п. 57 Правил) и дополнительно один зеленый круговой огонь на мачте выше топового.
105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:
- ночью – два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний – зеленый, нижний – белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);
- днем – два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.
Комментарий:Под выражением «….сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил….» следует понимать несение огней в соответствии с пунктом 57 Правил, а огни указанные в данном пункте являются дополнительными.
Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.
Суда, занимающиеся устранением девиации, несут двухфлажный сигнал, состоящий из букв «О» и «Q» международного свода сигналов («О» – двухцветное полотнище красного и желтого цветов, разделенное по диагонали и поднятое выше сигнала «Q», «Q» – желтое полотнище). Суда обязаны уступать им дорогу.
VIII. ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.
РАДИОТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ
Звуковая сигнализация.
108. В тех случаях, когда положениями настоящих Правил предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться:
- самоходными судами, за исключением маломерных, – посредством механически действующих сигнальных приборов;
- несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов, – посредством колокола или рожка.
Указанные сигналы должны отвечать предписаниям приложения № 4 к настоящим Правилам.
Комментарий:По смыслу текста этого пункта под приборами подразумеваются устройства, обеспечивающие подачу звуковых сигналов достаточной силы и громкости.
В случае движения в составе предписанные звуковые сигналы должны подаваться только судном, на борту которого находится судоводитель состава.
Когда судно, терпящее бедствие, просит о помощи, оно подает сигналы посредством повторяющихся ударов в колокол или продолжительных звуков.
Не нарушая других положений настоящих Правил, каждое судно должно в случае необходимости подать сигналы, приведенные в приложении № 4 к настоящим Правилам.
Подача сигналов в крупных населенных пунктах и на отдельных участках пути (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийной ситуации) может быть ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.
Запрещается пользоваться звуковыми сигналами иными, чем те, которые указаны в настоящих Правилах, или пользоваться указанными сигналами в условиях иных, чем те, которые предписаны или допущены в настоящих Правилах.