Опросы и выполнение практических заданий могут быть: устными и письменными; свободными и программированными; индивидуальными и фронтальными; персональными и экспертными; однократными и распределенными.
Рейтинговое оценивание.
Формы проверки знаний при обучении психологии: коллоквиум (текущая форма контроля); зачет; экзамен.
Критерии оценивания ответов:
1) полнота и содержательность ответов на вопросы;
2) умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;
3) логичность и последовательность в раскрытии вопросов;
4) точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;
5) умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);
6) умение делать выводы;
7) умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;
8) умение уложиться в отведенное время;
9) умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.
Контрольная работа. Поурочное оценивание. Тестирование. Задания с пропусками. Задания с выбором альтернативных ответов. Задания по комбинированию единиц информации. Задания с открытым ответом. Задания практического характера. Квалификационные работы: рефераты, курсовые работы, дипломные.
При оценке реферата или реферативной (теоретической) части дипломной работы Карандашев В.Н. рекомендует следующие критерии:
1. Объем изученной научной и учебной литературы.
2. Полнота раскрытия основных аспектов темы в обзоре литературы.
3. Отбор материала, существенного для данной темы.
4. Логичность и последовательность раскрытия темы.
5. Аналитичность в изложении материала.
6. Умение сопоставить различные точки зрения.
7. Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литературы.
8. Стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа.
9. Грамотное оформление реферативного текста.
10. Правильное оформление научной работы.
При оценке эмпирической части квалификационной работы рекомендуется:
2. Адекватность методов и методик задачам исследования.
3. Объем проделанной работы по сбору эмпирического материала, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки испытуемых.
4. Полнота описания плана, организации и методов проведения исследования.
5. Полнота представления результатов исследования.
6. Представление методов количественной и качественной обработки данных исследования, использование методов математической обработки данных.
7. Убедительность аргументации и доказательность выводов исследования.
8. Полнота выводов исследования.
9. Качество интерпретации результатов исследования.
10. Правильное использование научной стилистики при описании эмпирического исследования и грамотное оформление научной работы.
При оценке разработки в области практической психологии рекомендуются следующие критерии:
1. Правильное описание методического аппарата разработки в области практической психологии: ее актуальности, целей, задач, новизны.
2. Адекватность методов и методик практической психологии задачам исследования.
3. Владение процедурой разработки (или адаптации) методики практической психологической работы.
4. Владение методиками психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению.
5. Объем практической психологической работы, проделанной студентом, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки.
6. Полнота описания организации и проведения практической работы, характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы.
7. Полнота описания результатов практической психологической работы.
8. Количественная и качественная обработка результатов.
9. Анализ эффективности проведенной практической психологической работы, полнота выводов по ее апробации, убедительность аргументации, описание возможностей и ограничений в применении рекомендаций по использованию.
10. Правильное использование и грамотное стилистическое оформление работы.
Итоговая проверка и оценка знаний и умений: ВКР и государственный экзамен.