Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе
Учебный и внеучебный характер внеклассной работы.
Цель внеклассной работы – расширение знаний в области научной и практической психологии, а также психологическое сопровождение личностного развития учащихся и студентов.
Формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая.
Индивидуальная работа ведется с отдельными учащимися (студентами) с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями.
Групповая работа предполагает систематические занятия с небольшим постоянным коллективом обучающихся, направлена на углубление их знаний и практических умений (кружки, творческие научные группы, молодежные секции психологических обществ).
Темы для изучения в психологических кружках: «Психология личности», «Психология межличностных отношений», «Психология общения», «Таинственные явления психики», «Психология животных» и т.д.
Кружки исследовательского типа. Организационная работа кружков. Тематика занятий.
Массовая работа – это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Формы массовой работы (лекции, беседы, вечера и конференции, конкурсы, олимпиады, экскурсии). Цель – привлечение интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии. Организация массовых мероприятий по психологии.
(Рассказать подробно об одном из мероприятий внеклассной или внеаудиторной работы).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 «ПСИХОЛОГИЯ»
Раздел «Психология»
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2010.
2. Гуревич П.С. Психология личности. – М.: Юнити-Дана, 2009.
3. Ждан А.Н. История психологии. – М.: МГУ, 2004.
4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.
5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2007.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
9. Семечкин Н.И. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2009.
Раздел «Педагогика»
1. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А. – Изд. 3-е. – М.: Владос, 2006.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, Пресс, 2004.
4. Садовская А.С. Психология и педагогика: Общая педагогика. Ч. II. Учебно-практическое пособие. – Пермь: ПСИ, 2005.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
6. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. – Пермь: ПСИ, 2009.
Раздел «Методика преподавания психологии»
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001.
2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. – М.: Ось-89, 2006.
3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2008.
4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2007.
Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
I. Психология
1. Развитие представлений о предмете психологии.
2. Понятие о психике и сознании: структура и функции.
3. Самосознание: структура, психологические характеристики.
4. Методологические принципы отечественной психологии.
5. Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
6. Ощущения: виды, свойства, закономерности.
7. Восприятие: виды, свойства, ошибки.
8. Представление: виды и функции.
9. Память: теории, виды и процессы.
10. Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
11. Природа воображения, его виды и способы создания образов.
12. Теория внимания, его виды и свойства.
13. Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
14. Воля. Структура волевого действия.
15. Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
16. Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
17. Психические состояния: классификация и регуляция.
18. Неосознаваемые психические явления в психике.
19. Понятие о личности, ее структура.
20. Общая характеристика и типология темперамента.
21. Направленность личности.
22. Учение о характере, его структура и проявление.
23. Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
24. Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
25. Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
26. Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
27. Основные направления зарубежной психологии: гештальтпсихология.
28. Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия.
29. Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
30. Основные зарубежные теории личности.
31. Основные отечественные теории личности.
32. Возникновение и развитие советской психологии.
33. Современное состояние психологической науки.
34. Понятие о группах. Виды групп.
35. Малая группа как социально-психологический феномен.
36. Групповая динамика, ее элементы, факторы и механизмы.
37. Массовые социально-психологические явления и их роль в межличностных отношениях.
38. Психология больших социальных групп: классы, этносы. Психология массового поведения.
39. Лидерство как социально-психологический феномен. Теории лидерства. Виды и механизмы власти лидера.
40. Понятие общения в психологии, его виды и основные характеристики.
41. Конфликт. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией.
42. Организация психологической службы, ее типы и виды.
43. Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция.
44. Социально-психологический тренинг.
45. Психотерапия и психокоррекция.
46. Планирование и организация психологического исследования.
47. Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов.
48. Психометрические основы психодиагностики.
49. Проблема измерения в психологии.
50. Основные методы обработки данных в психологическом исследовании.
II. Педагогика
51. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.
52. Сущность воспитания и его место в целостной структуре процесса формирования человека.
53. Самовоспитание как процесс и результат воспитания.
54. Содержание воспитания. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.
55. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.
56. Методы и приемы воспитания.
57. Убеждение и внушение в педагогическом процессе.
58. Современные образовательные технологии.
59. Обучение в целостном педагогическом процессе. Содержание образования в современной школе.
60. Классификация методов обучения.
61. Формы организации обучения. Требования к современному уроку.
62. Современные требования к личности учителя.
63. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
Поиск по сайту: