Понятие о воображении. Физиологические основы. Социальная природа воображения. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, типизация, акцентирование.
Классификация видов воображения: 1) непроизвольное (пассивное): преднамеренное (грезы), непреднамеренное (сновидения, галлюцинации); 2) произвольное (активное): воссоздающее, творческое. Другие классификации. Мечта, как особая форма воображения.
Механизмы воображения:
· агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
· гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
· схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
· акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
· типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Взаимосвязь и место воображения в системе познавательных процессов. Способы активизации и развития воображения.
Теория внимания, его виды и свойства
Понятие о внимании, физиологические основы. Формы проявления внимания.
Классификация видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, их характеристика; другие классификации. Структура внимания. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение внимания.
Взаимосвязь и место внимания в системе познавательных процессов. Способы развития и активации внимания.
Эмоции. Классификация эмоций и чувств
Основные теории и взгляды на проблему эмоций (Б. Спиноза, Ч. Дарвин, В. Джеймс, Н.Н. Ланге, П.В. Смирнов, К. Изард и др.). Место и роль эмоций в жизни человека и его деятельности. Структура эмоционального процесса. Содержание и характеристики основных эмоций: аффекты, настроения. Эмоциональные качества и эмоциональная зрелость личности. Эмоции и чувства.
Воля. Структура волевого действия
Специфика и источники воли как специфической «энергии». Разновидности волевых проявлений личности: волевые усилия, уровни волевой активности, волевые качества. Воля и характер. Патология воли.
Психология воли Н. Аха. Исследования по психологии воли (Селиванова, Иванникова и др. психологов).
Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления
Понятие о речи. Физиологические механизмы речи. Рефлекторный характер речи. Классификация видов речи: внутренняя, внешняя (устная, письменная). Другие классификации. Внутренняя речь, ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Речь и язык. Речь и общение. Речевое развитие. Личность в речи.
Условия развития речи. Теории развития речи. Понимание и собственная активная речь. Фонематическая, грамматическая и семантическая стороны речи. Речь и мышление. Развитие понятий. Проблема отношения научных и житейских понятий, устной и письменной речи в трудах Л.С. Выготского. Развитие речи в онтогенезе.
Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности
Деятельность как разновидность активности людей. Принцип единства сознания и деятельности. Личность как субъект деятельности. Способ понимания психических явлений и закономерностей. Основные свойства деятельности: предметность и субъектность. Психологические компоненты строения деятельности. Формирование образа ситуации деятельности и ее элементов. Мотивация. Решение (определение целей и последовательности действий для их достижения). Действия и операции, направленные на предмет, средства и условия деятельности. Преобразовательные контрольно – оценочные корректировочные, основные и вспомогательные действия. Основные виды деятельности. Результаты и последствия деятельности. Проблема психопатологии деятельности. Труд – филогенез сознания. Игра – онтогенез сознания. Виды деятельности: труд, учеба, игра (по Рубинштейну).
Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву: деятельность – мотив; действие – цель; операция – условие; задача.
Концепция деятельности в трудах Г.П. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и ее современное развитие. Концепция интериоризации и экстериоризации.