Педагогическое мастерство. Гуманистическая направленность личности учителя. Профессиональное знание.
Педагогические способности:
· коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;
· перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
· динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;
· эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;
· оптимистическое прогнозирование;
· креативность – способность к творчеству.
Педагогическая техника: (умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач).
1-я группа умений:владение телом, эмоциональным состоянием, техникой речи.
2-я группа умений – дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия.
Культура внешнего вида: осанка, одежда, грим, прическа, мимика, пантомимика.
Культура педагогического общения: умение слушать собеседника, умение задавать вопросы, анализировать выступление, умение понять другого и т.д., умение заинтересовать.
Саморегуляция: умение снимать волнение, преодолевать нерешительность, умение мобилизоваться, умение сдерживать себя, умение создавать необходимое настроение.
Культура речи:грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений; лексическое богатство, выразительность, образность речи; техника речи, дикция.
Педагогический такт: Сухомлинский В.А. о личности учителя: любовь к детям; знание науки, основы которой преподаешь в школе; знание педагогики и психологии; всесторонность интересов.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей
Основные функции семьи:
· сохранение жизни и здоровья;
· удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;
· рождение и воспитание детей;
· создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;
Успешность семейного воспитания (личностные ресурсы семьи, ее состав, увлечения, вкусы, отношения старших, взрослых и детей). Атмосфера семьи. Авторитет родителей. Соблюдение режима дня. Материальные условия. Единство требований. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи.
Обусловленность взаимодействия следующими обстоятельствами:
· единым объектом (субъектом) воспитания;
· общими целями и задачами воспитания детей;
· возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
· необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
· возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
· возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Общие задачи воспитания детей:
· обеспечение качественного образования;
· развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
· формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
· подготовка школьников к семейной жизни;
· формирование потребности в здоровом образе жизни.
Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи
1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:
· творческие отчеты по предметам;
· открытые уроки с использованием нетрадиционных форм обучения;
· познавательные конкурсы между родителями и детьми;
· общественный смотр знаний (совместно с родителями);
· праздники знаний и творчества;
· турниры знатоков;
· учебные занятия с участием родителей;
· участие родителей в организации и работе факультативов и предметных кружков;
· совместные классные собрания;
· деловые игры.
2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
· выявление профессиональных интересов и склонностей детей;
· организация встреч со специалистами;
· организация родителями экскурсий;
· проведение классных собраний-дискуссий по профориентации;
· организация встреч-бесед с родителями;
· оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к своей будущей профессиональной деятельности;
· проведение коллективного творческого дела «Защита профессии»;
· организация совместных трудовых дел.
3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
· знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
· обсуждение с детьми нравственных проблем, возникающих в повседневной жизни;
· просмотр, обсуждение фильмов;
· проведение Дня радости;
· акции по оказанию помощи престарелым;
· встречи с интересными людьми;
· организация Школы гражданина с привлечением родителей.
4. Подготовка учащихся к семейной жизни:
· создание Клуба семейных встреч;
· организация Школы будущего семьянина;
· диспуты «Идеальная семья» и др.;
· конкурсы «Мужчины на поверке», «Юная хозяйка»;
· конкурс рыцарей и дам и т.д.
5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
· просвещение детей и родителей;
· пропаганда здорового образа жизни;
· устройство детей в секции;
· организация профилактики отклонений от здорового образа жизни;
· проведение дней здоровья, спортивных соревнований;
· туристические слеты, походы.
6. Эмоциональное обогащение отношений между родителями и детьми:поздравления, сочинения о близких, творческие встречи с родителями, выставки.
Создание благоприятной атмосферы в семье (знакомство с традициями, семейные праздники). Развитие отношений в семье, школе и классе (конкурсы «Спортивная семья», «Дружная семья», «Читающая семья», «Мир увлечений»; выполнение творческих семейных заданий; совместные занятия, практикумы для родителей и детей и т.д.
7. Формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительские собрания, лектории. Вечер вопросов и ответов. Встречи с администрацией, учителями класса. Родительский комитет. Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов. Индивидуальные формы взаимодействия.