3) разъясняющая, объясняющая (формирование понятий в сознании студентов);
4) убеждающая (убеждающая лекция – это доказательная лекция): доказательность речи лектора (фактами, логическое доказательство: прямое, косвенное);
5) увлекающая или воодушевляющая.
Психологические условия лекции (осознание личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки). Возникновение интереса к лекции (осознание аудиторией новизны излагаемого материала). Побуждение и стимулирование работы мышления слушателей.
Роль и место лекции в учебном процессе. Содержание лекции. Тщательный отбор материала (принцип целеполагания, учет уровня подготовки, ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу студентов с литературой, учет того, какой литературой будут пользоваться слушатели).
Методика чтения лекции. Формирование понятий – особая педагогическая задача.
Доказательность изложения важный методический вопрос лекционного преподавания. Связь теории с жизнью. Информативность содержания. Проблемность изложения.
Практические, семинарские, лабораторные занятия
Формы практических занятий. Цель практических занятий по психологи – научить студентов применению теоретических знаний на практике.
Функции практических занятий. Формы практических занятий.
Семинары-практикумы, семинары-дискуссии, собственно практические занятия. Лабораторные занятия.
Методическое руководство начинающему преподавателю:
1) принцип «от теории – к практике»;
2) принцип «от жизни – к теории».
Констатирование учебных задач.
(Привести пример одного из занятий).
Составление учебных задач для лабораторных занятий. Требования к лабораторным занятиям:
· занятие не должно быть громоздким;
· теоретическая интерпретация преподавателем полученных студентами тестовых и других фактов;
· выводы не только по процедуре, но и по содержанию самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования. Одно из предназначений лабораторных занятий – плотное получение знаний по теории психологии.
Игра в преподавании психологии
Игра как форма и метод активного обучения психологии
Игра как особый вид деятельности человека
Своеобразие игры в отличие от других форм поведения («игра является генеральной формой поведения: все формы экстрогенного (определяемого внешней необходимостью) могут составить содержание игры» - Д.Н. Узнадзе).
Элементы игры: цель (заключена в самой деятельности – Д.Б. Эльконин), мотив (новые желания, открытие мира взрослого и т.д.), игровые действия.
Место игры в учебном процессе. Игры в процессе обучения психологии (2 класса):
а) учебные (как средство усвоения научных знаний);
б) деловые (как средство профессионального обучения).
Черты игры:
1) игра – это свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
2) это активный творческий процесс;
3) игра – это эмоциональная деятельность;
4) обязательным атрибутом игры является соперничество, состязательность;
5) наличие прямых или косвенных правил.
Игра как средство усвоения научных знаний и учебных умений
Педагогическая суть учебной игры – активизировать познавательную деятельность студента, повысить его самостоятельность, превратить студента из потребителя информации в требователя, формировать необходимые личностные качества будущего специалиста.
(Пример игры привести).
Структура игры:
1. Цель игры.
2. Технология проведения игры:
· Оборудование.
· Сценарий игры.
· Ход игры:
1 этап (тренировочный)
2 этап. Каждая подгруппа (всего 2) получает терминокарту по изучаемой проблеме.
3 этап. Межгрупповая проверка качества усвоения.
4 этап. Каждая группа составляет терминотекст (связанный единой темой текст, включающий все или почти все изученные термины). Один из членов каждой группы озвучивает свой текст.