Технология как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Определение педагогической технологии. Три соподчиненных уровня, на которых употребляется понятие педагогическая технологияв образовательной практике (общепедагогический, частнометодический, локальный).
Требования к современным технологиям воспитания:
· воздействие на воспитанников по 3-м направлениям – на сознание, чувства и поведение;
· слияние воспитания и самовоспитания;
· единство и координация усилий всех, имеющих отношение к воспитанию, общественных институтов и объединений (СМИ, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп) – непременное условие комплексного подхода;
· система конкретных воспитательных дел.
Необходимость учитывать также:
· сложившийся образ жизни учащихся;
· условия жизни в семье, регионе;
· СМИ и пропаганду;
· уровень развития и условия жизни в коллективе;
· нормы взаимоотношений;
· индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Виды современных образовательных технологий на основе:
1) личностной ориентации (технология сотрудничества, гуманно-личностная технология Амонашвили, система Ильина);
2) активизации и интенсификации деятельности учащихся (Пассов, Шаталов);
3) эффективности управления и организации учебного процесса (Лысенкова, Фирсов);
4) дидактического усовершенствования или конструирования материала (Библер «Диалог культур», Тарасов, Эрдниев);
5) альтернативные технологии, (Вальдорфская педагогика – Штейнер; Френе);
6) природосообразные технологии (Кушнир, Монтессори);
7) технологии развивающего обучения (Волков, Якиманская);
8) педагогические технологии авторских школ и т.д. (Ховард, Ямбург, Балабан).
Волков И.П. «Учим творчеству». Проектирование уроков творчества. Цели и задачи уроков. Исходные принципы:
· Все принимают участие в работе в течение всего урока.
Обучение творчеству:опора на уже имеющиеся знания, соблюдение грамотности, постепенное усложнение заданий и увеличение меры отступления от образца и т.д.
Творческая комната в школе. Чтение научно-популярных журналов. Учет творческих работ школьников.
Сущность педагогики сотрудничества. Классификационные характеристики технологии. Целевые ориентации. Концепция сотрудничества. Особенности содержания и методики. Дидактический учебно-развивающий комплекс.
Обучение в целостном педагогическом процессе. Содержание образования в современной школе
Обучение как способ организации педагогического процесса, самый важный и надежный способ получения систематического образования
Функции обучения: образовательная (научные знания, умения, навыки); воспитательная (взгляды, убеждения, отношения, качества личности); развивающая (развитие речи и мышления, личности как целостной психической системы). Различные подходы к построению развивающего обучения (Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Назначение и структура деятельности учителя. Деятельность учащихся в процессе обучения. Многообразие мотивов учебной деятельности школьников:
1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях.
2. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности.
3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Познавательные интересы и потребности.
Виды обучения:
1) догматическое обучение, широко распространенное в средние века;
2) объяснительно-иллюстративное (Ф.Бэкон, Дж.Локк и др. – методологи, Я.А.Коменский – основоположник);
Критерии отбора содержания образования (природа, сущность личности, полнота и системность видов деятельности, необходимых для развития ее способностей). Определение содержания общего образования «общей культурой» (культура умственного, духовного, практико-ориентированного труда). Другие компоненты содержания образования: естественно-научный компонент, гуманитарное образование, жизненный опыт учащихся и учителя.
Содержание образования в широком смысле (Белозерцева) составляет русская, российская, мировая история и культура. В узком смысле – 3 пласта (3 компонента): знания – фактический материал, подлежащий усвоению; переживания – реализация задач рефлексивного уровня в учебном процессе при усвоении материала; отношения – освоение процедуры творческой деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я – мир».
Концепция содержания личностно-ориентированного образования (Бондаревская) и его компоненты: аксиологический (введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций); когнитивный (научные знания о человеке, культуре, истории, природе) – компонент традиционного обучения; деятельностно-творческий (способы деятельности, необходимыедля самореализации личности); личностный – обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию. Личностный компонент – системообразующий в содержании личностно-ориентированного обучения (Бондаревская).