2. Интероцептивные (кинестетические) – от внутренних органов.
3. Проприоцептивные – от мышц, связок и сухожилий.
Другие классификации.
Общие свойства ощущений: модальность, качество, интенсивность, пространсвенная локализованность, эмоциональная окрашенность.
Общие закономерности ощущений: чувствительность и ее изменения, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.
Роль ощущений в жизни человека. Компенсаторные возможности человека. Взаимосвязь и место ощущений в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации ощущений.
Восприятие: виды, свойства, ошибки
Понятие о восприятии. Физиологические основы. Операции восприятия.
Классификация видов восприятия:
1. По различию анализаторов, участвующих в восприятии: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, кинестетические восприятия;
2. По формам существования материи: восприятия пространства, времени, движения. Характеристика видов.
Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность. Апперцепция, ее особенности.
Ошибки восприятия: взаимосвязь и место восприятия в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации восприятия.
Представление: виды и функции
Типы представлений (представления памяти, представления воображения). Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство). Общие и частные представления.
Виды представлений. По модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные. По содержанию и степени обобщенности. Индивидуальные особенности представления (зрительный, слуховой, двигательный типы). Этапы формирования представлений. Условия развития представлений.
Память: теории, виды и процессы
Понятие о памяти. Физиологические основы. Теории механизмов памяти. Зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. Продуктивность памяти, причины ее индивидуальных различий.
Классификация видов памяти:
1. В зависимости от длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная.
2. В зависимости от целей деятельности: произвольная, непроизвольная, послепроизвольная; их характеристика. Другие классификации.
Процессы памяти: 1) запоминание, его виды и условия эффективности; 2) воспроизведение, его виды; 3) сохранение, его свойства; 4) забывание, его темпы. Эффекты памяти.
Взаимосвязь и место памяти в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации памяти.
Мышление: теории, виды, операции и формы мышления
Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности. Физиологические основы. Социальная природа мышления. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Их характеристика.
Мышление как процесс и как деятельность. Осознаваемое и неосознаваемое мышление. Теория поэтапного формирования умственных действий.
Классификация видов мышления:
1. По форме наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.
2. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое.
3. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное.
4. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).
Характеристика видов. Другие классификации.
Взаимосвязь мышления и речи. Два подхода к рассмотрению функций мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Взаимосвязь мышления и речи в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации мышления и речи.