Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация), предполагающий сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.
Три сферы, в которых происходит процесс становления личности – деятельность, общение, самопознание.
Процесс включения воспитанников в социальную деятельность предполагает:
· индивидуальную проблематизацию личности по отношению к выбору вида деятельности;
· индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;
· включение воспитанников в социальную деятельность под руководством педагога.
Связь общения с деятельностью. Самопознание личности – становление в человеке «образца его Я».
Процесс воспитания – целенаправленное воздействие на все сферы с целью стимулирования самопознания.
Воспитание как управление развитием личности
Развитие личности – процесс количественных и качественных преобразований.
Процесс развития личности – разрешение противоречий между:
· потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
· потенциалом ребенка и возможностями его реализации;
· целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.
Два уровня развития детей (Л.С. Выготский):
· «уровень актуального развития» отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
· «зона ближайшего развития» – отражает возможности достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Воспитание – управление процессом развития личности и индивидуальности; процессом физического (физическое воспитание) и психического развития (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции).
Воспитание как средство трансляции культуры
«Инкультурация» – процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру. Две стадии инкультурации: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).
Главная отличительная особенность инкультурации – выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.
Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации, завершающееся формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
Самовоспитание как процесс и результат воспитания
Сущность процесса самовоспитания
Самовоспитание – управляемое человеком саморазвитие. Самовоспитание – высшая форма саморазвития, осуществляемое осознанно и последовательно. Самовоспитание – важнейшая сторона воспитания, реализуемая под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека.
Движущие силы самовоспитания
Движущие силы самовоспитания – противоречия между требованиями, предъявляемые к учащимся, и их реальным поведением; между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания. Этапы самовоспитания: мотивационный, программный, поисковый, рефлексивный.
Функции самовоспитания
Функции самовоспитания: самодиагностика, целевая самоориентация, планирование, самоорганизация, самомобилизация и самопобуждение, самокоммуникация, самоформирование, самоконтроль, самоанализ и самооценка, самокоррекция, эвристическая.
Методы самовоспитания
Самодиагностические (самонаблюдение, самотестирование, самоанкетирование, внутренний диалог и др.)
Целевые (выбор целей и задач самосовершенствования, прогнозирование результатов и др.)
Проектировочные (проектирование своего развития)
Самомобилизационные (актуализация целей и задач самовоспитания)
Самоорганизационные (организация самовоспитания)
Самокоммуникативные (опора на опыт других людей)
Самоформирующие (самоформирование сознания в учебно-познавательной, самообразовательной деятельности, самоформирование опыта и др.)
Самоконтроля, самоанализа, самооценки (самопроверка качества самовоспитания, учет результатов, анализ достоинств и недостатков самовоспитания и др.)
Самокоррекционные (самокоординирование и корректирование целей и задач, мотивов, действий, поступков в самовоспитании)
Эвристические (освоение знаний о творчестве, включение в творческую деятельность)