Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспитание как компонент социализации



Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация), предполагающий сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.

Три сферы, в которых происходит процесс становления личности – деятельность, общение, самопознание.

Процесс включения воспитанников в социальную деятельность предполагает:

· индивидуальную проблематизацию личности по отношению к выбору вида деятельности;

· индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

· включение воспитанников в социальную деятельность под руководством педагога.

Связь общения с деятельностью. Самопознание личности – становление в человеке «образца его Я».

Процесс воспитания – целенаправленное воздействие на все сферы с целью стимулирования самопознания.

Воспитание как управление развитием личности

Развитие личности – процесс количественных и качественных преобразований.

Процесс развития личности – разрешение противоречий между:

· потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

· потенциалом ребенка и возможностями его реализации;

· целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Два уровня развития детей (Л.С. Выготский):

· «уровень актуального развития» отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

· «зона ближайшего развития» – отражает возможности достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Воспитание – управление процессом развития личности и индивидуальности; процессом физического (физическое воспитание) и психического развития (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции).

Воспитание как средство трансляции культуры

«Инкультурация» – процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру. Две стадии инкультурации: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

Главная отличительная особенность инкультурации – выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.

Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации, завершающееся формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

 

Самовоспитание как процесс и результат воспитания

 

Сущность процесса самовоспитания

Самовоспитание – управляемое человеком саморазвитие. Самовоспитание – высшая форма саморазвития, осуществляемое осознанно и последовательно. Самовоспитание – важнейшая сторона воспитания, реализуемая под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека.

Движущие силы самовоспитания

Движущие силы самовоспитания – противоречия между требованиями, предъявляемые к учащимся, и их реальным поведением; между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания. Этапы самовоспитания: мотивационный, программный, поисковый, рефлексивный.

Функции самовоспитания

Функции самовоспитания: самодиагностика, целевая самоориентация, планирование, самоорганизация, самомобилизация и самопобуждение, самокоммуникация, самоформирование, самоконтроль, самоанализ и самооценка, самокоррекция, эвристическая.

Методы самовоспитания

Самодиагностические (самонаблюдение, самотестирование, самоанкетирование, внутренний диалог и др.)

Целевые (выбор целей и задач самосовершенствования, прогнозирование результатов и др.)

Проектировочные (проектирование своего развития)

Самомобилизационные (актуализация целей и задач самовоспитания)

Самоорганизационные (организация самовоспитания)

Самокоммуникативные (опора на опыт других людей)

Самоформирующие (самоформирование сознания в учебно-познавательной, самообразовательной деятельности, самоформирование опыта и др.)

Самоконтроля, самоанализа, самооценки (самопроверка качества самовоспитания, учет результатов, анализ достоинств и недостатков самовоспитания и др.)

Самокоррекционные (самокоординирование и корректирование целей и задач, мотивов, действий, поступков в самовоспитании)

Эвристические (освоение знаний о творчестве, включение в творческую деятельность)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.