Проблема перевоспитания трудных подростков, формирования у них позитивных установок и личностного развития с помощью овладения ими профессией на сегодняшний день является достаточно актуальной. Особенно это касается той категории учащихся, которая находится в специальных учебно-воспитательных учреждениях, а именно в специальных профессионально-технических училищах (спецПТУ).
В воспитательно-профилактической деятельности важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии. Расширение в специальных учреждениях закрытого типа возможностей для занятий разнообразным производительным трудом, ранняя профессиональная ориентация особенно благоприятно сказываются на воспитании педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся.
Так, изучению профессионального становления личности и деятельности посвящены исследования К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Нечаева, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова, А. А. Бодалева, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Пряжникова, Н. С. Чистяковой и других. В зарубежных исследованиях данное направление представлено в трудах Э. Роу, Ш. Бюлер, Э. Гизенберга, Д. Сьюпера, Ф. Парсонса, Дж. Холланда и других. Однако недостаточно исследованными оказались: влияние профессионального образования на личность воспитанника специального ПТУ закрытого типа, роль профподготовки в перевоспитании личности, осознания подростком собственного потенциала и возможностей в самоорганизации дальнейшего жизненного пути.
Профессионально-техническое обучение занимает особое место в системе исправления и перевоспитания осужденных и несовершеннолетних, совершивших общественно-опасное деяние, но не достигших возраста уголовной ответственности. Обучаясь, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры.
Экспериментальная работа проводилась нами на базе двух спецПТУ закрытого типа: УО “Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки» для мальчиков и УО «Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности” для девочек. Эмпирической базой исследования послужили данные о 55 испытуемых мужского пола и 55 испытуемых женского пола в возрасте от 12 до 18 лет, обучающихся по специальностям воспитанники – столярные, паркетные и стекольные работы, воспитанницы – технология производства швейных изделий.
В исследовании использовалась разработанная автором анкета «Изучение психологической и правовой просвещенности воспитанников спецПТУ» с целью изучения уровня знаний воспитанников о правах и ответственности перед законом, жизненных ценностей, отношения к педагогическому составу и воспитанникам спецПТУ. Анкета позволяет выявить нравственный и правовой аспекты, уровень психологической просвещенности, отношение воспитанников к педагогическому составу училища и профессиональной подготовке, жизненные ценности, удовлетворенность отношениями с другими воспитанниками в училище.
Как показывают полученные данные, потребность в образовании для большинства воспитанников не является определяющей (9 %): 7,2 % лиц мужского пола и 9 % женского пола отметили, как один из главных жизненных приоритетов. Это обусловливается, на наш взгляд, низким образовательным уровнем подростков. Многие из них отрицательно относятся к обучению, до училища были неоднократные пропуски занятий в школе. Желание построить карьеру отметил всего 1 воспитанник. У данных подростков не сформированы четко жизненно значимые перспективы на будущую жизнь. Материальные ценности важны для 1,8 % респондентов. Данные представлены на рисунке 1.
С. – счастье в семье, М.о. – материальная обеспеченность, З. – здоровье, Л. – любовь, К. – карьера, Н. – нравственность, О. – образование
Наиболее важными мотивами трудовой деятельности у воспитанников двух специальных училищ закрытого типа является: проявить себя в труде (38,1 %) и возможность доказать свое иcправление (31,8 %), стремление искупить свою вину (22,7 %), что обусловливается осознанием части подростков своей вины и раскаянии в совершенном противоправном деянии. С помощью трудовой деятельности 7,2 % респондентов хотят просто избежать наказания. Эти данные говорят о том, что мотивация трудовой деятельности воспитанников разнородна. Только у части респондентов (54,5 %) наблюдаются элементы нравственной ответственности. У остальной части (45,5 %) подростков наблюдается низкий уровень нравственной ответственности.
П. – проявление себя в труде, И. – избежание наказания, Д. – доказательство своего исправления, В. – искупление своей вины
Рисунок 2 – Мотивы трудовой деятельности воспитанников спецПТУ
Исследование структуры профессиональных установок воспитанников спецПТУ осуществлялось нами с помощью методики «Опросник профессиональных установок подростка», разработанной И. М. Кондаковым. Изучение основных показателей по шкалам данной методики и статистическая обработка полученных результатов позволили выявить характер выраженности профессиональных установок для воспитанников спецПТУ, получающих профессию.
Так, 60 учащихся (54,5 %) согласились с высказыванием «Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать получаемой профессии», 52 респондента (47,2 %) спецПТУ полагают, что получаемая в училище профессия обязательно позволит проявиться их индивидуальности. Потребность в приобретении независимости констатирована у 53,6 % испытуемых («Для меня очень желательно как можно скорее приобрести независимость»). Важно отметить, что у 40 % испытуемых отсутствуют устойчивые взгляды на их профессиональное будущее, четкая профессиональная позиция, что обусловливается несформированностью образа «Я-профессионал». Только 27,2 % подростков считают, что получаемая здесь профессия будет окончательной и навсегда. Это обусловливается ориентацией на более престижные и высокооплачиваемые профессии. Результаты исследования свидетельствуют, что для большинства учащихся спецПТУ важно добиться личных достижений в получаемой профессии. Так, 51,8 % респондентов выразили согласие с высказыванием «Главное в моей профессии – добиться личных достижений». Не считают главным в профессии добиться высоких личных показателей, успехов 39 % воспитанников. На наш взгляд, это обусловливается желанием подростков получить, прежде всего, материальные блага от профессиональной деятельности, ценности профессиональной самореализации отсутствуют. Анализ результатов показал, что 52,7 % воспитанников не стремятся прилагать какие-либо усилия для того, чтобы стать первоклассными специалистами. Желание стать хорошим специалистом в профессиональной деятельности, констатировано у 47,3 % опрошенных («Когда я получу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом»). Таким образом, возможно, подростки хотят реализовать потребность в самоутверждении, поскольку у них она реализуется, как правило, в ситуации одобрения, признания и уважения со стороны окружающих людей. У 8,1 % опрошенных наблюдается завышенная самооценка, что говорит о вере в свои силы и способности, чрезмерном доверии своему субъективному впечатлению, упорстве и готовности к преодолению трудностей. Они часто демонстрируют самостоятельность и неохотно прислушиваются к советам воспитателей, своих товарищей. Так, 52,7 % респондентов считают, что у них нет недостатка ума («Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума»), 53,6 % уверены в своих способностях («У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом»). Часть воспитанников (54,5 %) уверена, что в профессиональном становлении им будет сопутствовать счастье и удача. Так, 46,3 % учащихся спецПТУ уверены, что все препятствия на профессиональном пути они преодолеют («Препятствия на моем пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного»). Это, на наш взгляд, указывает на чрезмерное самолюбие, переоценку своих возможностей, неумение объективно оценивать себя, отсутствие жизненного опыта, социальная незрелость. Заниженная самооценка наблюдается у 52 % респондентов. Это обусловливается ограниченностью интересов воспитанников, неумением критически оценить свои возможности. Они характеризуются безынициативностью, неуверенностью, депрессивными тенденциями. Необходимо у данных воспитанников формировать уверенность в себе, самокритичность, настойчивость в достижении поставленных целей, направлять их активность на познание себя, своих способностей, способствовать становлению собственной жизненной позиции.
Зависимость в профессиональном выборе прослеживаются у 11 % воспитанников, что говорит о несамостоятельности, податливости, зависимости от других, социальной незрелости. То есть не могут определить для себя необходимость и важность получаемой профессии в училище. Так, анализ результатов показал, что 48,1 % подростков зависимы от внешнего влияния, советов («В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам»). Неустойчивость профессиональной ориентации констатировано у 48,1 % учащихся спецПТУ («Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать другую профессию»). Это обусловливается несформированностью мотивационно-потребностной сферы личности подростков. У половины воспитанников (50,9 %) наблюдается неготовность вступления во взрослую, самостоятельную жизнь: они не готовы к взрослой самостоятельной жизни («Я совсем не тороплюсь приобрести позицию взрослого»). Большинство респондентов (76,3 %) считают, что не следует торопиться идти работать, если есть возможность учиться дальше. Это еще раз указывает на социальную незрелость учащихся спецПТУ.
Таким образом, как негативный фактор мы рассматриваем то, что у большинства воспитанников спецПТУ профессиональные установки сформированы недостаточно полно. Ведь от характера выраженности профессиональных установок зависит профессиональное развитие, согласованность профессиональных намерений и профессиональных интересов, что является предпосылкой успешной социальной адаптации. Выявлено, что неуверенность, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, вызывают у воспитанников чувство эмоционального дискомфорта, подавленности, неоправданной тревоги, чувство страха и как способ выхода из данной ситуации они принимают проблему как данность и пытаются ее решить, не уходят от проблем. Подростки, осознавая реальность в отношении своего профессионального будущего, в меньшей степени дезадаптированы, оптимистично настроены, уравновешены, спокойны, у них отсутствует повышенная тревожность.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости использования более эффективных психолого-педагогических мер в процессе развития самосознания личности подростка, повышения уровня психологической подготовки у педагогов. Решающая роль в повышении уровня сформированности профессиональных установок воспитанников должна принадлежать учителям и мастерам производственного обучения, акцент должен быть сделан на изучении индивидуально-психологических особенностей воспитанников, их профессиональных предпочтений и профессионально-важных качеств, необходимых для конкретной профессии.
Профессиональная подготовка воспитанников специального ПТУ, безусловно, является неотъемлемой частью как перевоспитания, так и одним из важнейших условий успешной ресоциализации данной категории подростков: включение в общественно полезный труд, установление здоровых семейных отношений, укрепление нравственных ценностей как фактора социального поведения. Полученная в училище профессия должна способствовать формированию самостоятельности, инициативности в достижении поставленных общественно полезных целей, нравственной ответственности у подростка, готовности повышать свой профессиональный уровень, мотивировать на позитивную самореализацию, закрепление социально значимых установок, мотивов и способов поведения и общения. Все это может стать возможным при расширении списка специальностей, по которому воспитанник сможет выбрать и осваивать ту профессию, которая ему нравится и которая даст возможность после выхода из специального учреждения успешно адаптироваться к условиям социума, повысит степень их готовности заниматься общественно полезным трудом. Вышеперечисленные факторы позволят снизить риск рецидива преступлений среди подростков, приобрести чувство значимости, уверенности в себе и завтрашнем дне.