Современному обществу характерна направленность на гуманистические ценности. Возрастает потребность в эрудированном, личностно-ориентированном, творческом, конкурентоспособном педагоге, готовом не только к использованию уже приобретённых знаний и умений, но и к самостоятельному проектированию собственной образовательной деятельности в широком диапазоне. Достижение профессионализма такого уровня предполагает как совершенствование системы подготовки специалистов, так и активизацию их профессионального самосовершенствования. При этом всё более приоритетными направлениями в повышении профессионального уровня педагогов признаются самообразование и самовоспитание. Большое внимание уделяется здоровью педагога – как физическому, так и психологическому, которое в значительной степени обусловливает успех в педагогической деятельности, сохранение профессионализма. Важное место занимает психологическая культура, потребность в психологических знаниях. Эту потребность сегодня признают аккумулирующим фактором творческого потенциала педагога.
История человеческого общества, жизненный путь его отдельных представителей (особенно ярких, внёсших весомый вклад в его развитие, реализовавших свои дарования) убеждают, как велико стремление человека к совершенству, как многого он может достичь в процессе улучшения своих нравственных, умственных, физических качеств, знаний и умений.
Высоко оценивали значение самообразования и самовоспитания многие крупные деятели культуры, науки и техники, образования – Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. М. Бехтерев, В. А. Сухомлинский и др. Отмечая достоинства, преимущества самообразования и самовоспитания, один из основоположников педагогической психологии П.Ф. Каптерев писал: «Самый последний человек, работая над своим воспитанием и образованием, в конце концов всегда будет полезнее и выше всякого первого человека, прекрасно изучавшего все положенные предметы и науки, но никогда деятельно не работавшего над усовершенствованием своего ума и сердца».
Реализация в практике образовательных учреждений личностно-ориентированного и личностно-развивающего подхода зависит от ряда объективных и субъективных причин. К последним относятся, наряду с другими факторами, педагогическое мировоззрение, менталитет педагога, его профессионализм. Где важнейшей составляющей является профессиональная психологическая культура. Уже К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев, основатели педагогической психологии в России, психологическим знаниям педагога придавали важное значение. Они настаивали на органическом синтезе педагогики и психологии. Так, К. Д. Ушинский считал, что каждый педагог является психологом, поскольку в силу специфики своей деятельности он вынужден в практической работе изучать ребёнка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Он считал, что психология, в силу своей приложимости к педагогике и необходимости для педагога, занимает первое место среди всех сопряженных с педагогикой наук.
Последователями психологического направления в педагогике были А. Н. Острогорский, П. Ф. Лесгафт и др. В первой половине XX века представителями широкого внедрения в педагогическую практику психологической науки являлись П. П. Блонский, Л. С. Выготский.
Теория Л. С. Выготского предполагала «охрану развития», бережное отношение к каждому возрастному периоду, как имеющему свою уникальность, обязательный учёт педагогом специфики конкретного возраста.
На необходимость психологических знаний для педагога, владения им методами изучения ребёнка, указывали М. Я. Басов, Н. М. Щелованов, В. М. Мясищев, С. Л. Рубинштейн. Последний в своей статье «Психологическая наука и дело воспитания», подчёркивал особую роль психологии, «знание которой способно оказать помощь в деле воспитания и обучения детей», отмечал: «Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребёнка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель по существу, работает вслепую. Ему равно неизвестны и ребёнок, на которого он должен воздействовать, и результаты его собственного воспитательного воздействия».
Нацеленность на психологизацию педагогического процесса в настоящее время становится всё заметнее. Признание гуманистической стратегии обучающего и воспитательного воздействия единственно верной, принятие её в систему профессиональных и личностных ценностей напрямую зависят от уровня психологической культуры педагога.
Что же представляет собой профессиональная психологическая культура? Это интегральное качество личности педагога, выражающееся в эффективной реализации профессионально-педагогических функций на основе сформированной системы психологических знаний и умений и обеспечивающее личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение и воспитание, адекватное профессиональное самопознание совершенствование, сбережение и укрепление психического здоровья.
Профессиональная психологическая культура формируется на основе индивидуальной, или базисной, психологической культуры личности, развитие которой начинается в раннем детстве и происходит в процессе взаимодействия личности с социальным окружением. У человека спонтанно формируются житейские психологические знания, представления на основе наблюдений, собственного опыта, а также конкретные умения по познанию себя и других людей, саморегуляции, межличностного взаимодействия. Включённость человека в социальную общность, потребность в адекватном взаимодействии с окружающими людьми делает его стихийным психологом.
В процессе профессионализации педагога происходит формирование его профессиональной психологической культуры. Профессиональная психологическая культура педагога включает теоретическую («знаниевую») и практическую (деятельностную) подструктуры (Я. Л. Коломинский).
Теоретическая подструктура профессиональной психологической культуры – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний, содержащих понятия, суждения, представления о закономерностях развития познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), формирования личности на разных возрастных этапах, о многообразии индивидуальных различий, развитии способностей, закономерностях взаимодействия личности и группы, о психологических закономерностях индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, о технологиях оптимального педагогического взаимодействия с детьми, о работе с «трудными» детьми и пр.
Интересно решает вопрос о роли личности педагога в педагогическом взаимодействии Л. С. Выготский. Выготский выделяет две роли взрослого, участвующего в педагогическом процессе:
1. организатор воспитательной среды, сознательно устраняющий себя из непосредственных взаимодействий;
2. часть этой среды, её активный фактор.
Лишь в последней функции личность педагога существенна для достижения целей воспитания. Более того, личностные особенности педагога могут способствовать, а могут затруднять достижения педагогических целей. Следует отметить, что Л.С.Выготский не признавал наличие особой отдельной реальности, в которую включены лишь «учитель – ребёнок», он постоянно выделял и исследовал связывающую их динамичную и социальную среду. Особая сложность работы учителя проистекает из того, что он, с одной стороны, должен хорошо ориентироваться в закономерностях собственной деятельности ребёнка (т. е. знать его психологию), с другой – знать особенности динамики социальной среды, чтобы, умело, изменяя её, направлять в педагогически целесообразное русло течение его деятельности, создавать новые формы его сознания и поведения. «Вот почему на долю учителя в процессе воспитания выпадает тоже активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая им нужна». Ведь правильное творческое решение педагогической задачи может найти только тот педагог, который хорошо владеет ремеслом своего дела – знанием и пониманием тонких изгибов души ребёнка, противоречивости мотивов и протекание его деятельности, умением «кроить», « лепить», «сочетать» самым различным образом элементы социальной среды, воспитывающей ребёнка. Это значит, педагогу нужно осваивать (конечно, начиная со студенческой скамьи) научные основы теоретической и прикладной педагогики при последующем примеривании к собственной практической работе.
Практическая подструктура профессиональной психологической культуры – это умения и навыки применения психологических знаний в процессе реализации педагогических функций. Они воплощены в способности педагога видеть проявления психологических закономерностей в конкретной педагогической ситуации, умении выстроить любое педагогическое действие грамотно, на научной основе. Многие представители педагогической психологии придавали и придают им первостепенное значение. «Можно сказать без всякого преувеличения, – писал Л. С. Выготский, – что решительно все практические мероприятия по охране развития ребёнка, по его воспитанию и обучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста, необходимо нуждаются в диагностике развития».
Важное место в практической подструктуре профессиональной психологической культуры занимают и психокоррекционные и психотерапевтические умения. Они обеспечивают исправление недостатков, предупреждение нарушений в психическом и личностном развитии, сбережения и укрепления психического и психологического здоровья детей и самого педагога.
Психотерапевтическое воздействие педагога направлено на оказание помощи, поддержки воспитаннику в ситуациях психологических затруднений в деятельности, поведении, личностном развитии, межличностных отношениях. Многие ситуации в педагогической деятельности близки по своей форме, средствам решения психотерапевтическим ситуациям. Для осуществления психокоррекционной и психотерапевтической деятельности необходимы соответствующие умения.
Таким образом, педагог обладает значительными возможностями психологического воздействия на воспитанника своей личностью, духовностью, эмоциональностью, примером, словом. Кроме этого, он должен стать психотерапевтом и для себя. Ведь педагогическая деятельность сопряжена с большими нервно-психическими затратами, эмоциональным «выгоранием». Забота о своём психическом здоровье является одним из компонентов психологической культуры личности педагога.
Трудно ожидать больших успехов в познании воспитанников, обучении и развитии их, тем более в коррекционной работе, от педагога, который остановился в своём профессиональном и личностном росте.
Профессиональное самообразование и самовоспитание – сложные виды деятельности, основанные в значительной степени на саморегуляции. Самосовершенствование невозможно без внутренней активности. Необходимо нередко немалые волевые усилия, чтобы стать «режиссёром» собственной жизни, в том числе – в профессиональной сфере.