Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Благополучия взрослых детей алкоголиков



Точные статистические данные о том, сколь­ко людей являются алкогольнозависимыми и сколько детей воспитывается в алкогольных семьях, получить сложно, хотя совершенно оче­видно, что число детей группы риска в Беларуси увеличивается с каждым годом. Расширяется круг лиц, злоупотребляющих спиртным, при этом потребитель становится значительно моложе. Женщины по динамике заболеваемости уже опережают мужчин. Тысячами исчисляется количество людей, умерших по причине алкогольного отравления или сопутствующих алкоголизму заболеваний.

Целью данной статьи является описание факторов психологического благополучия юношей и девушек, имеющих опыт переживания алкоголизма в семье.

Обратимся к определению основных понятий. Процесс переживания – это особая психическая деятельность по перестройке внутреннего мира личности в ответ на кризисные события жизни. В данном случае имеет место семейный кризис, под которым понимается состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Совместное проживание с пьющим родителем является одним из тяжелейших типов семейного кризиса, поскольку в отличие от других типов семейного кризиса (развод, смерть) он имеет затяжной, хронический характер. Показателем продуктивности и эффективности процесса переживания кризиса является достижение человеком внутренней гармонии, стабильности, а также восстановление целостности и осмысленности жизни, нарушенных в результате столкновения с кризисом.

В исследовании приняли участие взрослые дети алкоголиков (ВДА) – студенты высших учебных заведений г. Гомеля (72 человека). В качестве диагностического инструментария было использовано полуструктурированное интервью как метод, позволяющий исследовать и трансформировать опыт переживания личности. Анализ жизненных историй ВДА подтверждает тот факт, что семейный кризис, как и любой другой, это всегда возможность выбора, поскольку столкновение с ним может нести в себе угрозу разрушения, но в то же время - это путь изменений, возможность духовного роста, источник жизненного опыта, мудрости и жизнестойкости. В процессе проживания кризиса трансформируется система ценностно-смысловых отношений личности, а также способы преобразования действительности, т. е. стратегии психологического преодоления и ресурсы, используемые с целью восстановления гармонии и осмысленности жизни.

В связи с этим мы задумались над вопросами: «Как выжить ребенку в ситуации, которую он не может изменить?», «Что помогает части детей алкоголиков выйти сохранными из ситуации алкоголизма в семье и не пополнить ряды созависимых?». Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, нами на основе материалов интервью были выделены факторы, способствующие/препятствующие достижению ВДА психологического благополучия, поскольку данный показатель наряду с осмысленностью жизни является отсроченным критерием успешности и продуктивности переживания ситуации семейного кризиса. Под психологическим благополучиеммы вслед заК. Рифф понимаем интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью. Психологическое благополучие юношей и девушек определялось при помощи опросника «Шкалы психологического благополучия» («Ryff's Psychological Well-Being Scale») в адаптации Н. Н. Лепешинского [1]. Методика направлена на оценку общего уровня психологического благополучия и показателей по шкалам автономии, компетентности, личностного роста, положительных отношений с другими, цели в жизни и самопринятия.

На основе материалов интервью с помощью контент-анализа были выделены социальные и психологические факторы, связанные с индексом психологического благополучия в юности. В общей сложности было выделено 32 категории, каждая из которых была представлена субкатегориями (от двух до шести). Остановимся на тех из них, которые достоверно связаны с показателем психологического благополучия ВДА.

Как показал анализ результатов исследования, одним из самых важных факторов является наличие позитивной значимой фигуры, с которой ребенок идентифицирует себя. В этой роли может выступить референтный взрослый, не обязательно родственник, который вовремя скажет ребенку: «Я в тебя верю. Ты сможешь. У тебя все получится». Существенное значение имеет наличие братьев и сестер (положительно влияет на принятие себя, позитивное отношение к себе и своему прошлому, осознание и принятие своего Я (шкала «Самопринятие», α 0,05)). Сиблинговая подсистема выполняет ряд родительских функций: братья и сестры могут сотрудничать в поиске решения сложных жизненных ситуаций, оказывают взаимную поддержку, способствуют удовлетворению потребностей и поддержанию чувства собственного достоинства. Кроме того, наличие сиблингов положительно связано со способностью юношей управлять окружением, регулировать и контролировать внешние условия жизни (шкала «Управление средой», α 0,05).

Неудовлетворенность семейной ситуацией и неспособность повлиять на пьющего родителя в некоторых случаях воспринимаются ребенком как вызов собственным компетенциям, призыв к активности. Одна из девушек рассказывает: «Что мне помогает добиваться успеха? Желание достичь больше, чем я имею. Лет в 13 я осознала, что отец у меня такой… Прожил достаточно, но ничего из себя не представляет. Присмотрелась, многие живут «как получится», ничего не делают для лучшей жизни. А я хочу, чтоб у меня была жизнь лучше и все для этого делаю».

Часто пьянство сопровождается ссорами и конфликтами между родителями, насилием по отношению к ребенку или другим членам семьи. Анализ материалов интервью показал, что беспомощность и безысходность свидетелей/жертв семейного насилия (психологического, физического) может трансформироваться в принятие роли «защитника», «героя-освободителя» как компенсация дефицита любви и безопасности. В некоторых случаях желание помочь другим, оградить от зла, дать любовь и тепло, которого не хватало самим, преобразуется в цели жизни и профессиональные планы. Другими словами, часть ВДА, подвергавшихся издевательствам в семье, переживших насилие и отверженность со стороны близких, выходят во взрослую жизнь с миссией «спасителя». Не случайно специалисты говорят о том, что «те, кто подвергся насилию и несправедливому обращению, а впоследствии столкнулся с равнодушием других людей, берут на себя определенные обязательства. Это обязательства не давать людям забыть о насилии и несправедливости, чтобы то, что довелось пережить пострадавшим, было не зря, чтобы в результате что-то изменилось» [2].

К числу личностных факторов, способствующих благополучному выходу из кризиса, следует отнести возрастреспондента, степень принятия себя и своей жизни как ценности. Кроме того, общий уровень психологического благополучия ВДА, а также чувство самостоятельности и независимости, способность противостоять социальному мнению, умение критически оценивать себя и регулировать свое поведение (шкала «Автономия», α ≤ 0,001) зависят от того, есть ли цель в жизни. Очевидно, что чем более осмысленна и нацелена жизнь ВДА, тем выше его способность регулировать и контролировать окружение (шкала «Управление средой», α 0,05). Наличие цели в жизни положительно связано с отношением к себе и своему прошлому (шкала «Самопринятие», α 0,05) и уровнем коммуникативной компетентности, способностью строить доверительные отношения (шкала «Положительные отношения с другими, α 0,05). Таким образом, наличие цели в жизни, осознание временной перспективы с высокой степенью вероятности связано с ощущением психологического благополучия ВДА. В большей степени эта связь затрагивает чувство самостоятельности и независимости, способность противостоять социальному мнению.

Общий уровень психологического благополучия ВДА тесно связан с самоощущением счастья (α ≤ 0,05). Для юношей и девушек, считающих себя счастливыми, характерен более высокий уровень автономии, а также чувство самостоятельности и независимости, способность противостоять социальному мнению, умение критически оценивать себя и регулировать свое поведение (α 0,001). В данном случае выявлен более высокий показатель по шкале «Управление средой» (α 0,01), который отражает степень развития навыков социальной компетентности и планирования, регулирования своей жизни, непосредственного окружения. У девушек с ощущением счастья также положительно связан показатель по шкале «Позитивные отношения с другими» (α 0,01).

Характер переживания семейного кризиса также имеет отличительные особенности в зависимости от пола ребенка. Например, девушки отличаются от юношей большей эмоциональностью, более склонны к обсуждению своего внутреннего состояния и ищут возможность сопереживания.

Во многом уровень психологического благополучия ВДА определяется локусом вины в произошедшем семейном кризисе. Фактор «Локус вины в случившемся» представляет собой ответ ВДА на вопрос, «кто» или «что» послужило причиной кризисной семейной ситуации. Субъективное мнение по поводу «виновного» в алкоголизме родителя непосредственно отражается на уровне самопринятия (р=0,029) и готовности формировать положительные отношения с другими (р=0,019). В том случае, если ВДА считают, что виновными в пьянстве родителя являются посторонние люди или стечение обстоятельств (плохая компания, традиции в коллективе, тяжелая работа, потребность заглушить боль в суставах и т. п.), то указанные показатели выше, по сравнению с юношами и девушками, которые приписывают вину пьющему родителю. Самый низкий уровень самопринятия и готовности формировать положительные, доверительные отношения с другими людьми у тех ВДА, которые в возникновении кризиса винят обоих родителей.

Было выявлено, что для юношей очень важно найти объяснение по поводу ответственного за произошедшее в семье, определить конкретное лицо, виновное за пьянство родителя и нездоровую обстановку в семье (чаще всего – это сам родитель-алкоголик). От этого зависит уровень компетентности в управлении средой (α 0,05), а также степень независимости и автономии (α 0,05) юношей в будущем.

Психологическое благополучие взрослых детей алкоголиков также связано со способом преодоления жизненных трудностей, т. е. тем вариантом стратегий преодоления, который осознается респондентом и демонстрируется в качестве основного. Он может в чем-то и не совпадать с реальными копинг-стратегиями в сложных жизненных ситуациях, но здесь важно не то, что есть на самом деле, а как видит это сам ВДА.

Показатель психологического благополучия выше у тех ВДА, которые считают, что в трудной жизненной ситуации следует обращатьсяза помощью и поддержкой к другим или попробовать решить проблемы самостоятельно, а потом (при необходимости) обратиться к другим (р=0,001). Психологическое благополучие юношей и девушек, выбирающих способ преодоления в зависимости от особенностей препятствия, выше по сравнению с теми, которые привыкли все решать самостоятельно, надеясь только на себя. Из респондентов, решающих проблемы только с опорой на собственные силы, 22,5 % имеют высокий уровень психологического благополучия, а 20,5 % – низкий. В последнем случае самостоятельное разрешение проблем часто сопряжено с недоверием к окружающим (41,5 %). Речь идет о ВДА, которые не могут забыть предательство со стороны близкого человека, пережитое еще в детстве. Самый низкий индекс психологического благополучия у респондентов, которые предпочитают «плыть по течению» и ничего не делать для преодоления трудностей, ждать – пока они разрешатся «сами собой».

Самый высокий показатель компетентности у респондентов, которые считают, что в трудных жизненных ситуациях выбирают способ преодоления с учётом специфики проблемы (шкала «Управление окружением», p=0,001). Несколько ниже уровень по шкале, если респонденты обращаются за помощью, справляются самостоятельно или пробуют сами, а при необходимости - обращаются за помощью. Наименее продуктивным является способ «никак, проблемы решаются сами собой».

Наиболее высокий показатель по шкале «Цели жизни» (P=0,001) имеют респонденты, обращающиеся за поддержкой и помощью к другим или действующие с учётом специфики проблемной ситуации. Несколько ниже показатель осмысленности жизни у респондентов, которые пробуют решить проблему самостоятельно, а при необходимости – обращаются за помощью и тех, которые считают, что самостоятельно справляются с препятствиями на жизненном пути. Самый низкий показатель по шкале у тех юношей и девушек, для которых трудности разрешаются сами собой.

Выявлено, что более высокий уровень самопринятия (р=0,001) у тех респондентов, которые ответили: «обращаюсь за помощью, поддержкой» и «зависит от вида трудностей». По сравнению с указанными вариант «пробую сам, при необходимости, обращаюсь за помощью» соответствует более низкому показателю, но он выше, чем у испытуемых, которые «самостоятельно» разрешают проблемные ситуации. Самый низкий уровень самопринятия у лиц, которые дистанцируются от решения проблем и преодоления жизненных трудностей, пуская все на самотек.

Следовательно, наиболее благоприятным в плане психологического благополучия ВДА является вариант, когда человек готов при необходимости обратиться за помощью, уверен, что ему окажут поддержку, а наиболее непродуктивным – вариант, когда респондент считает, что при столкновении с жизненными трудностями он «плывет по течению», а трудности «проходят сами». Эффективность установки «рассчитывать только на собственные силы» нельзя оценить однозначно, поскольку в большинстве случаев она сформировалась вследствие дефицита доверия к окружающим или связана с неумением воспользоваться ресурсами социальной сети.

Таким образом, вопреки сложившемуся мнению о том, что дети из алкогольных семей автоматически могут быть отнесены к группе риска, с уверенностью можно утверждать, что часть ВДА разрушают «порочный круг» алкогольной семьи и продуктивно выходят из семейного кризиса, вызванного алкоголизмом родителя. Отсроченными критериями эффективности процесса переживания кризиса являются осмысленность жизни, стремление к самореализации, принятие себя и собственной жизни, чувство автономии, способность строить доверительные отношения с окружающими и т. п.

Эмпирически выделенные социальные и личностные переменные, связанные с показателем психологического благополучия ВДА, позволяют говорить о возможности повышения эффективности и продуктивности переживания личностью ситуации алкоголизма в семье. В частности, основными направлениями работы психолога с ВДА могут быть: повышение уровня самооценки и уверенности в себе, развитие навыков саморегуляции, а также использование ресурсов социальной сети, разработка временной перспективы, принятие ответственности за происходящее в жизни, выработка эффективных способов совладания, осознание и проработка механизмов психологической защиты и т. д.

Литература

1. Лепешинский, Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Н. Н. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 24–37.

2. Арчакова, Т. О. «Уязвимее, но сильнее»: помощь пережившим военные действия / Т. О. Арчакова. – http: // psyjournals. ru / articles.

 

 

Н. А. Окулич

(Брест, Беларусь)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.