Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины и возможности преодоления



Проблема профессионального выгорания стала актуальной в последние годы не только в зарубежных странах, но и в России. Увеличившийся жизненный темп, напряженный профессиональный ритм, высокие психоэмоциональные нагрузки – это реалии сегодняшнего дня, приводящие к достаточно раннему профессиональному выгоранию работников. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Основной причиной синдрома является несоответствие между личностью и выполняемой ей работой, принимающее различные формы.

Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности на кафедре психологии Тульского института экономики и информатики было проведено психологическое исследование профессионального выгорания среди 75 педагогов высших и средних специальных учебных заведений Тулы и Тульской области, имеющих разный опыт педагогической деятельности (от 2 до 35 лет), преподающих разные предметы.

В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10–15-летним стажем, количественная степень проявления эмоционального выгорания является невысокой (5–14 %). Деятельность молодых педагогов, скорее всего, направлена на совершенствование методики преподавания предмета, изучение передового педагогического опыта, углубление профессиональных знаний, а результаты деятельности в этот период не приводят к проявлению симптомов эмоционального выгорания и компенсируются высоким уровнем педагогического интереса. У педагогов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 20–25 %.

Частота проявления эмоционального выгорания в течение учебного года не одинакова: 50 % педагогов испытывают данное состояние 1–2 раза в год; 25 % – 3–4 раза в год; 15 % –более 5 раз; 10 % – не испытывают вообще. Таким образом, в исследуемой выборке состояние эмоционального выгорания чаще всего проявляется 1–2 раза в течение года у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет.

Причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности педагоги считают: необходимость работать более, чем на 1,5 ставки (35 %); необходимость работать в нескольких местах и совмещать разные виды деятельности (64 %); необходимость заполнения большого количества документов, регламентирующих педагогическую деятельность (58 %); эмоциональную перегрузку (35 %); отсутствие прямой связи между затраченными усилиями и результатом деятельности (30 %); жесткий контроль администрации и оценку работы по формальным результатам (33 %); неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (25 %).

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности.

Стоит отметить, что 15 % педагогов, участвующих в исследовании, не смогли назвать никаких способов саморегуляции. Это может свидетельствовать о сниженной внутренней мотивации педагогической деятельности и несформированной психологической культуре педагогов.

С понятием профессионального выгорания тесно связано понятие профессиональной деформации. В узком смысле профессиональная деформация – это психологические изменения, которые негативно влияют на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности. Выделяют различные виды профессиональной деформации. При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно перенимает принятые в организации модели поведения.

Чаще всего встречается должностная деформация. Например, руководитель считает возможным не ограничивать свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

При крайней степени профессиональной деформации, которую называют профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Как уже было сказано, основная причина синдрома – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.

Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля – возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Кроме того, у человека может возникнуть несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идет привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Вместе с тем синдром эмоционального выгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание – это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом, включающим в себя три фазы: напряжение, сопротивление, истощение. Нервное напряжение, возникающее на основе внешних и внутренних факторов, таких как отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудный контингент, сопровождается следующими негативными симптомами: переживанием психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, тревоги и депрессии.

Сопротивление – вторая фаза,во время которой человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, то есть выборочного выполнения профессиональных функций.

Истощение характеризуется оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.

Если синдром эмоционального сгорания проявляется как неотъемлемая характеристика личности педагога, то возникает необходимость профессиональной психологической помощи. Профилактика профессионального выгорания является необходимой составляющей работы психолога с педагогами. Опыт нашей работы с педагогами в этом направлении показал наличие высокого интереса у педагогов к изучаемой проблеме и желания осуществлять профилактические занятия по преодолению симптомов профессионального выгорания не изредка, в рамках курсов повышения квалификации, а систематически, два раза в год, в начале и конце учебного года, т. е. именно тогда, когда проявления синдрома эмоционального выгорания проявляются наиболее явно.

В процессе проводимых с педагогами тренинговых занятий ими достигается осознание необходимости сохранения психологического равновесия и благополучного эмоционального состояния, постигаются приемы саморегуляции, повышается внутренняя мотивация подобной деятельности.Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей, положительная внутренняя речь и обмен информацией с коллегами способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

 

 

О. И. Мотков

(Москва, Россия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.