Проблема развития личности является краеугольной в работах Л. С. Выготского и охватывает различные его стороны – от развития психики в филогенезе до индивидуального развития личности. И хотя автор не обращался напрямую к теории профессионального становления и развития личности и его структуры, тем не менее, предложенные им идеи вполне адекватны для описания и вскрытия механизмов его протекания, что достаточно выпукло показано в современной отечественной психологии (Ю. П. Поваренков).
Цель нашей работы заключается в том, чтобы проследить, как идеи Л. С. Выготского реализуются в современной психологии профессионального становления личности в целом и в изучении психологии профессиональных деструкций, в частности.
Современная психология профессионального становления личности рассматривает данный процесс как соотношение двух стадий: восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной). Это означает, что на своем пути человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие профессиональной среды, которое приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, не только снижающих его профессиональные успехи, но негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. Первая стадия, связанная с положительным взаимодействием личности и профессии, характеризует профессионализацию. Вторая стадия, характеризующая негативными последствиями профессионального развития личности, представляет систему профессиональных деструкций. Анализ существующих классификаций профессиональных деструкций показывает, что ведущими среди них являются разного рода деформации личности, а также специфические психические состояния личности, среди которых наиболее значимым является синдром психического выгорания [7], [9].
Выделение двух основных стадий профессионального становления личности закономерно ставит вопрос об их соотнесении друг с другом, о точках и механизмах перехода от одной стадии к другой. В работах Л.С Выготского, посвященных истории развития психических функций, выдвигается достаточно важное с точки зрения общей методологии развития положение о том, что в ходе развития ребенка «своеобразие перехода от одной системы активности (животной) к другой (человеческой) заключается в том, что одна система не просто сменяет другую, но обе системы развиваются одновременно и совместно» [1, с. 33].
Данное положение вполне применимо и к соотношению основных стадий профессионального развития и предполагает возможность соотнесения прогрессивной и регрессивной фаз профессионального становления, предполагает их преемственность и наличие точек соприкосновения. Такой вариант, с нашей точки зрения, более вероятен, поскольку находит подтверждение, как в теоретических работах, так и в эмпирических исследованиях (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков).
Один из вариантов соприкосновения фаз профессионального становления личности может быть связан с наличием определенных переломных точек, своеобразного «оптимума», достижение которого обеспечивает положительный эффект деятельности профессионала, но за границей которого начинают проявляться негативные тенденции в личности, снижающие результативность деятельности и ухудшающие самочувствие профессионала. Ряд имеющихся теоретических и эмпирических данных подтверждает данное утверждение [5], [6]. В частности, исследования, посвященные психическому выгоранию, как одной из профессиональных деструкций, показывают, что и его формирование и развитие в процессе становления профессионала подчиняется U-образной зависимости. В проведенных нами исследованиях, подтверждается наличие U–образной инвертированной зависимости между стажем работы и уровнем выраженности психического выгорания [5].
Вместе с тем, взаимоотношение между различными этапами развития может быть объяснено более сложными механизмами, где краеугольным моментом выступает понятие «кризис». Данная проблематика достаточно подробно освещена в цикле работ Л. С Выготского, посвященных детской психологии. Прежде всего, Л. С. Выготский отходит от традиционно существовавшего в тот период в зарубежной психологии понимания кризиса как анормального явления, своеобразной «болезни» развития. Проводя далее глубокий анализ сущности возрастных кризисов, он отмечает ряд их особенностей: бурный характер протекания, размытость границ, определяющих его начало и конец, вариабельность их протекания у разных групп детей, что обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов. Наиболее важным теоретическим положением Л. С. Выготского в этом плане является его понимание характера кризисов. Не отрицая их негативного влияния на развитие ребенка в разные периоды жизни, что было обусловлено чисто эмпирическим и случайным путем введения данного понятия в науку, он высказывает глубокую мысль об обратном значении критических периодов: «… Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим негативным влиянием (курсив наш, – автор) исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития» [2, с. 253].
Идеи Л.С Выготского о сущности и характере возрастных кризисов развития нашли свое дальнейшее воплощение и подтверждение в современной отечественной психологии, в том числе и в психологии профессионального становления личности, в частности в рассмотрении профессиональных кризисов [3], [4], [9], [10]. Профессиональные кризисы определяются как специфическая группа психологических кризисов, которые возникают на различных этапах профессионального пути личности и отражают его специфические закономерности, несводимые к закономерностям жизненного пути человека [9].
Теоретический анализ разных аспектов изучения профессиональных кризисов позволяет сделать следующие обобщения: 1) кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности; 2) кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения; 3) профессиональные кризисы могут носить нормативный характер, в связи с переходом с одной стадии профессионального развития на другую, или быть не нормативными, которые провоцируются случайными событиями и возникают в результате стечения неблагоприятных обстоятельств. Эти кризисы не имеют выраженного хронологически временного характера, а время их наступления, жизненные обстоятельства и участники случайны; 4) наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов от объективных до субъективных; 5) генезис кризиса включает три последовательно разворачивающиеся фазы: предкритическую, критическую и посткритическую; 6) переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности; 7) эффект во многом определяется стратегией разрешения, которая может быть как конструктивной, так и носить более катастрофический для личности характер. Непродуктивный характер разрешения профессиональных кризисов является механизмом возникновения профессиональных деструкций.
Не претендуя на дальнейшее глубокое изучение изложенных выше теоретических положений, остановимся только на последнем из них, имеющем непосредственное отношение к рассматриваемой нами проблематике. Данное положение во многом носит теоретический характер, и в отечественной и зарубежной психологии практически отсутствуют эмпирические исследования, связанные с возникновением профессиональных деструкций как результата неконструктивного разрешения кризисов профессионального становления личности.
В этом плане нами была предпринята попытка выявить взаимосвязь стратегий выхода из профессионального кризиса и таким распространенным деструктивным профессиональным феноменом как синдром психического выгорания личности [8]. В соответствии с поставленной целью нами было проведено эмпирическое исследование на выборке педагогов. В качестве методического инструментария использовались оригинальные методики на диагностику выраженности кризисов профессионального становления и определения типа прохождения кризисов. Диагностика выгорания осуществлялась с помощью методики «Опросник психического выгорания для учителей», разработанной А. А. Рукавишниковым. Статистическая обработка полученных данных с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа, а также использования метода корреляционных отношений позволили сделать следующие выводы.
Прежде всего было установлено с помощью метода корреляционных отношений наличие двусторонней взаимосвязи между типом разрешения кризиса и синдромом психического выгорания. Однако влияние типа разрешения кризиса на выраженность выгорания более существенное по сравнению с обратной тенденцией. Источником возникновения выгорания является прежде всего ситуативный тип разрешения кризиса, рассматриваемый нами как непродуктивный и характеризующийся пассивностью человека в отношении принятия каких-либо мер по преодолению противоречий. Основными его проявлениями являются: нахождение смысла жизни в непрофессиональной сфере; профессиональная апатия и стагнация; попытки разрешения кризиса по настоянию, давлению разных социальных групп (родителей, друзей, коллег); компромиссное разрешение проблемы, не устраняющее противоречие, но временно снимающее напряжение и др. При этом обнаружена положительная связь между всеми компонентами выгорания и данным типом разрешения кризиса, которая в более сильной степени присуща психоэмоциональному истощению по сравнению с личностным отдалением (цинизмом) и профессиональной мотивацией (сниженной самооценкой профессиональной эффективности). При этом установлено, что выраженность синдрома выгорания зависит от типа профессионального кризиса. В частности, выяснено, что наибольшая связь с психическим выгоранием характерна для кризиса профессионального выбора и кризиса профессиональных экспектаций, что вполне согласуется с полученными ранее нами данными [5].
Что касается кризисов учебно-профессиональной ориентации, профессионального роста и профессиональной карьеры, то между этими типами кризисов и психическим выгоранием значимой связи не обнаружено. Отсутствие возникновения признаков психического выгорания у лиц, переживающих кризис учебно-профессиональной деятельности, является косвенным подтверждением положения о том, что выгорание представляет собой профессиональный феномен и не может быть обнаружено на этапах обучения в школе или вузе. Содержание двух последних кризисов также позволяет нам объяснить отсутствие связи с выгоранием. Первый из указанных кризисов проявляется в неудовлетворенности профессиональной жизни, которая связана с потребностью в дальнейшем профессиональном росте. Кризис профессиональной карьеры возникает из-за отсутствия перспектив дальнейшего карьерного роста, то есть оба кризиса связаны с развитием человека в профессии. Отсутствие связи с психическим выгоранием, по-видимому, можно объяснить в этом случае тем, что «выгоревший» человек не стремится к совершенствованию в профессии и к каким-либо профессиональным достижениям, что и объясняет полученные данные.
Таким образом, полученные нами результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что способы разрешения кризисов профессионального становления личности обуславливают прогрессивную или регрессивную сущность кризиса. Это доказывает выдвинутое Л.С Выготским положение о прогрессивно-регрессивной функции кризисов вообще и кризисов профессионального становления личности, в частности, и стимулирует исследователей к его дальнейшей теоретической проработке и эмпирической верификации.
Литература
1. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – С. 6–328.
2. Выготский, Л. С. Проблема возраста // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – С. 244–269.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
4. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 184 с.
5. Орёл, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орёл. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
6. Орёл, В. Е. Категория «оптимума» как объяснительный механизм соотнесения стадий профессионального развития личности / В.Е. Орёл // Ярославский психологический вестник, вып. 22. – М.-Ярославль. – 2007. – С. 73–80.
7. Орёл, В. Е. Развитие личности профессионала // Психология труда : учеб. для студ. высш. учеб. Заведений /под ред. А. В. Карпова. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 249–267.
8. Орёл, В. Е. Некоторые аспекты изучения взаимосвязи психического выгорания и неконструктивных способов разрешения профессиональных кризисов / В. Е. Орёл, Ю. О. Попова // Ярославский психологический вестник, вып.26. – М., – Ярославль. – 2010. – ( в печати).
9. Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности / Ю. П. Поваренков. – Ярославль : Канцлер, 2008. – 200 с.
10. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2004. – 320 с.