1. Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения.
2. Хорошее физическое самочувствие в целом.
3. В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы.
4. Здоровый и разнообразный образ жизни.
5. Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства.
6. Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями.
7. Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях.
8. Принятие двойственности мира, наличия в нем и светлого, и темного.
9. Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям.
10. Реалистичность представлений и желаний.
11. Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера.
12. Удовлетворенность жизнью в целом.
13. Удовлетворенность отношениями в семье.
14. Удовлетворенность отношениями с друзьями.
15. Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе).
16. Открытость познанию нового, творческая деятельность.
17. Доброжелательность к людям.
18. Чувство красоты природы и единства с ней.
19. Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни.
20. Умение экономно расходовать свою жизненную энергию.
Ключ методики
Все признаки группируются в 5 обобщенных показателей: I – ООП – общая оценка всех 20 признаков (№№ 1, 2,…20), II - ОФ – оптимальное функционирование (№№ 1, 2, 4, 5, 6), III – Ум – умеренность в желаниях и выраженности черт характера (№№ 7, 9, 10, 11, 20), IV – Уд – удовлетворенность жизнью и отношениями с людьми (№№ 3, 12, 13, 14, 15), V – МД – мудрость и духовность как творческие, нравственные и эстетические характеристики ГЛ (№№ 8, 16, 17, 18, 19).
Вычисляются средние арифметические по общему (I) и четырем частным показателям методики (II–V). Соотнося средние по частным факторам, определяем наиболее и наименее выраженные частные характеристики идеала личностной гармонии в данной группе испытуемых или у отдельного респондента. Затем оценки испытуемого ранжируются. Первые пять рангов (1–5) обозначают наиболее значимые признаки гармоничной личности для испытуемого, последние пять (16–20) – наименее значимые. Проводится качественный анализ иерархии оценок признаков по их значимости. Фактически получаем иерархию представлений испытуемого о характеристиках ГЛ человека. Сравнение представлений о ГЛ респондентов разных групп позволяет определить их групповую специфику, сходства и различия между ними.
Предполагается, что за оценками признаков у испытуемых стоят интуитивные ценностные представления о ГЛ. В ходе оценивания происходит атрибуция, приписывание признаку определенной значимости, проекция личностных ценностей респондентов на идеальный образ ГЛ. Фактически изучаются ценности в отношении личностной гармонии.
Группы. Изучались представления о ГЛ 170 испытуемых четырех возрастных групп. Молодые – возраст 17–20 лет, 73 студента гуманитарных вузов, из них 55 женского и 18 мужского пола (2002–2009 гг., Москва). Зреющие– 21–30 лет, 55 человек: 36 женщин и 19 мужчин с высшим и неполным высшим образованием (2002-2009гг, Москва и Калуга). Зрелые – 31–44 лет, 20 чел. Очень зрелые – 45–61 лет, 22 чел. В этих подгруппах примерно пополам – 22 женщины и 20 мужчин, с высшим, неполным высшим и средним (9 чел.) образованием (2002–2004 гг., Москва и область, Калуга). Условные названия группам даны с учетом их биологического возраста.
Результаты. Оказалось, что нет вообще достоверных различий по U-критерию Манна-Уитни между оценками признаков ГЛ у Молодых и Зреющих! Поэтому их можно объединить в одну группу Зреющих – 17–30 лет, 128 чел., из них – 91женщина и 37 мужчин. Нет достоверных различий в представлениях о ГЛ и между группами Зрелых и Очень зрелых! Их объединяем в общую группу Зрелых – 31–61 лет, 42 чел. Из них 22 женщины и 20 мужчин.
В то же время между объединенными группами Зреющих и Зрелых обнаружено 20 достоверных различий из 25 возможных, причем все оценки выше у Зрелых, включая и по всем частным показателям методики! Особенно велики различия по признакам Мудрости-Духовности (МД) (уровень значимости р=0,00003), Оптимальному Функционированию (ОФ) (р=0,00024) и Умеренности (Ум) (р=0,0009). Зрелые достоверно выше ценят эти качества ГЛ, чем Зреющие.
Таким образом, характер оценивания признаков ГЛ остается примерно одним и тем же в «зреющий» период жизни от 17 до 30 лет. Затем он после 30 существенно изменяется, происходит скачок в оценках важности (и, следовательно, в ценности) большинства признаков гармоничной личности в сторону их значимого повышения. И вплоть до 61 года ценности ГЛ респондентов остаются высокими, почти неизменными в течение всего изученного периода зрелости. В это время настоящей взрослости ценности личностной гармонии становятся в целом достоверно более важными, чем в предыдущий, как бы подготовительный, «зреющий» период их развития.
В иерархии частных факторов ГЛ по значимости видим следующие изменения: у Зрелых на 1-м месте – показатель Мудрости-Духовности - 4,343 балла (у Зреющих он на 3-м месте – 3,88 б.), а показатель Удовлетворенности отношениями переместился на 3-е место – 4,22 б. (у Зреющих он на 1-м месте – 4,05 б.). Фактор Оптимального Функционирования в обеих группах – на 2-м месте (у Зрелых – 4,338 б., у Зреющих – 4,02 б.), а показатель Умеренности – на последнем 4-м месте (у Зрелых – 3,95 б., у Зреющих – 3,55 б.). Общая средняя оценка признаков ГЛ у Зрелых равна 4,21 б., у Зреющих – 3,87 б. То есть у Зрелых на 1-м месте оказались духовные ценности нравственного, эстетического и творческого взаимодействия с людьми и природой, интересного, разнообразного и реалистичного функционирования. У Зреющих впереди – признаки личного благополучия, удовлетворенности отношениями с ближайшим окружением – с друзьями, на работе, в семье. Особенно большие различия между Зрелыми и Зреющими по U-критерию в пользу первых обнаружены по следующим пунктам: 4 – Разнообразный и здоровый образ жизни; 7 – Чувство меры в своих стремлениях; 10 – Реалистичность представлений и желаний; 17 – Доброжелательность и открытость людям. Очень значительные различия прослеживаются и по многим другим пунктам (кроме признаков Удовлетворенности отношениями и жизнью).
Обсуждение результатов. Данные показывают медленный характер приобщения к ценностям личностной гармонии у современной молодежи. Они становятся очень важными лишь после 30. На первом месте у Зреющих – характеристики удовлетворенности отношениями с друзьями, что помогает их самоопределению, естественному стремлению к нахождению второй половины, рождению детей, дружеских отношений на работе. Это период важности близости, дружбы, сотрудничества [5], когда хочется всего, много и сразу. Поэтому характеристики умеренности отодвигаются на задний план и ценятся ниже всего.
В период 31–44 лет происходит существенный сдвиг в сторону повышения значимости большинства признаков ГЛ. Особенно повышается значимость признаков Мудрости-духовности, а также Оптимального Функционирования (в первую очередь – гармоничного образа жизни) и Умеренности в достижениях и выражении эмоций. То есть у Зрелых в 31–44 лет происходит сдвиг к собственно личностной зрелости, которая определяется высокой значимостью духовных качеств и черт мудрости, гармоничности образа жизни и умеренности. Они гораздо больше, чем Зреющие, ценят эти «бытийные ценности» (А. Маслоу). В ценностях Зрелых сочетаются высокие идеальные стремления и важность реалистической и умеренной самоорганизации поведения. Последние можно считать проявлением растущей мудрости. Этот период связан с одним из «…наиболее значительных кризисов… Кризис середины жизни (между 35 и 40 годами)… связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок…, а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок времени» [6, с. 241]. Судя по испытуемым, этот кризис завершается усилением ценностей ГЛ и гармоничной жизни.
Б. Ливехуд считает средней («экспансивной») фазой жизни период от 20 до 40 лет [1, с. 48]. По нашим данным этот средний период, с точки зрения развития личностной зрелости, начинается сегодня не с 20, а только после 30 лет. Ливехуд так же отмечает, что на 40 лет приходится «большой поворот» в жизни, «переход к новой доминанте ценностей» [1, с. 73]. «Кто уже в средней фазе жизни развил в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной деятельности, тот почти незаметно пройдет большой поворот на своем жизненном пути после сорока лет. По ту сторону порога он сможет черпать все больше сил для жизни из духовного источника. Кто, однако, в средней фазе жизни гнался только за личным успехом, исходил только из себя, …становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующую угрозу для себя во всем новом» [1, с. 48–49]. У многих наших респондентов 31–44 лет произошел поворот интересов к духовным ценностям и к большей мудрости. Они прошли «кризис середины» в позитивном ключе. В старшей группе 45–61 лет бытийные ценности сохраняют свое высокое значение. Наблюдается как бы их консервация, укоренение в личности. Б. Ливехуд пишет, что «духовное развитие является решающим для последней фазы жизни» [1, с. 49]. Однако наши результаты говорят о том, что духовное развитие наиболее интенсивно совершается в период 31–44 лет, а не после него.
Как можно объяснить обнаруженный в исследовании характер сдвигов в ценностных представлениях о гармоничной личности?
С одной стороны, идет естественное возрастное созревание нейроструктур, отвечающих за изменение личностных проявлений и их «застывание» с возрастом. По данным исследователей Большой пятёрки, такие, близкие к духовным характеристикам, суперфакторы личности как «готовность к согласию (доброжелательность)» и «сознательность», созревают только к 30 годам и более выражены у старших возрастных групп [7, с. 294–295]. С другой стороны, в 90-е годы ХХ века, при переходе к российскому капитализму, шло постепенное смещение личностных и общественных ценностей на большее значение материальных благ и максимальных достижений, своих желаний и автономии. Погоня только за этим и эгоистичными и индивидуалистическими ценностями, возможно, ведет к замедлению процесса становления высших ценностей, что мы и видим в группе «детей перестройки» 17–30 лет, родившихся после 1980 года. Большинство Зрелых испытуемых (31–61 лет) свою юность прожили в советские времена, когда стремления к материальному обогащению и дистанцированию от других не поощрялись в обществе.
Какой из этих факторов имеет больший вес – биологическое созревание и старение нейроструктур (фактор возраста), или социокультурный фактор изменения экономического строя и общественных ценностей – может показать специальное исследование. Имело бы смысл провести в 2015–2025 годах аналогичный эксперимент с лицами 31–45 лет, которые будут уже людьми, пережившими «перестроечное детство». Подсчет различий между группой перестроечных Зреющих испытуемых (17–30 лет) и также перестроечных новых Зрелых 31–45 лет покажет, есть ли достоверные различия в их представлениях личностной гармонии или нет. В этом случае различия можно будет приписать влиянию фактора возраста (и, возможно, активности субъекта), так как группы будут уравнены по влиянию социокультурного фактора. Если же существенные различия в ценностях ГЛ не обнаружатся, то найденные нами различия между Зреющими и Зрелыми можно будет объяснить преимущественным влиянием социокультурного фактора, а не возрастным кризисом и вызревающим в нем последующим предпочтением духовных ценностей.
Вероятно, на оценку качеств гармоничной личности влияет и возраст экспертов-психологов. Все они писали о личностной гармонии уже в зрелом возрасте. Выделенные ими качества, может быть, внутренне ближе представлениям испытуемых Зрелой группы. Хотя становление личности некоторых экспертов (К. Роджерс и А. Маслоу) прошло в капиталистическом, а не в советском обществе.
В целом оценки характеристик гармоничной личности у всей экспериментальной группы (170 чел, 113 женщин и 57 мужчин) довольно высоки, что подтверждает валидность предложенных экспертами признаков: Общая оценка признаков – 3,96 б. (74 %), Оптимальное Функционирование – 4,10 б. (78 %), Умеренность – 3,65 б. (67 %), Удовлетворённость отношениями - 4,10 б. (78 %), Мудрость-Духовность – 3,99 б. (75 %). Методика «Оценка признаков гармоничной личности» может быть использована для изучения такой важной стороны зрелости личности как ценности психологической гармонии. Высокая оценка признаков ГЛ, особенно по факторам МД, ОФ и Ум, будет указывать на достаточно высокую личностную зрелость респондента.
Литература
1. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. – Калуга : Духовное познание, 1994.
2. Мотков, О. И. Методика «Оценка признаков гармоничной личности» / О. И. Мотков. – М., 2001 : http://psychology.rsuh.ru/archive/motarticle15.doc
3. Мотков, О. И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности / О. И. Мотков. М., 2003 : http://nkozlov.ru/library/psychology/d1449/
4. Мотков, О. И. Личность и психика / О. И. Мотков. – Самара : Бахрах-М, 2008.
5. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Обнинск, 1993.
6. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2001.
7. Первин, Л. А. Психология личности: Теория и исследования / Л. А. Первин, О. П. Джон. – М. : Аспект Пресс, 2001.