Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



РОДИТЕЛЬСТВА

 

Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие ребенка опосредовано процессом его взаимодействия, сотрудничества с взрослым: от качества этого сотрудничества зависит возможность перехода ребенка на новый, более высокий уровень развития. Именно от способности взрослого грамотно выстраивать взаимоотношения с ребенком зависит ход психического развития и возникновение новообразований. На сегодняшний день психологи и педагоги столкнулись с проблемой невключенности родителей в процесс воспитания и обучения, перекладывания ответственности за развитие ребенка на прародителей (бабушки, дедушки), воспитателей и учителей. Мы считаем необходимым при изучении проблем семейного воспитания и детско-родительских отношений в контексте культурно-исторической теории развития рассмотреть вопрос о психологической культуре родительства: основной причиной проблем в этих сферах чаще всего выступает родительская безграмотность и некомпетентность в воспитании детей – низкий уровень психологической культуры родительства. На основе исследования особенностей психологической культуры современного родительства мы разработали эффективный учебно-развивающий тренинг для родителей, направленный на ее формирование.

В контексте нашего исследования для определения понятия «психологическая культура родительства» мы использовали определение психологической культуры, данное Л. С. Колмогоровой [1], и определение родительства, предложенное Р. В. Овчаровой [2]: психологическая культура родительства – это составная часть общей психологической культуры человека, позволяющая ему эффективно самореализоваться как родителю, включающая в себя психологическую грамотность, психологическую компетентность, ценностно-смысловую и эмоциональную сферу, развитую саморефлексию и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях родительского поведения.

Наше исследование состояло из двух частей: 1) пилотажное исследование, направленное на изучение взаимосвязи уровня психологической культуры родителей (ее основных компонентов – психологической грамотности и психологической компетентности) с особенностями детско-родительских отношений; 2) формирующий эксперимент, в рамках которого была разработана и апробирована тренинговая программа по формированию психологической культуры родительства.

В пилотажном исследовании при выборе предмета исследования мы исходили из того, что то, как родители относятся к своему ребенку, как понимают его, что знают о нем, как они удовлетворяют его потребности (в безопасности, в любви, в общении и т. д.), отражается в феномене «психологическая компетентность» (родительская компетентность), который является составляющим компонентом общей психологической культуры родительства. Родительская компетентность – это эффективное применение обыденных и научных психологических знаний (психологическая грамотность) и умений для решения проблем воспитания детей и взаимоотношения с ними. Гипотеза пилотажного исследования – высокий уровень психологической культуры родительства способствует установлению психологически безопасных и комфортных для родителей и детей отношений в семье. Испытуемыми выступали 20 семей с детьми.

В качестве методик исследования мы использовали следующие: 1) опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, адаптирован Т. Н. Нещерет) – для оценки специфики внутрисемейных отношений; 2) методика «Рисунок семьи» – для изучения особенностей межличностных отношений в семье с позиции восприятия ребенка [3]; 3) методика диагностики психологической культуры (взрослый вариант) (О. И. Мотков, Т. А. Огнева) – для определения уровня психологической культуры родителей [4]; 4) метод незаконченных предложений – для выявления представлений родителей о воспитании и психологии детей, степени их психологической грамотности и компетентности.

Результаты пилотажного исследования показали:

1) у 80 % семей хотя бы один из родителей проявляет чрезмерный авторитет и подавляет волю ребёнка; а в 25 % семей отмечаются излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, концентрация внимания на нем, чрезмерная забота; оптимальный контакт родителей и детей отмечается только в 10 % семей; партнерские отношения родителей и детей присутствуют лишь в 20 % семей;

2) в 27 % семей дети отмечают тесный эмоциональный контакт между ними и родителями; 22 % детей считают, что родители чрезмерно вмешиваются в их дела, контролируют;

3) высокий уровень психологической культуры отмечается в 30 % семей, низкий уровень – в 25 %, средний уровень – в 45 %;

4) представления родителей о воспитании и психологии детей свидетельствуют о том, что они воспитывают их скорее интуитивно, опираясь на опыт своих родителей и житейские знания; подчеркивается недостаточность осведомленности родителей о «правильном», «научном» воспитании, развитии детей и наличие у них стремления эти знания восполнить (при том, что степень осуществления этого стремления низкая) – налицо психологическая безграмотность и воспитательская некомпетентность;

5) выявлена положительная связь при измерении двух признаков: уровня психологической культуры и специфики детско-родительских отношений в одной и той же группе испытуемых: корреляция между уровнем психологической культуры и партнерскими отношениями между родителями и детьми статистически отличается от нуля; при качественной интерпретации результатов это выглядит следующим образом: в семьях, где у родителей выявлены низкие показатели уровня психологической культуры, наблюдаются излишняя концентрация на ребенке, чрезмерная забота, уклонение от контакта, подавление воли ребенка и чрезмерное вмешательство в его мир.

Наша гипотеза подтвердилась – высокий уровень психологической культуры родителей позитивно влияет на детско-родительские отношения. Результаты пилотажного исследования дают основания утверждать, что имеет место проблема отсутствия психологической грамотности и компетентности родителей: родители нуждаются в краткой, емкой информации из области психологии и педагогики, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни в вопросах воспитания и выстраивания контактов с детьми.

На наш взгляд, проблему низкой психологической культуры родительства возможно решить с помощью психологического просвещения родителей, которое предполагало бы не только вооружение их психологическими знаниями в сфере воспитания и родительства в целом, но и развитие у них соответствующих практических навыков – все это с целью оптимизации детско-родительских отношений в реальных семьях и профилактики проблем личностно-социального развития детей. С этой целью мы разработали и апробировали тренинг формирования психологической культуры родительства.

Разработанный нами тренинг состоит из 10 занятий продолжительностью 45–60 минут, каждое из которых имеет универсальную структуру – приветствие и разминка (игровые упражнения, обсуждение домашнего задания); введение в проблему (информационный блок, вопросы по нему); основная часть (обсуждение вопросов по тематике занятия, примеры, практические задания, игровое моделирование ситуаций и т. п.); заключительная часть (подведение итогов занятия, выводы, домашнее задание) – и соответственно тематику (1. Семья в современном обществе; 2. Можно ли подготовиться к родительству и как? 3. Что такое воспитание? 4. Зачем нам свой собственный стиль семейного воспитания? 5. У идеальных родителей счастливые дети? 6. Особенности детско-родительских отношений в семье;7. Дети и языки любви; 8. Как управлять поведением ребенка в семье? 9. Что такое конфликт родителей и детей? 10. Можно ли правильно разрешать конфликты между родителями и детьми?) Следует отметить, что тематика занятий составлена таким образом, чтобы рассмотреть и изучить не только основные проблемы детско-родительских отношений, но и познакомить участников с психологическими закономерностями, механизмами и эффективными способами межличностного взаимодействия; сформировать у них навыки самосознания и содействовать процессу их личностного развития, реализации их воспитательного и творческого потенциала.

Задачи тренинга: 1) просветительская – ознакомить участников тренинга с основными понятиями в области семейной психологии и педагогики («семья», «родительство», «воспитание», «стиль семейного воспитания», «детско-родительские отношения» и т. д.; 2) консультативная – совместный психолого-педагогический поиск причин создания семьи, рассмотрение феномена «родительство», поиск эффективных методов воспитания на основе анализа приобретенных жизненных навыков и усвоенной на занятиях научной информации; 3) коммуникативная – обогащение эмоционального и интерактивного опыта участников тренинга в контексте обсуждения проблем воспитания и семьи.

Исследование проводилось на базе ООО «Мир экологии» (г. Брест, 2010), где в качестве испытуемых выступили работники данного предприятия в возрасте от 19 до 25 лет, имеющие и не имеющие детей.

До и после тренинговых занятий мы измерили актуальный уровень общей психологической культуры и уровень психологической культуры родительства у испытуемых с помощью соответствующих методик: 1) «Готовность к родительству» (О. В. Кунц; 2009) – направлена на измерение уровня психологической культуры родительства и её составляющих; 2) методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков; 2001) – определяет уровень общей психологической культуры личности и её составляющих [4]; 3) метод незаконченных предложений – выявляет психологическую грамотность и компетентность в вопросах родительства.

С целью установления наличия изменений в уровне психологической культуры и готовности к родительству у испытуемых после окончания курса тренинга по сравнению с исходным их уровнем был применен метод математической обработки результатов – критерий знаков G, который позволяет установить, насколько однонаправленно изменяются значения признака при повторном измерении выборки. В ходе анализа выявились следующие различия в полученных результатах:

1) существует тенденция изменения измеряемых показателей в сторону увеличения: рост уровня общей психологической культуры личности – 57,2 % испытуемых; но это положительное изменение является статистически недостоверным; 2) увеличение уровня психологической культуры родительства – 85,8 % испытуемых; данные изменения в уровне психологической грамотности и компетентности являются статистически достоверными.

Отсутствие статистически значимых изменений в показателях уровня психологической культуры личности в целом обусловлено тем, что последняя – это целостная система психологических знаний, представлений и психологических компетентностей индивида; поэтому целенаправленное воздействие на изменение только одной ее составляющей не может значительно повлиять изменение общего показателя. В то же время, статистически достоверным является положительный сдвиг показателя уровня психологической культуры родительства и её составляющих, что свидетельствует о том, что разработанный нами тренинг является эффективным средством ее формирования как условия эффективного детско-родительского взаимодействия, выступающего ключевым механизмом развития психики и личности ребенка.

Литература

1. Колмогорова, Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников / Л. С. Колмогорова. – Барнаул: БГПУ, 1999. – 256 с.

2. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

3. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 196 с.

4. Мотков, О. И. Методика «Психологическая культура личности» / О. И. Мотков // Школьный психолог. – 1999. – № 15. – с. 8–9.

 

 

В. Е. Орёл

(Ярославль, Россия)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.