Л. С. Выготский подчеркивал, что развитие ребенка опосредовано процессом его взаимодействия, сотрудничества с взрослым: от качества этого сотрудничества зависит возможность перехода ребенка на новый, более высокий уровень развития. Именно от способности взрослого грамотно выстраивать взаимоотношения с ребенком зависит ход психического развития и возникновение новообразований. На сегодняшний день психологи и педагоги столкнулись с проблемой невключенности родителей в процесс воспитания и обучения, перекладывания ответственности за развитие ребенка на прародителей (бабушки, дедушки), воспитателей и учителей. Мы считаем необходимым при изучении проблем семейного воспитания и детско-родительских отношений в контексте культурно-исторической теории развития рассмотреть вопрос о психологической культуре родительства: основной причиной проблем в этих сферах чаще всего выступает родительская безграмотность и некомпетентность в воспитании детей – низкий уровень психологической культуры родительства. На основе исследования особенностей психологической культуры современного родительства мы разработали эффективный учебно-развивающий тренинг для родителей, направленный на ее формирование.
В контексте нашего исследования для определения понятия «психологическая культура родительства» мы использовали определение психологической культуры, данное Л. С. Колмогоровой [1], и определение родительства, предложенное Р. В. Овчаровой [2]: психологическая культура родительства – это составная часть общей психологической культуры человека, позволяющая ему эффективно самореализоваться как родителю, включающая в себя психологическую грамотность, психологическую компетентность, ценностно-смысловую и эмоциональную сферу, развитую саморефлексию и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях родительского поведения.
Наше исследование состояло из двух частей: 1) пилотажное исследование, направленное на изучение взаимосвязи уровня психологической культуры родителей (ее основных компонентов – психологической грамотности и психологической компетентности) с особенностями детско-родительских отношений; 2) формирующий эксперимент, в рамках которого была разработана и апробирована тренинговая программа по формированию психологической культуры родительства.
В пилотажном исследовании при выборе предмета исследования мы исходили из того, что то, как родители относятся к своему ребенку, как понимают его, что знают о нем, как они удовлетворяют его потребности (в безопасности, в любви, в общении и т. д.), отражается в феномене «психологическая компетентность» (родительская компетентность), который является составляющим компонентом общей психологической культуры родительства. Родительская компетентность – это эффективное применение обыденных и научных психологических знаний (психологическая грамотность) и умений для решения проблем воспитания детей и взаимоотношения с ними. Гипотеза пилотажного исследования – высокий уровень психологической культуры родительства способствует установлению психологически безопасных и комфортных для родителей и детей отношений в семье. Испытуемыми выступали 20 семей с детьми.
В качестве методик исследования мы использовали следующие: 1) опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, адаптирован Т. Н. Нещерет) – для оценки специфики внутрисемейных отношений; 2) методика «Рисунок семьи» – для изучения особенностей межличностных отношений в семье с позиции восприятия ребенка [3]; 3) методика диагностики психологической культуры (взрослый вариант) (О. И. Мотков, Т. А. Огнева) – для определения уровня психологической культуры родителей [4]; 4) метод незаконченных предложений – для выявления представлений родителей о воспитании и психологии детей, степени их психологической грамотности и компетентности.
Результаты пилотажного исследования показали:
1) у 80 % семей хотя бы один из родителей проявляет чрезмерный авторитет и подавляет волю ребёнка; а в 25 % семей отмечаются излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, концентрация внимания на нем, чрезмерная забота; оптимальный контакт родителей и детей отмечается только в 10 % семей; партнерские отношения родителей и детей присутствуют лишь в 20 % семей;
2) в 27 % семей дети отмечают тесный эмоциональный контакт между ними и родителями; 22 % детей считают, что родители чрезмерно вмешиваются в их дела, контролируют;
3) высокий уровень психологической культуры отмечается в 30 % семей, низкий уровень – в 25 %, средний уровень – в 45 %;
4) представления родителей о воспитании и психологии детей свидетельствуют о том, что они воспитывают их скорее интуитивно, опираясь на опыт своих родителей и житейские знания; подчеркивается недостаточность осведомленности родителей о «правильном», «научном» воспитании, развитии детей и наличие у них стремления эти знания восполнить (при том, что степень осуществления этого стремления низкая) – налицо психологическая безграмотность и воспитательская некомпетентность;
5) выявлена положительная связь при измерении двух признаков: уровня психологической культуры и специфики детско-родительских отношений в одной и той же группе испытуемых: корреляция между уровнем психологической культуры и партнерскими отношениями между родителями и детьми статистически отличается от нуля; при качественной интерпретации результатов это выглядит следующим образом: в семьях, где у родителей выявлены низкие показатели уровня психологической культуры, наблюдаются излишняя концентрация на ребенке, чрезмерная забота, уклонение от контакта, подавление воли ребенка и чрезмерное вмешательство в его мир.
Наша гипотеза подтвердилась – высокий уровень психологической культуры родителей позитивно влияет на детско-родительские отношения. Результаты пилотажного исследования дают основания утверждать, что имеет место проблема отсутствия психологической грамотности и компетентности родителей: родители нуждаются в краткой, емкой информации из области психологии и педагогики, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни в вопросах воспитания и выстраивания контактов с детьми.
На наш взгляд, проблему низкой психологической культуры родительства возможно решить с помощью психологического просвещения родителей, которое предполагало бы не только вооружение их психологическими знаниями в сфере воспитания и родительства в целом, но и развитие у них соответствующих практических навыков – все это с целью оптимизации детско-родительских отношений в реальных семьях и профилактики проблем личностно-социального развития детей. С этой целью мы разработали и апробировали тренинг формирования психологической культуры родительства.
Разработанный нами тренинг состоит из 10 занятий продолжительностью 45–60 минут, каждое из которых имеет универсальную структуру – приветствие и разминка (игровые упражнения, обсуждение домашнего задания); введение в проблему (информационный блок, вопросы по нему); основная часть (обсуждение вопросов по тематике занятия, примеры, практические задания, игровое моделирование ситуаций и т. п.); заключительная часть (подведение итогов занятия, выводы, домашнее задание) – и соответственно тематику (1. Семья в современном обществе; 2. Можно ли подготовиться к родительству и как? 3. Что такое воспитание? 4. Зачем нам свой собственный стиль семейного воспитания? 5. У идеальных родителей счастливые дети? 6. Особенности детско-родительских отношений в семье;7. Дети и языки любви; 8. Как управлять поведением ребенка в семье? 9. Что такое конфликт родителей и детей? 10. Можно ли правильно разрешать конфликты между родителями и детьми?) Следует отметить, что тематика занятий составлена таким образом, чтобы рассмотреть и изучить не только основные проблемы детско-родительских отношений, но и познакомить участников с психологическими закономерностями, механизмами и эффективными способами межличностного взаимодействия; сформировать у них навыки самосознания и содействовать процессу их личностного развития, реализации их воспитательного и творческого потенциала.
Задачи тренинга: 1) просветительская – ознакомить участников тренинга с основными понятиями в области семейной психологии и педагогики («семья», «родительство», «воспитание», «стиль семейного воспитания», «детско-родительские отношения» и т. д.; 2) консультативная – совместный психолого-педагогический поиск причин создания семьи, рассмотрение феномена «родительство», поиск эффективных методов воспитания на основе анализа приобретенных жизненных навыков и усвоенной на занятиях научной информации; 3) коммуникативная – обогащение эмоционального и интерактивного опыта участников тренинга в контексте обсуждения проблем воспитания и семьи.
Исследование проводилось на базе ООО «Мир экологии» (г. Брест, 2010), где в качестве испытуемых выступили работники данного предприятия в возрасте от 19 до 25 лет, имеющие и не имеющие детей.
До и после тренинговых занятий мы измерили актуальный уровень общей психологической культуры и уровень психологической культуры родительства у испытуемых с помощью соответствующих методик: 1) «Готовность к родительству» (О. В. Кунц; 2009) – направлена на измерение уровня психологической культуры родительства и её составляющих; 2) методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков; 2001) – определяет уровень общей психологической культуры личности и её составляющих [4]; 3) метод незаконченных предложений – выявляет психологическую грамотность и компетентность в вопросах родительства.
С целью установления наличия изменений в уровне психологической культуры и готовности к родительству у испытуемых после окончания курса тренинга по сравнению с исходным их уровнем был применен метод математической обработки результатов – критерий знаков G, который позволяет установить, насколько однонаправленно изменяются значения признака при повторном измерении выборки. В ходе анализа выявились следующие различия в полученных результатах:
1) существует тенденция изменения измеряемых показателей в сторону увеличения: рост уровня общей психологической культуры личности – 57,2 % испытуемых; но это положительное изменение является статистически недостоверным; 2) увеличение уровня психологической культуры родительства – 85,8 % испытуемых; данные изменения в уровне психологической грамотности и компетентности являются статистически достоверными.
Отсутствие статистически значимых изменений в показателях уровня психологической культуры личности в целом обусловлено тем, что последняя – это целостная система психологических знаний, представлений и психологических компетентностей индивида; поэтому целенаправленное воздействие на изменение только одной ее составляющей не может значительно повлиять изменение общего показателя. В то же время, статистически достоверным является положительный сдвиг показателя уровня психологической культуры родительства и её составляющих, что свидетельствует о том, что разработанный нами тренинг является эффективным средством ее формирования как условия эффективного детско-родительского взаимодействия, выступающего ключевым механизмом развития психики и личности ребенка.
Литература
1. Колмогорова, Л. С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников / Л. С. Колмогорова. – Барнаул: БГПУ, 1999. – 256 с.
2. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
3. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 196 с.
4. Мотков, О. И. Методика «Психологическая культура личности» / О. И. Мотков // Школьный психолог. – 1999. – № 15. – с. 8–9.