К. К. Платонов называет потребностью «психическое явление отражения объективной нужды организма в чем-либо» [2, с. 98]. Потребность в творчестве является духовной потребностью личности и одновременно потребностью социальной как «нужды, ограничивающей ее (личности) взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую ее ценностным ориентациям» [там же].
В приведенных определениях заключается субъективно-индивидуальная суть потребности как нужды организма, побуждающей самооценку, отвечающую ценностным ориентациям личности. Одновременно прослеживается и субъективно-объективный и социальный смысл этого понятия: потребность как объективная нужда человека как существа не только биологического, но и социального, самооценка которого стремится к идеальной (адекватной) не только в аспекте собственных ценностных ориентаций, но и в аспекте объективного оценивания индивида окружающими людьми или социумом.
Следует заметить, что суть духовно-социальной потребности в творчестве заключается не только в ограничении взаимоотношений творца с социумом и его самооценки (которая справедливо может выйти за пределы объективности), но и, прежде всего, в определении данных взаимоотношений и данной самооценки.
С одной стороны, творец стремится занять определенное положение в обществе в соответствии со своими наклонностями и способностями, с другой стороны, объективно существующие критерии не всегда отвечают его ожиданиям и не всегда совпадают с критериями оценки собственной творческой деятельности. Причем, недочеты могут отмечаться не только в субъективной, но и в объективной (внешней) оценке. Для получения полноценного продукта творчества нежелательно и то, и другое. Заниженная оценка творца может привести к ликвидации социально ценного продукта. Завышенная самооценка может тормозить процесс творчества, поскольку субъективно ценный продукт не принимается окружающими людьми. Встает вопрос о важности формирования (саморазвития) справедливой (объективной) самооценки ожидаемой культурной ценности, в особенности, ее показателей, или критериев.
Не менее важную роль в процессе творчества играет социально принятый эталон показателей оценки. Однако его объективность в психологическом смысле является также относительной. Иногда субъективные показатели являются более верными и более отвечают объективному смыслу, чем объективно установленные нормы-показатели. Примером могут служить продукты творчества художников-авангардистов, которые в свое время принимались обществом не сразу.
Здесь актуализируется вопрос о воле художника-творца, его жизненной напористости и стремлении донести до социума продукт своего творчества (об этом речь пойдет и далее). Но как бы то ни было, побудителем творчества является потребность в нем. Л. С. Выготский при этом обращает внимание на проблему «творческих мук». Эта проблема возникает, прежде всего, тогда, когда «… потребность в творчестве не совпадает с возможностями творца» [1, с. 34] . По сути, данная проблема вытекает из проблемы формирования объективной и субъективной оценки и является порождением проблемы противоречия между потребностью в творчестве и возможностью ее удовлетворить. Оно может либо удачно разрешиться, двигая творчество и культуру вперед, либо придти в тупик, «заглохнуть», останавливая процесс личностного и культурного развития.
Разрешение этого противоречия связано, во-первых, с адекватным оцениванием человеком своих возможностей, способностей, таланта.
Во-вторых, создание культурной ценности зависит от развития личностью своих умений и способностей, от целеустремленности и воли человека к совершенствованию собственных знаний, умений и навыков, к применению их в творческой деятельности.
Одновременно речь должна идти о стимулирующих факторах творчества. Разумеется, основным побудителем творчества является потребность в нем. Однако она может возникнуть в силу действия ряда причин (мотивов). В одних случаях это – желание создать прекрасное (стимул – объективно существующее прекрасное, осознаваемое творцом как один из возможных продуктов его творческой деятельности), полезное обществу (стимул аналогичный), в других случаях – получить материальное вознаграждение, победить в конкурсе (стимулы – материальные блага, общественное признание). В иных случаях творец стремится доказать себе или обществу свою значимость, самоутвердиться (стимулы – перспективное общественное признание, самоутверждение) и т. д. Таким образом, пробуждение потребности в творчестве связано со стимулированием извне и самостимулированием. При этом возникает определенный круг препятствий, более или менее выраженных, побуждающих противоречивые ситуации.
В-третьих, должен присутствовать социальный запрос в данном продукте творчества, иначе его создатель столкнется с ненужностью созданного, и продукт будет «долго пылиться на полке». В результате может погаснуть стремление к воображению, тогда как «... стремление к воображению, к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества» [1, с. 34].
Еще один сдерживающий фактор творчества по Л. С. Выготскому – отсутствие воли к осуществлению этого не всегда простого процесса, характерное для «чистых мечтателей»: «У чистых мечтателей воображение остается во внутренней сфере в плохо обработанном состоянии и не выражается в художественном или практическом изобретении» [1, с. 35].
Очевидно, что в случаях «чистого мечтания» налицо сильно действующие препятствия к творчеству. Такими могут быть – оскорбленное самолюбие, отсутствие материально-экономических возможностей, угасание прочих стимулов. Однако если речь идет о таланте, одаренности, деревце творчества пробивается и сквозь толщу затягивающей рутины. К сожалению, результаты творческой деятельности порою становятся известными и восхищают общество уже после того, как творец перестал творить (порою – много лет спустя после этого).
Литература
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1977. – 96 с.
2. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высшая школа, 1981. – 174 с.