Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к печатанию



Печатать в Wordе. Формат страницы А4 с отступами слева и справа 3 см.; сверху и снизу – 2 см.

Шрифт – Time new Roman.

Кегль – 14.

Интервал между строк – одинарный.

Выравнивание текста по ширине.

Выравнивание заголовков – по центру.

Заголовок - 18, строчной, светлый. После заголовка – один пробел.

Остальной текст и паспортизация - 14 строчной, светлый. После текста – один пробел. Паспортизационную информацию можно представить в таблице.

Сохранять в rtf.

Материал набирать отдельными файлами.

 

Образец

 

Текст 1

 

- [мо'жнъ сказа'т’ / што пр’иро'да уÈна'с фÈс’ил’е' даста'тъч’нъ крас’и'въйа // jе'с’л’и пъсматр’е'т’ вакру'к / то мо'жнъ сра'зу ув’и'д’ьт’ / как жы'т’ьл’и на'шъва с’ила' атно'с’ьца кÈпр’иро'д’ь // ун’ика'л’ным па'м’ьтн’икъм пр’иро'ды в на'шъм с’ил’е' йивл’а'йьца ба'рск’ий сат / като'рый нахо'д’ица наÈзахва'тъфк’ь // захва'тъфка э’тъ ч’ас’т’ с’ила' // э'тъва са'да пач’т’и' н’иÈкасну'лъс’ ръзрушы'т’ьл’нъйа д’е'йьт’ьл’нъс’т’ л’уд’е'й / хат’а' ан’и' и пр’ив’а'зывъйут там дама'шн’их жыво'тных / като'рыйь пыта'йуца паjе'с’т’ э'т’и д’ир’е'в’йа]

- А какие деревья растут в вашем лесу?

- [дубы' / со'сны / ас’и'ны / ра'зныи д’ир’е'в’йа]

 

c. Чернавка Папинского района Воронежской области. Оксана Михайловна Грибоедова 1985 года рождения. Обучается в школе (10 класс ). Записала студентка Воронежского госпедуниверситета Н. В. Кругова, 2002 г. Компьютерный набор выполнен студенткой ВГПУ Индюковой П. А.    

 

 

Приложение 3.

 

Таблица типов и подтипов яканья

 

Типы и подтипы яканья Перед твёрдым согласным Перед мягким согласным
Гласные под ударением Гласные под ударением
А О из Ъ О из ô (закр.) И/Ы У А О (ё) Е Е из ѣ И У
Сильное а а а а а а а а а а а
Умеренное а а а а а и и и и и и
Ассимилятивное а и и и и а и и и и и
Диссимлятивное                      
обоянский и и а а а и и и а а а
дмитриевский и и а а а и и и и а а
щигровский и а а а а и и и а а а
суджанский и а а а а и и и и а а
мосальский и а а а а и а и и а а
жиздринский и а а а а и а а а а а
донской и и и а а и и и и а а
Ассимилятивно-диссимилятивное                      
новосёлковский а а а а а а и и а а а
ореховский а а а а а а а и а а а
кидусовский а а а а а а и и и а а
култуковский а а а а а а а и и а а
Умеренно-диссимилятивное а а а а а и   и а/и а а
Ассимилятивно-умеренное а и и и и и и и и и и
Умеренно-ассимилятивное а а а а а а и и и и и

 

 

Приложение 4

Слова и формы с этимологическим ѣ[16]

Список слов с этимологическим ѣ

 

А   ѣхать недѣля сѣдой  
апрѣль Ж нѣжный сѣмя
Б желѣзо нѣмец сѣни
бѣгать   нѣмой сѣно
бѣда   завет нѣсколько сѣра
бѣлка   затѣм нѣт сѣрый
бѣлый.   зачѣм О сѣсть
бѣлье   звѣзда обѣд     сѣть
блѣдный   звѣрь одѣвать   слѣд
болѣзнь здѣсь одѣяло   слѣпой
  змѣй опѣшить смѣлый
В зрѣлый орѣх смѣна
вдалекѣ   К отвѣт   смѣх
вдвойнѣ   клѣтка П снѣг
вѣдро   колѣно пѣна совѣт
вездѣ   крѣпкий пѣсок спѣлый
вѣник   Л пѣстовать спѣшить
вѣнок   лѣзть пѣтух     стѣна
вѣнчать   лѣкарство пѣть   стрѣла
вѣс     пѣшком Т  
вѣсть   лѣнь плѣн телѣга
вѣтер   лѣпить побѣда тѣло
вѣтка   лѣс полѣно тѣсто
вѣчный   лѣстница прѣлый   У
вѣшать   лѣтать прѣсный успѣх
вѣять   лѣто привѣт   утѣха
вмѣстѣ   М примѣр Х
встрѣча медвѣдь   хлѣб
Г   мѣл Р хлѣв
гдѣ мѣлкий рѣдкий  
гнѣв мѣнять рѣдька Ц
гнѣздо мѣра рѣзать цвѣт
грѣх мѣсить рѣзвый цѣлый
Д мѣсто рѣзкий цѣль
двѣсти мѣсяц рѣка цѣна
дѣвица мѣтить рѣпа цѣп
дѣвять мѣткий рѣчь Ч
дѣд мѣх рѣшето человѣк
дѣлать мѣшать С чѣм
дѣлить мѣшок свѣжий  
дѣти Н свѣт  
Е налѣво свирѣпый  
ѣда насѣдка сѣв  
ѣзда невѣста сѣвер  
ѣсть (кушать) невѣстка сѣдло  
         
                     

 

Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ

 

1. Окончания дательного и предложного падежей единственного числа существительных, личных и возвратного местоимений: воде, на дворе, в окне, мне, себе.

2. Окончания творительного падежа единственного числа местоимений кто, что, тот, весь: кем, чем, тем, всем.

3. Падежные окончания множественного числа местоимений тот и весь: те, тех, тем, все, всех, всеми и т.п.

4. Суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (ѣе) и превосходной степени прилагательных (ѣйш): добрее, добрейший.

5. Глагольный суффикс –е- в инфинитиве и в формах прошедшего времени и производных от них имён существительных: терпеть, терпел, терпение; велеть, велел, веление, гореть, горел, горелка. Сюда не входят умереть, тереть, запереть.

6. Наречия, образованные от форм творительного падежа местоимений что, тот, весь: зачем, затем, совсем.

Приложение 5

Слова и формы с [о] под восходящим ударением[17]

Список слов с [о] под восходящим ударением

 

 

Б дорога мокрый просьба
берлога дубовый молоть прочь
бесплодный Ж молотишь Р
беспокоить живот мочь (глаг.) работа
бой З Н разбой
бойкий забор народ разговор
болото забота новый ровня
больше завод нож С
бородка загон ножка сапог
В закон О сборы
виновный заноза обновка свобода
войско засов огород сегодня
воин здоровье околица скот
вол злоба осмотр сноп
волен К основа солома
волос (Р.п.) ковш особый ствол
воля кожа охотник стойло
ворона козлы П Т
воронка кол паром твой
ворота кольца пароход темно
восемь коник перевод тепло
вот конь перевоз тонешь
вход корка перенос топор
высокий корова пирог У
Г кот плод уборка
глубокий кошка плот угодный
голый Л повозка узоры
горница ладонь погода урод
город ловкий погоня Х
готовый ловля пожня хворый
Д лодка поздно хвост
давно ломка покос хлопать
далеко М польза холодный
двор много помнить хоровод
добрый можешь порода Ш
доля мой (мест.) проба широкий

 

 

Перечень грамматических и словообразовательных категорий, в которых ударное о находилось в древнерусском языке под восходящей интонацией

I.Следует иметь в виду, что: 1) в начальном слоге [ô], [уо] встречаются обычно в тех случаях, когда в сочетании с предлогом ударение на него не переходит, ср.: воля, на волю (в говорах в[ô]ля), но поле.— на' поле; 2) [ô] и дифтонг [уо] не наблю­даются, как правило, на месте древнего ъ, ср.: сон — сна, сны (в говорах сон); 3) не в начальном слоге на месте старого ударно­го [о] (не из ъ) находится обычно [ô] или [уо] (нев[ô]ля, беспл[ô]дно, сег[ô]дня).

II.Суффиксы и окончания, в которых был о под восходящим уда­рением:

1) окончание именительного и винительного падежей единствен­ного числа существительных среднего рода (сел[ô], весл[ô]);

2) окончание именительного падежа единственного числа кратких прилагательных и суффикс образованных от них наречий
(бел[ô], далек[ô]);

3) окончание прошедшего времени глагола (прошл[ô], при-
влекл[ô]
);

4) окончание -ов родительного падежа множественного числа
существительных мужского рода (стол[ô]в, час[ô]в);

5) суффикс -ов притяжательных прилагательных (отц[ô]в
плащ)
и соответствующие суффиксы фамилий (Горшк[ô]в, Сокол[ô]в, Петр[ô]вский);

6) окончания именительного и винительного падежей единствен­ного числа прилагательных среднего рода (глух[ô]е, сыр[ô]е), местоимений (так[ô]е) и порядковых числительных (втор[ô]е);

7) окончания косвенных падежей прилагательных, местоимений
и порядковых числительных:

а) родительного падежа единственного числа мужского и
среднего рода (молод[ô]го, так[ô]го, шест[ô]го);

б) дательного падежа единственного числа (молод[ô]му,
так[ô]му, шест[ô]му);

в) предложного падежа единственного числа (о молод[ô]м,
о так[ô]м,
о втор[ô]м);

8) окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей единственного числа прилагательных, местоимений и порядковых числительных женского рода (от родн[ô]й, с как[ô]й, о втор[ô]й).

В следующих категориях не было [ô]:

а) в приставках и предлогах (отыскал, о селе);

б)в окончании творительного падежа существительных мужского и среднего рода (пером, пучком), где [о] из ъ;

в) в именительном падеже единственного числа прилагательных мужского рода (например, молодой, густой, золотой, где [о] из ы).

 

Приложение 5

 

План систематического анализа текста

Фонетика

Ударный вокализм в русских народных говорах:

1. Система гласных; наличие [ô], [ê];

2. Судьба древнерусского [ѣ];

3. Отсутствие перехода [е] в [о];

4. Переход [а] в [е] между мягкими согласными;

5. Смешение этимологических [а] и [о].

Предударный вокализм в русских народных говорах:

1. Гласные первого предударного слога после твердых согласных.

а) оканье, его виды, территория распространения;

б) аканье, его виды, территория распространения.

2. Гласные 1 предударного слога после мягких согласных.

а) ёканье, еканье, иканье;

б) яканье и его виды.

Согласные

1. Качество звука [г] и его замены в народных говорах

2. Звук [в] и его позиционные варианты

3. Судьба звука [ф] в русских народных говорах

4. Характер звука [л] в русских народных говорах

5. Сфера употребления согласного [j] по говорам

6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах

7. Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих [ш’ш’] и [ж’ж’]

8. Явления ассимиляции согласных по говорам

8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] и [дн] в [мм] и [нн]

8.2. Прогрессивная ассимиляция заднеязычных согласных

8.3. Ассимиляция сонорных звуков

9. Диссимиляция согласных

10. Изменение [к’] и [г’] в [т’] и [д’]

Морфология

Имя существительное

1. Категория рода имён существительных в русских народных говорах:

– разрушение категории среднего рода;

–возможные колебания в роде.

2. Особенности категории числа в русских народных говорах.

3. Склонение имён существительных в русских народных говорах.

4. Диалектные особенности в падежных формах имен существительных:

а) противопоставленные и непротивопоставленные черты в единственном числе;

б) противопоставленные и непротивопоставленные черты во множественном числе.

в)собенности склонения существительных на -мя

Местоимение

9. Диалектные особенности личных местоимений 1-го и 2-го лица и возвратного местоимения себя;

10.Диалектные особенности личных местоимений 3-го лица

11.Притяжательные местоимения в русских народных говорах.Тенденция к изменению притяжательных местоимений 3-го лица

12.Особенности указательных местоимений. Способы выражения двуступенчатой системы указательных местоимений по степени отдалённости.

Прилагательные и неличные местоимения

4. Диалектные особенности полных прилагательных и неличных местоимений в единственном и множественном числе;

5. Краткие прилагательные во множественном числе

6. Сравнительная степень имён прилагательных

Глагол

1. Инфинитив в севернорусском и южнорусском наречии.

2. Настоящее время глагола:

2.1. 3 л. единственного и множественного числа как самая яркая противопоставленная черта между севернорусским и южнорусским наречиями;

2.2. Влияние 1-го спряжения на 2-е в 3-м лице множественного числа;

2.3. Сохранение древних форм нетематических глаголов;

2.4. Выравнивание основы в спрягаемых формах глагола и основ настоящего и прошедшего времени;

3. Будущее время в севернорусском наречии;

4. Прошедшее время в севернорусском наречии.

5. Возвратность

5.1. Категория возвратности;

5.2. Постфиксы -СА/-С, -СЕ/-СЬ, -СЁ/-СЬ, СИ/СЯ/СЬ;

5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа;

8.4. [ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного числа;

8.5. Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов

6. Вид глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

7. Повелительное наклонение

7.1. Нулевое окончание во 2-м лице единственного числа;

7.2. Окончания -ТЕ, -ТЁ, -ТЯ во 2-м лице множественного числа

8. Причастие и деепричастие в русских народных говорах:

8.1. Суффиксы –ДЕН, -ЕН, -НН, -Т в причастиях;

8.2. Суффиксы -ВШИ, -МШИ, -ТШИ и др. в деепричастиях.

Синтаксис

I. Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний:

1.1. Сочетания числительных с существительными;

1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве;

1.3.Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм;

1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами.

II. Диалектные особенности в построении простого предложения.

2.1. Способы выражения сказуемого в двусоставном предложении.

2.1.1. Деепричастие в роли сказуемого;

2.1.2. Несогласуемые формы страдательных причастий прошедшего времени в роли сказуемого;

2.1.3. Формы полных прилагательных и причастий в роли сказуемого;

2.2. Особенности согласования сказуемого с подлежащим в двусоставном предложении.

2.3. Способы выражения главного члена в безличных и инфинитивных предложениях.

2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы –ТО.

III.Диалектные особенности в построении сложного предложения.

 

Лексика

1. Характеристика диалектной лексики по составу (проверять по словарям: МАС, БАС, СРНГ и другим областным словарям дифференциального типа):

а) общеупотребительная лексика;

б) лексика, территориально ограниченная, но известная литературному языку;

в) разговорная и просторечная лексика;

г) собственно диалектная лексика.

2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия в лексике (привести все возможные примеры).

3. Типы противопоставленных диалектных различий (привести по одному-два примера на каждый из 6-и типов противопоставлений).

4. Тематические группы диалектных слов (указать, лексика какой (каких) тематической группы преобладает в тексте).

5. Внутрисистемные отношения в лексике:

а) полисемия и омонимия в лексике говора;

б) дублетно-синонимические отношения в говоре;

в) антонимы в диалекте.

 

 


[1] В научной литературе традиционно используется термин «территориалные диалекты».

[2] Особенно упорно и вдумчиво должен изучать диалектологию тот учитель, который сам является выходцем из определенной диалектной среды, так как наблюдения показывают, что такой учитель не замечает диалектизмов в своей речи и в речи учащихся. А ведь его речь должна служить образцом для учащихся, так как обучение в школе проводится на литературном языке, а не на диалекте.

[3] В некоторых учебниках этот тип аканья называется полным.

[4] В колонке приведены примеры искусственно-идеального варианта произношения предударного гласного при ёканье. На самом деле ёканье обычно совмещается с еканьем или другими типами предударного вокализма.

[5] В научной литературе говорится о трёх основных типах яканья: сильном, умеренном и диссимилятивном. Мы говорим о пяти, потому что ассимилятивное и ассимилятивно-диссимилятивное яканье свойственно Восточной группе южнорусского наречия, куда входит Воронежская область. В воронежских говорах ассимилятивно-диссимилятивное яканье является наиболее распространённым.

[6] Направление стрелок в рис. 2 и 3 указывают на характер воздействия ударного гласного на предударный..

[7] Подобные формы распространены и в некоторых говорах Брянской и Орловской областей.

[8] Описание форм без [т] и их территориальное распределение произведено по таблице Л.В.Капорулиной: Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. – М.,: «Высшая школа», 1998. – С. 130-131

[9] По отношению к литературному языку вряд ли можно говорить о суффиксе -ДЕН. В причастии съеден [д] не суффиксального происхождения, а корневого (от основы ед-: едим, едите, едят). Но для диалекта вопрос о суффиксе –ДЕН вполне правомерен, так как с его помощью образуются причастия от других глаголов, не имеющих в своей основе согласного [д].

[10] Примеры представлены автору пособия учеником этой школы.

[11] В диалектное членение севернорусского наречия не вошла по разным причинам Архангельская группа. В учебнике под ред. Л.Л.Касаткина характеристика Архангельской группы говоров включена в состав севернорусского наречия [Русская диалектология 2005: 263].

[12] Фонема [а] в позиции между твёрдыми согласными под ударением;её аллофоны: после мягкого согласного перед твёрдым и под ударением, после твёрдого согласного перед мягким и под ударением, в 1-й предударной позиции, во второй предударной позиции, в заударной позиции.

[13] Слова подобраны анкетным способом.

[14] Отработка чтения затранскрибированного текста производится с целью углубления знаний транскрипционных значков и закрепления навыков и умений транскрипции диалектных текстов, что пригодится при выполнении работ на диалектологической практике и выполнении курсовых и дипломных работ по русской диалектологии. Чтение текста оценивается преподавателем.

 

[15] На занятии приводится краткая схема анализа диалектного текста. Развёрнутую схему анализ для самостоятельной работы студентов см. в Приложении 5.

[16] Материал взят из кн.: Методические указания к «Программе собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка». М., 1957, с. 158-161; Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М.: высшая школа, 1980. – С. 168-169; Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. –С. 10-11.

[17] ; Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М.: Высшая школа, 1980. – С. 169-170; Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. –С. 11-13.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.