c. Чернавка Папинского района Воронежской области.
Оксана Михайловна Грибоедова 1985 года рождения. Обучается в школе (10 класс ).
Записала студентка Воронежского госпедуниверситета Н. В. Кругова, 2002 г.
Компьютерный набор выполнен студенткой ВГПУ Индюковой П. А.
Приложение 3.
Таблица типов и подтипов яканья
Типы и подтипы яканья
Перед твёрдым согласным
Перед мягким согласным
Гласные под ударением
Гласные под ударением
А
О из Ъ
О из ô (закр.)
И/Ы
У
А
О (ё)
Е
Е из ѣ
И
У
Сильное
а
а
а
а
а
а
а
а
а
а
а
Умеренное
а
а
а
а
а
и
и
и
и
и
и
Ассимилятивное
а
и
и
и
и
а
и
и
и
и
и
Диссимлятивное
обоянский
и
и
а
а
а
и
и
и
а
а
а
дмитриевский
и
и
а
а
а
и
и
и
и
а
а
щигровский
и
а
а
а
а
и
и
и
а
а
а
суджанский
и
а
а
а
а
и
и
и
и
а
а
мосальский
и
а
а
а
а
и
а
и
и
а
а
жиздринский
и
а
а
а
а
и
а
а
а
а
а
донской
и
и
и
а
а
и
и
и
и
а
а
Ассимилятивно-диссимилятивное
новосёлковский
а
а
а
а
а
а
и
и
а
а
а
ореховский
а
а
а
а
а
а
а
и
а
а
а
кидусовский
а
а
а
а
а
а
и
и
и
а
а
култуковский
а
а
а
а
а
а
а
и
и
а
а
Умеренно-диссимилятивное
а
а
а
а
а
и
и
а/и
а
а
Ассимилятивно-умеренное
а
и
и
и
и
и
и
и
и
и
и
Умеренно-ассимилятивное
а
а
а
а
а
а
и
и
и
и
и
Приложение 4
Слова и формы с этимологическим ѣ[16]
Список слов с этимологическим ѣ
А
ѣхать
недѣля
сѣдой
апрѣль
Ж
нѣжный
сѣмя
Б
желѣзо
нѣмец
сѣни
бѣгать
нѣмой
сѣно
бѣда
завет
нѣсколько
сѣра
бѣлка
затѣм
нѣт
сѣрый
бѣлый.
зачѣм
О
сѣсть
бѣлье
звѣзда
обѣд
сѣть
блѣдный
звѣрь
одѣвать
слѣд
болѣзнь
здѣсь
одѣяло
слѣпой
змѣй
опѣшить
смѣлый
В
зрѣлый
орѣх
смѣна
вдалекѣ
К
отвѣт
смѣх
вдвойнѣ
клѣтка
П
снѣг
вѣдро
колѣно
пѣна
совѣт
вездѣ
крѣпкий
пѣсок
спѣлый
вѣник
Л
пѣстовать
спѣшить
вѣнок
лѣзть
пѣтух
стѣна
вѣнчать
лѣкарство
пѣть
стрѣла
вѣс
пѣшком
Т
вѣсть
лѣнь
плѣн
телѣга
вѣтер
лѣпить
побѣда
тѣло
вѣтка
лѣс
полѣно
тѣсто
вѣчный
лѣстница
прѣлый
У
вѣшать
лѣтать
прѣсный
успѣх
вѣять
лѣто
привѣт
утѣха
вмѣстѣ
М
примѣр
Х
встрѣча
медвѣдь
хлѣб
Г
мѣл
Р
хлѣв
гдѣ
мѣлкий
рѣдкий
гнѣв
мѣнять
рѣдька
Ц
гнѣздо
мѣра
рѣзать
цвѣт
грѣх
мѣсить
рѣзвый
цѣлый
Д
мѣсто
рѣзкий
цѣль
двѣсти
мѣсяц
рѣка
цѣна
дѣвица
мѣтить
рѣпа
цѣп
дѣвять
мѣткий
рѣчь
Ч
дѣд
мѣх
рѣшето
человѣк
дѣлать
мѣшать
С
чѣм
дѣлить
мѣшок
свѣжий
дѣти
Н
свѣт
Е
налѣво
свирѣпый
ѣда
насѣдка
сѣв
ѣзда
невѣста
сѣвер
ѣсть (кушать)
невѣстка
сѣдло
Перчень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых [е] восходит к ѣ
1. Окончания дательного и предложного падежей единственного числа существительных, личных и возвратного местоимений: воде, на дворе, в окне, мне, себе.
2. Окончания творительного падежа единственного числа местоимений кто, что, тот, весь: кем, чем, тем, всем.
3. Падежные окончания множественного числа местоимений тот и весь: те, тех, тем, все, всех, всеми и т.п.
4. Суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (ѣе) и превосходной степени прилагательных (ѣйш): добрее, добрейший.
5. Глагольный суффикс –е- в инфинитиве и в формах прошедшего времени и производных от них имён существительных: терпеть, терпел, терпение; велеть, велел, веление, гореть, горел, горелка. Сюда не входят умереть, тереть, запереть.
6. Наречия, образованные от форм творительного падежа местоимений что, тот, весь: зачем, затем, совсем.
Приложение 5
Слова и формы с [о] под восходящим ударением[17]
Список слов с [о] под восходящим ударением
Б
дорога
мокрый
просьба
берлога
дубовый
молоть
прочь
бесплодный
Ж
молотишь
Р
беспокоить
живот
мочь (глаг.)
работа
бой
З
Н
разбой
бойкий
забор
народ
разговор
болото
забота
новый
ровня
больше
завод
нож
С
бородка
загон
ножка
сапог
В
закон
О
сборы
виновный
заноза
обновка
свобода
войско
засов
огород
сегодня
воин
здоровье
околица
скот
вол
злоба
осмотр
сноп
волен
К
основа
солома
волос (Р.п.)
ковш
особый
ствол
воля
кожа
охотник
стойло
ворона
козлы
П
Т
воронка
кол
паром
твой
ворота
кольца
пароход
темно
восемь
коник
перевод
тепло
вот
конь
перевоз
тонешь
вход
корка
перенос
топор
высокий
корова
пирог
У
Г
кот
плод
уборка
глубокий
кошка
плот
угодный
голый
Л
повозка
узоры
горница
ладонь
погода
урод
город
ловкий
погоня
Х
готовый
ловля
пожня
хворый
Д
лодка
поздно
хвост
давно
ломка
покос
хлопать
далеко
М
польза
холодный
двор
много
помнить
хоровод
добрый
можешь
порода
Ш
доля
мой (мест.)
проба
широкий
Перечень грамматических и словообразовательных категорий, в которых ударное о находилось в древнерусском языке под восходящей интонацией
I.Следует иметь в виду, что: 1) в начальном слоге [ô], [уо] встречаются обычно в тех случаях, когда в сочетании с предлогом ударение на него не переходит, ср.: воля, на волю (в говорах в[ô]ля), но поле.— на' поле; 2) [ô] и дифтонг [уо] не наблюдаются, как правило, на месте древнего ъ, ср.: сон — сна, сны (в говорах сон); 3) не в начальном слоге на месте старого ударного [о] (не из ъ) находится обычно [ô] или [уо] (нев[ô]ля, беспл[ô]дно, сег[ô]дня).
II.Суффиксы и окончания, в которых был о под восходящим ударением:
1) окончание именительного и винительного падежей единственного числа существительных среднего рода (сел[ô], весл[ô]);
2) окончание именительного падежа единственного числа кратких прилагательных и суффикс образованных от них наречий (бел[ô], далек[ô]);
3) окончание прошедшего времени глагола (прошл[ô], при- влекл[ô]);
4) окончание -ов родительного падежа множественного числа существительных мужского рода (стол[ô]в, час[ô]в);
5) суффикс -ов притяжательных прилагательных (отц[ô]в плащ) и соответствующие суффиксы фамилий (Горшк[ô]в, Сокол[ô]в, Петр[ô]вский);
6) окончания именительного и винительного падежей единственного числа прилагательных среднего рода (глух[ô]е, сыр[ô]е), местоимений (так[ô]е) и порядковых числительных (втор[ô]е);
7) окончания косвенных падежей прилагательных, местоимений и порядковых числительных:
а) родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода (молод[ô]го, так[ô]го, шест[ô]го);
б) дательного падежа единственного числа (молод[ô]му, так[ô]му, шест[ô]му);
в) предложного падежа единственного числа (о молод[ô]м, о так[ô]м, о втор[ô]м);
8) окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей единственного числа прилагательных, местоимений и порядковых числительных женского рода (от родн[ô]й, с как[ô]й, о втор[ô]й).
В следующих категориях не было [ô]:
а) в приставках и предлогах (отыскал, о селе);
б)в окончании творительного падежа существительных мужского и среднего рода (пером, пучком), где [о] из ъ;
в) в именительном падеже единственного числа прилагательных мужского рода (например, молодой, густой, золотой, где [о] из ы).
Приложение 5
План систематического анализа текста
Фонетика
Ударный вокализм в русских народных говорах:
1. Система гласных; наличие [ô], [ê];
2. Судьба древнерусского [ѣ];
3. Отсутствие перехода [е] в [о];
4. Переход [а] в [е] между мягкими согласными;
5. Смешение этимологических [а] и [о].
Предударный вокализм в русских народных говорах:
1. Гласные первого предударного слога после твердых согласных.
а) оканье, его виды, территория распространения;
б) аканье, его виды, территория распространения.
2. Гласные 1 предударного слога после мягких согласных.
а) ёканье, еканье, иканье;
б) яканье и его виды.
Согласные
1. Качество звука [г] и его замены в народных говорах
2. Звук [в] и его позиционные варианты
3. Судьба звука [ф] в русских народных говорах
4. Характер звука [л] в русских народных говорах
5. Сфера употребления согласного [j] по говорам
6. Аффрикаты [ц] и [ч] в русских народных говорах
7. Произношение шипящих [ш], [ж] и долгих шипящих [ш’ш’] и [ж’ж’]
8. Явления ассимиляции согласных по говорам
8.1. Изменение сочетаний согласных [бм] и [дн] в [мм] и [нн]
5.3. Ассимиляция звуков во 2-м лице единственного числа;
8.4. [ц], [ц’], [ч] в 3-м лице единственного числа;
8.5. Развитие [т] в 3-м лице возвратных глаголов
6. Вид глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида.
7. Повелительное наклонение
7.1. Нулевое окончание во 2-м лице единственного числа;
7.2. Окончания -ТЕ, -ТЁ, -ТЯ во 2-м лице множественного числа
8. Причастие и деепричастие в русских народных говорах:
8.1. Суффиксы –ДЕН, -ЕН, -НН, -Т в причастиях;
8.2. Суффиксы -ВШИ, -МШИ, -ТШИ и др. в деепричастиях.
Синтаксис
I. Диалектные различия в построении некоторых типов словосочетаний:
1.1. Сочетания числительных с существительными;
1.2. Именительный падеж объекта при инфинитиве;
1.3.Специфика в употреблении падежных и предложно-падежных форм;
1.4. Диалектные предлоги в словосочетаниях с предложно-падежными формами.
II. Диалектные особенности в построении простого предложения.
2.1. Способы выражения сказуемого в двусоставном предложении.
2.1.1. Деепричастие в роли сказуемого;
2.1.2. Несогласуемые формы страдательных причастий прошедшего времени в роли сказуемого;
2.1.3. Формы полных прилагательных и причастий в роли сказуемого;
2.2. Особенности согласования сказуемого с подлежащим в двусоставном предложении.
2.3. Способы выражения главного члена в безличных и инфинитивных предложениях.
2.4. Диалектные закономерности в употреблении постпозитивной частицы –ТО.
III.Диалектные особенности в построении сложного предложения.
Лексика
1. Характеристика диалектной лексики по составу (проверять по словарям: МАС, БАС, СРНГ и другим областным словарям дифференциального типа):
а) общеупотребительная лексика;
б) лексика, территориально ограниченная, но известная литературному языку;
в) разговорная и просторечная лексика;
г) собственно диалектная лексика.
2. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия в лексике (привести все возможные примеры).
3. Типы противопоставленных диалектных различий (привести по одному-два примера на каждый из 6-и типов противопоставлений).
4. Тематические группы диалектных слов (указать, лексика какой (каких) тематической группы преобладает в тексте).
5. Внутрисистемные отношения в лексике:
а) полисемия и омонимия в лексике говора;
б) дублетно-синонимические отношения в говоре;
в) антонимы в диалекте.
[1] В научной литературе традиционно используется термин «территориалные диалекты».
[2] Особенно упорно и вдумчиво должен изучать диалектологию тот учитель, который сам является выходцем из определенной диалектной среды, так как наблюдения показывают, что такой учитель не замечает диалектизмов в своей речи и в речи учащихся. А ведь его речь должна служить образцом для учащихся, так как обучение в школе проводится на литературном языке, а не на диалекте.
[3] В некоторых учебниках этот тип аканья называется полным.
[4] В колонке приведены примеры искусственно-идеального варианта произношения предударного гласного при ёканье. На самом деле ёканье обычно совмещается с еканьем или другими типами предударного вокализма.
[5] В научной литературе говорится о трёх основных типах яканья: сильном, умеренном и диссимилятивном. Мы говорим о пяти, потому что ассимилятивное и ассимилятивно-диссимилятивное яканье свойственно Восточной группе южнорусского наречия, куда входит Воронежская область. В воронежских говорах ассимилятивно-диссимилятивное яканье является наиболее распространённым.
[6] Направление стрелок в рис. 2 и 3 указывают на характер воздействия ударного гласного на предударный..
[7] Подобные формы распространены и в некоторых говорах Брянской и Орловской областей.
[8] Описание форм без [т] и их территориальное распределение произведено по таблице Л.В.Капорулиной: Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. – М.,: «Высшая школа», 1998. – С. 130-131
[9] По отношению к литературному языку вряд ли можно говорить о суффиксе -ДЕН. В причастии съеден [д] не суффиксального происхождения, а корневого (от основы ед-: едим, едите, едят). Но для диалекта вопрос о суффиксе –ДЕН вполне правомерен, так как с его помощью образуются причастия от других глаголов, не имеющих в своей основе согласного [д].
[10] Примеры представлены автору пособия учеником этой школы.
[11] В диалектное членение севернорусского наречия не вошла по разным причинам Архангельская группа. В учебнике под ред. Л.Л.Касаткина характеристика Архангельской группы говоров включена в состав севернорусского наречия [Русская диалектология 2005: 263].
[12] Фонема [а] в позиции между твёрдыми согласными под ударением;её аллофоны: после мягкого согласного перед твёрдым и под ударением, после твёрдого согласного перед мягким и под ударением, в 1-й предударной позиции, во второй предударной позиции, в заударной позиции.
[13] Слова подобраны анкетным способом.
[14] Отработка чтения затранскрибированного текста производится с целью углубления знаний транскрипционных значков и закрепления навыков и умений транскрипции диалектных текстов, что пригодится при выполнении работ на диалектологической практике и выполнении курсовых и дипломных работ по русской диалектологии. Чтение текста оценивается преподавателем.
[15] На занятии приводится краткая схема анализа диалектного текста. Развёрнутую схему анализ для самостоятельной работы студентов см. в Приложении 5.
[16] Материал взят из кн.: Методические указания к «Программе собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка». М., 1957, с. 158-161; Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М.: высшая школа, 1980. – С. 168-169; Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. –С. 10-11.
[17] ; Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. М.: Высшая школа, 1980. – С. 169-170; Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. –С. 11-13.