Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕКСИКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВАРЯХ



Теоретические вопросы

 

1. Внутрисистемные отношения в лексике:

а) полисемия в диалектной лексике;

б) дублетно-синонимические отношения в лексике современного
говора;

в) омонимы, антонимы в диалектах.

2. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне.

3. Диалектные словари.

Практические задания.

 

Задание 1. Выяснить по словарям многозначность приведённых ниже слов и определить пути развития полисемии в диалекте. Отметьте случаи возникновения омонимии.

Квас, весна, погода, бабка, майдан, большак, убирать(ся).

Задание 2. Определить по словарям тип синонимических отношений в следующем ряду слов со значением ‘ударить’.

Ударить, шарахнуть, влепить навернуть, наподдеть, наехать, чвакнуть клюнуть, резнуть, долборезнуть, дуборезнуть, стукорезнуть, замочалить, засобачить, загасить, запечатать, засветить, сунуть, отшмановать, втереть, втюрить, тюкнуть, вздуть, вырубить, бахнуть, жахнуть, вдарить, хряснуть, садануть, сделать козью морду, дать горячего, дать пивка (по голове), дать по ушам, дать по рогам, сломать рога, отломить кусочек, дать по сопатке, дать в пачку, дать по касательной.[13].

Задание 3. Подберите по словарям 10 пар слов с противоположным значением (антонимов).

Задание 4. Подготовьте доклад об одном из существующих диалектных словарей.

 

Литература

1. Русская диалектология. Под ред. П.С. Кузнецова. – М., 1973. – С. 201–236.

2. Русская диалектология. Под ред. Н.А. Мещерского. – М., 1972. – С. 262–276.

3. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. – М., 1990. – С. 173–202.

4. Блинова О.И. Введение в современную региональную лексикологию. – Томск, 1975.

5. Ивашко Л.А. Очерки русской диалектной фразеологии. – Л., 1981.

6. Коготкова Т.С. Русская диалектная лексикология. – М., 1979.

7. Оссовецкий И.А. Лексика современных русских говоров. – М., 1982.

8. Жуковская Л.П. Типы лексических различий в диалектах русского языка «ВЯ», 1957. – № 3.

Практическое занятие № 13

ЧТЕНИЕ[14] И КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЕВЕРНОРУССКОГО ТЕКСТА

 

Текст для чтения и анализа:

[ jа запо'мнʼила / дак дʼерʼевʼа'ным соха'м паха'лʼи // jа жʼила' на конʼцʼе' / как jêдʼо'ш дак домzот влʼе'вʼь остаjо'тцʼа // ц’ʼесы'zтʼи мы лонʼи' купʼи'лʼи да цʼо'zто плôхъ хôдʼат // уzнас дʼи'вушка jесʼ / до'цʼи старʼико'ва / мʼинʼе'zто нʼеро'дна // она' здʼи'сʼ рабо'тат // на'до коро'ва дои'тʼ // она' помога'ла / колды' иzкоро'ву поцʼи'ркатʼ иzфсʼо // кzjо'й робʼетʼи'шко хôдʼит // брат уzмʼена' малʼе'нʼко поду'цʼон был / пушнʼи'ной торгова'лса / торго'вой был // зайцʼи'ну брал даzвʼе'кшоф // э'то jа скʼипʼетʼу' водʼи'цʼʼкʼи вам и поуку'шаитʼо // ско'ро дʼе'душко оздоровʼе'йот // ру'кʼиzто ошо' позʼе'блʼи лонʼи'сʼ вôт иzздʼе'лалса како'й-то рʼематʼисʼ // убрала' во'дуzту / аzско'вороду забы'ла убра'тʼи // по'зно бо'лʼо у'жʼинайом / лʼе'гу / дак нʼемо'жно укла'сʼтʼисʼ / аzзаусну'тzто нʼеzмогу' // вот как знат дʼе'ло / была' здʼи'сʼ суха'йа jо'лка и вот поzjе'той jо'лкʼь прозбʼишшоzто иzда'лʼи сухоно'говоzто // снʼе'гуzту бо'лʼе лонʼско'во намʼело' / кzрожʼеству'zту прʼишо'л мужʼи'кzот / дак иzто нʼеzвʼе'рʼила // ты па'вʼол // упа'ла jа как нʼежʼива'йа здʼе'лаласʼа // плʼесну'лʼи мʼинʼе' водо'й / jа ожʼивʼе'ла / сʼе'ла наzла'фку иzглʼежу' наzйево' нʼеzнаглʼедʼу'сʼа ]

Запись сделана В. В. Симоновым

в д. Сухоногово Верховинского района

Кировской обл.

 

 

Комплексный анализ текста производится с целью освоения основных положений русской диалектологии, усвоения диалектных черт, свойственных северновеликорусскому и южновеликорусскому наречиям и группам говоров каждого из них и среднерусских переходных говоров, сопоставления диалектной системы на каждом языковом уровне с системой литературного языка. Используется текст из: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. – С. 29, текст 51.

 

 

Фонетика

1. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?

2. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.

3. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?

4. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.

Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?

Морфология

Имя существительное.

1. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?

2. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?

3. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.

Местоимения и прилагательные

Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.

Глагол

Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.

Синтаксис

Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.

Лексика

Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.

Вывод

К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?

Литература и методические рекомендации

при подготовке домашнего задания.

 

1. Диалектологический атлас русского языка. Вып. 1-4. Карты по каждой теме. Эти карты помогут правильно определить не только наречие, но и группу говоров.

2. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. См. характеристику наречий и групп говоров.

3. Лекции по русской диалектологии. Перед каждым разделом анализа прочитать соответствующую лекцию.

4. Словарь русских народных говоров (СРНГ). Под редакцией Ф.П.Филина и Ф.П. Сороколетова. – Л. (СПб.), вып. 1-38.

 

Анализ текста производить строго по схеме систематического анализа диалектного текста (Приложение 5).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.