б) дублетно-синонимические отношения в лексике современного говора;
в) омонимы, антонимы в диалектах.
2. Взаимосвязь литературного языка и диалекта на лексическом уровне.
3. Диалектные словари.
Практические задания.
Задание 1. Выяснить по словарям многозначность приведённых ниже слов и определить пути развития полисемии в диалекте. Отметьте случаи возникновения омонимии.
Задание 2. Определить по словарям тип синонимических отношений в следующем ряду слов со значением ‘ударить’.
Ударить, шарахнуть, влепить навернуть, наподдеть, наехать, чвакнуть клюнуть, резнуть, долборезнуть, дуборезнуть, стукорезнуть, замочалить, засобачить, загасить, запечатать, засветить, сунуть, отшмановать, втереть, втюрить, тюкнуть, вздуть, вырубить, бахнуть, жахнуть, вдарить, хряснуть, садануть, сделать козью морду, дать горячего, дать пивка (по голове), дать по ушам, дать по рогам, сломать рога, отломить кусочек, дать по сопатке, дать в пачку, дать по касательной.[13].
Задание 3. Подберите по словарям 10 пар слов с противоположным значением (антонимов).
Задание 4. Подготовьте доклад об одном из существующих диалектных словарей.
Литература
1. Русская диалектология. Под ред. П.С. Кузнецова. – М., 1973. – С. 201–236.
2. Русская диалектология. Под ред. Н.А. Мещерского. – М., 1972. – С. 262–276.
3. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. – М., 1990. – С. 173–202.
Комплексный анализ текста производится с целью освоения основных положений русской диалектологии, усвоения диалектных черт, свойственных северновеликорусскому и южновеликорусскому наречиям и группам говоров каждого из них и среднерусских переходных говоров, сопоставления диалектной системы на каждом языковом уровне с системой литературного языка. Используется текст из: Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. – С. 29, текст 51.
Фонетика
1. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?
2. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.
3. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?
4. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.
Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?
Морфология
Имя существительное.
1. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?
2. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?
3. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.
Местоимения и прилагательные
Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.
Глагол
Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.
Синтаксис
Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.
Лексика
Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.
Вывод
К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?
Литература и методические рекомендации
при подготовке домашнего задания.
1. Диалектологический атлас русского языка. Вып. 1-4. Карты по каждой теме. Эти карты помогут правильно определить не только наречие, но и группу говоров.
2. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. См. характеристику наречий и групп говоров.
3. Лекции по русской диалектологии. Перед каждым разделом анализа прочитать соответствующую лекцию.
4. Словарь русских народных говоров (СРНГ). Под редакцией Ф.П.Филина и Ф.П. Сороколетова. – Л. (СПб.), вып. 1-38.
Анализ текста производить строго по схеме систематического анализа диалектного текста (Приложение 5).