Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРЕДУДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ



Теоретические вопросы

Предударный вокализм после мягких согласных:

1) еканье и территория его распространения;

2) ёканье и территория его распространения;

3) иканье и территория его распространения;

4) яканье, его подтипы и территория его распространения.

Практические задания

 

Задание 1. Определите, в каких из указанных ниже слов ударный [е] после мягких согласных соответствует древнему ѣ. Используйте при этом материал Приложения 4.

В стране, делать, серый, ветреный, день, светлый, деревенский, сельский, сели, успел, грешники, в окне, жене, человеческий, советовать.

Задание 2. Затранскрибироаать слова в соответствии с указанным типом предударного вокализма.

 

Сильное яканье:

Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.

 

Умеренное яканье:

Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.

 

Диссимилятивное яканье:

Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.

 

Ассимилятивное яканье:

Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.

 

Ассимилятивно-диссимилятивное яканье:

Частушка, бежал, пятнистый, вяжу, семья, рябина, лесник, стена, пеньки, лесистый, сестра, тяни, цветы, легла, хлебала.

Задание 2. Определите, в каких из указанных ниже слов ударный [о] после твердых согласных соответствует древнему [о] под восходящим ударением и в каких — [о] под нисходящим ударением, [ъ] или [ы]. Используйте при этом материал Приложения 4.

Окно, весло, далеко, темно, неволя, бесплодно, принесло, сон, столов, сырое (молоко), молодой (человек), молодой (девушки).

Такое (место), пучком, о шестом, слепой (человек), о слепой (девушке), ко второму, пятно, окно, густой (лес), тепло.

Село, кусок, родной (человек), к родной (сестре), смешно, безводный, платок, платков, веслом.

 

Задание 3. Определить тип и подтип яканья в следующих группах слов с помощью соответствующей таблицы и вспомогательного материала для определения происхождения гласных [о] под восходящим и нисходящим ударением и [е] из ѣ (см. Приложения 2-4 в сб. Баранниковой Л.И., Бондалетова).

 

1. [п’атно', р’адо'к, пр’ад’о'м, тр’ас’о'т’, р’аб’и'на, д’ат’е'й, н’ас’т’и', п’ат’и', с’алу', б’ида', п’ату'х, в’исна', в р’ида'х].

 

2. [п’итна', р’ады', в’асы', ст’ина', в’адро', л’асо'к, γн’аздо', л’асо'w, йаγо'р, п’ир’ары'w, п’аку'т’, зыв’ал’и'с’, пр’ин’ас’и', п’ат’и', тр’ит’jа'к, т’ил’а'ты, пл’ит’о'ны, б’ил’jо', йиjо', пл’ит’е'н’, нъпр’ид’е'м, н’ид’е'л’у, р’ив’е'ла].

 

3. [пр’има'йа, бр’иха'т’, св’икла', хр’асцы', в’адру'шк’и, н’ару'ск’ий, с в’асны', ръзн’асло', н’амно'γъ, П’атро', в’архо'м, б’адо'вый, сн’аγо'в, б’аγо'м, т’ир’а'т’, пъсм’иjа'лъс’, д’ит’а'м, д’ир’о'тца, в’ир’о'ўк’и, б’ир’о'за, п’ин’о'к, пр’ин’ис’е', д’ир’е'вн’и, γр’ам’е'л, γл’ад’е'л’и, с’аб’е', н’ав’е'сту, у с’ал’е'].

 

4. [ст’икла', ст’икло'м, р’ика', л’исо'к, в’ирхо'м, р’идо'к, къл’исо'м, р’ида'м’и, р’адо'ф, ст’акло', сн’аγо'ф, сл’адо'ф, ст’ано'й, в’арсты', р’ады', с’ады'и, т’ану', в’арсту', зм’иjа', р’иб’а'т, спр’ид’о'м, п’ин’о'к, т’ип’е'р’, γл’ад’е'л, ф с’ал’е', п’ат’и', в’аз’и', зм’аjу', н’а в’е'р’у, н’аб’е'дный].

 

 

5. [мъйаму', в’аршку', д’аржу'с’, пл’ату'т’, п’ату'х, цв’аты', л’аγу'шка, път’ану'л, с’им’ина', в’ирба'м’и, ун’исла', п’итна'цът’, з’имно'й, в’ир’т’ино', б’ило'к, с’идо'й (человек), съ сл’ипо'й, б’аγи', р’аз’и'на, пъб’ад’и'л, йаи'ц, р’ьб’ат’и'шк’и, γр’аз’и', с’ам’jу', д’ис’а'тък, аб д’ит’а'х, з’ил’ин’а', с’ил’е', с’им’jо'й, б’ил’jо', т’ип’е'р’].

 

Задание 4. Определить тип предуарного вокализма после твёрдых согласных и после мягких согласных в следующих текстах.

- А как свадьбы проходили, помните?

- [тады´ / ан’к’ / адн’и´ высва´тъл’и д’е´фку / ну / сва´д’бу нач’а´л’и иγра´т’ // пасо´д’ут’ иjе´ / накро´йут’ иjе´ // γул’а´л’и-γул’а´л’и / а γл’ат’ / а н’ив’е´стъ друγа´йа / каса´йа // ш’ш’асÈта пъÈл’уб’е´ / а ра´н’шы пъказа´лъс’а (понравилась. – А.Ч.) / н’иÈпъказа´лъс’а / ат’е´ц высва´тал / жыв’и´ // хъраша´ / н’иÈхъраша´]

- А приданое было какое-нибудь?

- [пас’т’е´л’ кака´йа / д’ир’у´шк’и натка´йут’ // пр’а´л’и / намы´к’и астаjу´ца / их в’ирт’а´т’ и ткут´ паст’и´лк’и // ш’ш’ас про´ст’ины / н’иÈпро´ст’ины / м’иткал’у´ ско´къ / п’ир’и´ны // н’ив’е´с’т’и выка´зывыл’и шу´бу штоп шшыт’ как пр’ида´нка / эт са´мый убо´р (cамое ценное в одежде. – А.Ч.) / ил’ пад’д’о´фк’и / ш’ш’ас так’и´х н’е´ту]

- А из чего шили поддёвки?

- [исÈтава´ра (купленной ткани. – А.Ч.) // уÈна´с тады´ мат’ пъм’арла´ / пад’д’о´фка аста´лъс’а / а мы ръзар’и´л’и и жык’е´ты саб’е´ шшы´л’и]

- Сами шили?

- [аддава´л’и / так’и´и бы´л’и л’у´д’и / нъÈмашы´нкъх шы´л’и / шв’е´йк’и бы´л’и]

- А где скотину держали?

- [д’иржа´л’и / как таб’е´ сказа´т’ / дл’аÈав’е´ц д’е´лъл’и каша´р / э´т’и кл’авы´Èта // исÈкл’аво´ф выγан’а´л’и // анба´ры дл’аÈхл’або´ф / за´кръм зд’е´лъйут’ и хл’еп туда´ зъсыпа´л’и]

1 Криушанские Выселки Панинского района Воронежской обл. Черенкова Екатерина Михайловна 1917 г. р. (88 лет). Неграмотная. Родилась в Криуше. Записала и компьютерный набор произвела доцент ВГПУ А.Д. Черенкова. 2005 г.

 

- Значит, он снимал порчу?

- [ус’о' он л’ач’и'л / л’ач’и'л // эт как ш’ш’а'сÈвън л’е'ч’ут’ э'т’и / по'рч’у э'ту / п’ир’варо'т жы'зн’и // ... ш’ш’ас как б’ару'т’ (возмущается по поводу того, как много денег берут сейчас за лечение экстрасенсы, колдуны. – А.Ч.) // а то в’ьт’ хто спас’и'ба ска'жа / хто ут’е'рку пр’ин’ис’е'т’ // тады'Èжа б’е'днъ жы'л’и / эт ш’ш’ас баγа'та / д’е'н’ьх мно'γъ уÈка'ждъва // тады' б’е'днъ жы'л’и]

- Но что-то всё-таки приносили?

- [пр’инас’и'л’и / а н’е'кътърыи н’е'ч’ьв ждат’ / спас’и'бъ ска'жут’ / дъ и фс’о // ну и пъÈвр’им’о'ну рас (иногда. – А.Ч.) вы'п’ит’ пр’ин’асу'т’]

- А вы никогда не лечили?

- [ н’ет / уÈнас н’ихто' / а эт уÈлуγа'н’и л’ач’и'л / э'та / д’ад’ γавр’у'ха / э'нтъ л’ач’и'л / и он вы'фч’ил их // пато'м ба'пка ма'ша / э'та то'жа jаγо' до'ч’ л’ач’и'ла / а мы н’ихто' // нас ско'ка / и н’ихто' / ниÈйид’и'н н’аÈвы'фч’илс’и / н’ихто' н’иÈхат’е'л / а ш’ш’ас вот йирундо'ва // хо'ч’Èэт с’иб’и'рку / а атÈн’ей пъум’ира'л’и]

- Ну да, это опасная болезнь.

- [уÈм’ин’е' с’иб’и'рка-та с’е'ла вот ту'та / а jа / э'та / уÈбал’н’и'цу пашо'л чо'йÈта / зÈзуба'м’и ал’ ч’о / ана' пъγл’ад’е'ла ды зъсм’аjа'лъс’а // ана' как зъч’ала' драт’ / суды' / и jа эт / ба'пкъ ма'ша / ана' зъγава'р’ивъла / э'тъ / йаγо' доч’ э'тъγ са'мъва д’е'дъÈта / раз два зъγъвар’и'л’и / и γато'ва // а то как д’ир’е'т’ / и пу'хн’а / ръзд’ира'йа ру'ку // и зъγъвар’и'лъ два ра'зъ и γато'ва // а эт ш’ш’азÈвон / с’иб’и'ркъ / ты ды и по'рч’а / вон как’ийи ден’γ'и / паÈд’е'с’ьт’ тыш’ш’ б’ару'т’ / ды ан’и' сÈума' сшашл’и' // jа паслу'хъйу пъÈт’ил’ив’и'зъру]

С. Ростоши Эртильского района Воронежской обл. Стебунов Егор Фёдорович 1920 г. р., 3 кл., работал разнорабочим, скотником. Записала доцент ВГПУ А.Д. Черенкова, 2007 год. Компьютерный набор выполнен студенткой ВГПУ Глянцевой А.О.

[у ста´рых л’у´д’ьх како´й разγаво´р / ан’и´ пъ-друγо´му γъвара´т’ // вон са´шка стаи´т’ // удваjо´м припадн’а´т’ // там л’ажы´т’ / пъγл’ад’е´т’ на´дъ // кто пръв’ир’а´йа / т’е и праду´л’и // са´шка с’иγо´дн’а // а куда´ д’е´н’ис’с’и / у каγо´ брат’ // так шо р’еч’ у нас н’и о´ч’ьн’ // как прывы´кл’и / так и прывы´кл’и // ч’оγо´ jиγо´ склада´т’ // уч’ара´ уÈкарас’а´ (прозвище человека. – А.Ч.) упа´л // он и п’jе / и ку´р’а // ужэ´ пъар’а´дъшнъ // на´шы приjе´дут’ // уÈм’ин’е´ jес’т’ кл’он // jеγо´ зна´йа // лук γн’иjе´т’ м’иста´м’и // паγл’ад’е´ла // на каоγо´ // ой / кла´ўка / кап’е´йк’у палу´ч’иш / жм’еш / как сок изÈjа´блъка // у´ч’ит’ // така´йа дъръγав’и´знъ // сыч’а´с γас прыв’аду´т’ / γас пъдв’ал’и´ // мы э´т’им’и д’ила´м’и н’и зън’има´имс’и // атр’иза´л’и върата´ // ишшо´ вр’иза´ицца // д’ив’ано´стъ // пъч’аму´ нъÈдавы´дъфк’и // ва´н’к’а сказа´л уч’ира´ // ду´мал’и / заÈжэ´н’к’у запло´т’им // сÈэ´тъγа расту´т’ // γру´пку наÈу´л’ицы тапл’у´ // бл’и´скъ пъдаъшла´ // пырыст’ир’а´ла кл’уч’и´ // хай ла´з’а (о моей собаке Тильде.– А.Ч.) / пасу´ду памо´йу // шо ста´ръйа / н’иÈно´с’им // даъста´ла //

C. Болдырёвка Острогожского района Воронежской области. Информант неизвестен. Записала и компьютерный набор произвела доцент ВГПУ А.Д. Черенкова. 1999 г.

-Ольга Ильинична, а как раньше одевались? Ведь не так, как сейчас, правда?

-[оой / ды ма´мушкъ ро´днъйа / как ра´н’и ид’ова´лъс // раз жыла´ пло´хъ / кто даст ко´фту / кто даст jу´пку // тутÈвът ч’ир’азÈдво´р / ш’ш’ас вот н’и де´лъйут их / тоды´Èвьт как’и´йÈт къз’ак’и´ д’е´лъл’и // а уÈн’их куч’а´каÈтъ / а jа та´ма рабо´тъйу // она´ и р’иб’ат’и´шъч’къф поко´рм’ит / и м’ин’е´ даст каку´йÈн’т’ / то н’и´жн’уйу руба´шку / ил’и jу´пку // во´пш’ш’ьм так / кто ч’ово´ даст / тово´ и ид’ова´ла // вот и до´мъÈт ш’ш’ита´й н’иÈбыло´ / кака´йÈт была´ куру´шкъ]

-Что было?

-[ды кака´йÈтъ была´ гн’илу´шка стоjа´лъ / до´мÈта / ш’ш’ас вот мал’е´н’къ на´Èизбу похо´ш]

С. Хлебородное Аннинского района Воронежской обл. Гальцова Ольга Ильинична 1914 г. р. (92 года), неграмотная, работала в колхозе Записала и компьютерный набор произвела доцент ВГПУ Черенкова А.Д., 2005 г.

 

Литература

Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 1. Фонетика / Под ред. Р.И. Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№ 40-42.

Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- С. 40-51.

Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 39-48.

Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие. – М., 1980. – Приложение 2-4, с. 168–171.

Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. - М.: Просвещение, 1986. – С. 7-18.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.