5. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?
6. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.
7. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?
8. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.
Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?
Морфология
Имя существительное.
4. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?
5. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?
6. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.
Местоимения и прилагательные
Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.
Глагол
Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.
Синтаксис
Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.
Лексика
Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.
Вывод
К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?
Литература и методические рекомендации
при подготовке домашнего задания.
5. Диалектологический атлас русского языка. Вып. 1-4. Карты по каждой теме. Эти карты помогут правильно определить не только наречие, но и группу говоров.
6. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. См. характеристику наречий и групп говоров.
7. Лекции по русской диалектологии. Перед каждым разделом анализа прочитать соответствующую лекцию.
8. Словарь русских народных говоров (СРНГ). Под редакцией Ф.П.Филина и Ф.П. Сороколетова. – Л. (СПб.), вып. 1-38.
Анализ текста производить строго по схеме систематического анализа диалектного текста (Приложение 5).
Практическое занятие № 15
ЧТЕНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДНЕРУССКОГО ТЕКСТА
Текст для чтения и анализа:
[ jа пʼе'рва фzподы'збʼицу схожу' // хозʼа'йка уzмʼенʼа' схоро'нʼьна вzогра'д’е вzвʼерʼе'тʼjе / вот фzто'йе въскрʼесʼе'нʼjе jа туда' пʼешко'м и ходʼи'л // дошо'ццы нʼичʼево' / аzтам фzчʼа'йнъй чʼайку' попʼи'фша // уzмʼенʼи' два сы'на жывы'х / одʼи'н умʼо'рша // jа вам дʼьрʼевʼе'нʼскъва хлʼе'ба отрʼе'жу // на'даъ пъросʼо'нку нʼе'сʼ и jе'йу нʼе'сzкʼим // нʼевʼе'ска нʼичʼево' / дъ нʼьвоздʼе'ржъна / бу'дʼьт убʼижа'цца // вот пъдобра'лъсʼ кzмукʼи' и нагрʼе'зʼилъсʼ // вот и гром грымʼи'т / мо'жа до'жжычʼьк пры'снʼит // уболʼjо'ш ты jе'йу / убварʼи'ш // карто'вʼину ръстоло'к / ка'шы пъварʼи'м / вот и пъкормлʼу' jеjу' / аzбо'лʼе мнʼе тру'дна / годо'ф-таъ мнʼе мно'га / но'гʼи нʼьzхо'дʼут // jона' коzфсʼи'м идʼо'т // на'даъ вzлʼу'лʼку класʼ / лу'чʼчʼи уснʼо'т // у мʼенʼа' пъробо'тъна о'къл о'зʼьра / бо'лʼшънʼкъйzтаъ нʼичʼо'ва / а уzтово' вытʼ худа'йа // другʼи' ръбʼату'гʼи jедʼа'- jедʼа' и фсʼо нʼи наjи'сʼcʼа // мнʼе и до'чʼкʼи прʼинʼосу'т коко'рку // ну а топʼе'рʼ jа уддохну' // так и кладу'т копна'м // мʼи'ша / пътсоблʼа'й и ты / сzпʼитуха'м и сzку'рʼицъм наму'чʼисʼcʼа / вот скотʼи'нʼина jи'сʼ // jа до'сулʼ одʼи'н рас был вzру'сы зzдрова'м / сып как хош // сʼtрʼо'жа / по'лно паха'тʼ ]
Запись сделана В. И. Чагишевой в д.Замленье Мстинского района Новгородской обл. [Горшкова, Хмелевская: 171]
Вопросы для анализа текста[15].
Фонетика
9. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?
10.Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.
11.Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?
12.Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.
Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?
Морфология
Имя существительное.
7. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?
8. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?
9. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.
Местоимения и прилагательные
Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.
Глагол
Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.
Синтаксис
Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.
Лексика
Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.
Вывод
К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?
Литература и методические рекомендации
при подготовке домашнего задания.
9. Диалектологический атлас русского языка. Вып. 1-4. Карты по каждой теме. Эти карты помогут правильно определить не только наречие, но и группу говоров.
10. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. См. характеристику наречий и групп говоров.
11. Лекции по русской диалектологии. Перед каждым разделом анализа прочитать соответствующую лекцию.
12. Словарь русских народных говоров (СРНГ). Под редакцией Ф.П.Филина и Ф.П. Сороколетова. – Л. (СПб.), вып. 1-44.
Анализ текста производить строго по схеме систематического анализа диалектного текста (Приложение 5).