Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 14



ЧТЕНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЮЖНОРУССКОГО ТЕКСТА

Текст для чтения и анализа

[ пʼе'сʼнʼи иgра'лʼи / плʼаса'лʼи // двары' бы'лʼи балʼшы'и // во'ўцы асо'ба / заку'ткʼи бы'лʼи // ры'gа / там мало'тʼутʼ // анба'р двухʼита'жнъй был уzgра'ха /уzхрʼисʼjа'н нʼе'zбы'лъ // мълатʼи'лʼи нъzтака'х // свʼа'слы / снапы' вʼа'жутʼ // jа'сныйь палʼа'нъ атʼмʼе'ннайь атzфсʼе'х дʼьрʼивʼе'нʼ // э'тъ jа'сныйь палʼа'нъ / аzэ'нтъ jа'сʼинкʼи // пʼи'шытʼ / дочʼ прʼи ба'нкʼь тʼипʼʼе'рʼичʼь / сын сʼьклʼита'рʼ // плʼимʼе'нʼнʼик аста'лсʼи // ла'птʼи плʼилʼи' // лы'ку уzсаку' бʼару'тʼ // исzпʼинʼо'к вʼирʼо'ўкʼи вʼjу'тʼ // пайдʼо'м / карто'шкʼи сво'рʼим // чʼасно'к / jаму' адна' зва'нʼjа // сърахва'ны насʼи'лʼи панʼо'вы / jу'пкʼи такʼи'йа / сваво' издʼе'лʼjа / халсʼтʼи'нныи / зънавʼе'скʼи такʼи'йа рашшы'тыи / папро'стыму хва'ртукʼи ]

Запись Е. А. Комшиловой в с.

Ясная Поляна Тульской обл.

[Горшкова, Хмелевская: 30]

Фонетика

5. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?

6. Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.

7. Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?

8. Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.

Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?

Морфология

Имя существительное.

4. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?

5. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?

6. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.

Местоимения и прилагательные

Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.

Глагол

Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.

Синтаксис

Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.

Лексика

Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.

Вывод

К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?

 

Литература и методические рекомендации

при подготовке домашнего задания.

 

5. Диалектологический атлас русского языка. Вып. 1-4. Карты по каждой теме. Эти карты помогут правильно определить не только наречие, но и группу говоров.

6. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. См. характеристику наречий и групп говоров.

7. Лекции по русской диалектологии. Перед каждым разделом анализа прочитать соответствующую лекцию.

8. Словарь русских народных говоров (СРНГ). Под редакцией Ф.П.Филина и Ф.П. Сороколетова. – Л. (СПб.), вып. 1-38.

 

Анализ текста производить строго по схеме систематического анализа диалектного текста (Приложение 5).

 

 

Практическое занятие № 15

ЧТЕНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДНЕРУССКОГО ТЕКСТА

 

Текст для чтения и анализа:

[ jа пʼе'рва фzподы'збʼицу схожу' // хозʼа'йка уzмʼенʼа' схоро'нʼьна вzогра'д’е вzвʼерʼе'тʼjе / вот фzто'йе въскрʼесʼе'нʼjе jа туда' пʼешко'м и ходʼи'л // дошо'ццы нʼичʼево' / аzтам фzчʼа'йнъй чʼайку' попʼи'фша // уzмʼенʼи' два сы'на жывы'х / одʼи'н умʼо'рша // jа вам дʼьрʼевʼе'нʼскъва хлʼе'ба отрʼе'жу // на'даъ пъросʼо'нку нʼе'сʼ и jе'йу нʼе'сzкʼим // нʼевʼе'ска нʼичʼево' / дъ нʼьвоздʼе'ржъна / бу'дʼьт убʼижа'цца // вот пъдобра'лъсʼ кzмукʼи' и нагрʼе'зʼилъсʼ // вот и гром грымʼи'т / мо'жа до'жжычʼьк пры'снʼит // уболʼjо'ш ты jе'йу / убварʼи'ш // карто'вʼину ръстоло'к / ка'шы пъварʼи'м / вот и пъкормлʼу' jеjу' / аzбо'лʼе мнʼе тру'дна / годо'ф-таъ мнʼе мно'га / но'гʼи нʼьzхо'дʼут // jона' коzфсʼи'м идʼо'т // на'даъ вzлʼу'лʼку класʼ / лу'чʼчʼи уснʼо'т // у мʼенʼа' пъробо'тъна о'къл о'зʼьра / бо'лʼшънʼкъйzтаъ нʼичʼо'ва / а уzтово' вытʼ худа'йа // другʼи' ръбʼату'гʼи jедʼа'- jедʼа' и фсʼо нʼи наjи'сʼcʼа // мнʼе и до'чʼкʼи прʼинʼосу'т коко'рку // ну а топʼе'рʼ jа уддохну' // так и кладу'т копна'м // мʼи'ша / пътсоблʼа'й и ты / сzпʼитуха'м и сzку'рʼицъм наму'чʼисʼcʼа / вот скотʼи'нʼина jи'сʼ // jа до'сулʼ одʼи'н рас был вzру'сы зzдрова'м / сып как хош // сʼtрʼо'жа / по'лно паха'тʼ ]

Запись сделана В. И. Чагишевой в д.Замленье Мстинского района Новгородской обл. [Горшкова, Хмелевская: 171]

 

 

Вопросы для анализа текста[15].

Фонетика

9. Какие особенности можно отметить в прочитанном тексте в области ударного вокализма?

10.Чем характеризуется предударный вокализм после твёрдых согласных? Укажите тип.

11.Что можно сказать о предударном вокализме после мягких согласных?

12.Охарактеризуйте систему согласных в прочитанном вами диалектном тексте.

Вывод. К какому наречию и группе говоров можно отнести данный текст по его фонетическим признакам?

Морфология

Имя существительное.

7. Наблюдаются ли в данном тексте случаи разрушения категории среднего рода или колебаний в роде?

8. Проанализируйте слова-существительные в данном тексте и ответьте на вопрос, не наблюдается ли несоответствие литературному языку в распределении имён существительных по типу склонения?

9. Проанализируйте падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе и отметьте диалектные особенности.

Местоимения и прилагательные

Отметьте противопоставленные диалектные черты в местоимениях и прилагательных в данном тексте.

Глагол

Отметьте диалектные особенности в оформлении глагола и выделите противопоставленные черты.

Синтаксис

Отметьте противопоставленные диалектные синтаксические черты в данном тексте.

Лексика

Назовите слова, репрезентирующие отнесённость текста к одному из наречий русского языка.

Вывод

К какому наречию и к какой группе говоров относится данный текст?

 

Литература и методические рекомендации

при подготовке домашнего задания.

 

9. Диалектологический атлас русского языка. Вып. 1-4. Карты по каждой теме. Эти карты помогут правильно определить не только наречие, но и группу говоров.

10. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970. См. характеристику наречий и групп говоров.

11. Лекции по русской диалектологии. Перед каждым разделом анализа прочитать соответствующую лекцию.

12. Словарь русских народных говоров (СРНГ). Под редакцией Ф.П.Филина и Ф.П. Сороколетова. – Л. (СПб.), вып. 1-44.

 

Анализ текста производить строго по схеме систематического анализа диалектного текста (Приложение 5).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.