Каждый студент получает незнакомый затранскрибированный диалектный текст, самостоятельно его анализирует по схеме (см. Приложение 5), определяет отнесенность текста к наречию и группе говоров, а во время индивидуальных консультаций доказывает это по фонетическим, морфологическим, синтаксическим и лексическим особенностям.
Задание выполняется как домашняя контрольная работа после 6-го практического занятия. На практических занятиях (4-6) к этому времени уже отработана технология анализа и системы аргументации при определении принадлежности текста к той или иной территориальной единице диалектного языка.
Ответ студента должен состоять из двух частей:
1) определение принадлежности к наречию или к среднерусским переходным говорам по основным чертам: предударному вокализму после твёрдых согласных; качеству согласного [г]; твёрдому или мягкому [т] в глаголах 3-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего простого времени;
2) развёрнутый анализ диалектного текста по схеме (см. Приложение 5) и определение принадлежности его к группе говоров.
Тексты подбираются из существующих учебных пособий по русской диалектологии.
Ниже предлагается 33 варианта по:
Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии. – М., 1986.
Вар-т
Стр.
Текст
Вар-т
Стр.
Текст
Вар-т
Стр.
Текст
397 / 1
397 / 2
398 / 1
398 / 2
Практическое занятие № 18
Конференция на тему
«РАБОТА УЧИТЕЛЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»
Темы для рефератов-докладов
1. Общие положения о работе учителя-словесника в условиях диалектного окружения.
Литература:
Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974.
Чернышев В.И. В защиту русского слова. Избранные труды. – Т. II. – М., 1970.
2. Интерферирующиеся явления родного говора в области ударного вокализма.
Литература:
Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.
Кудинова Р.В. Обучение фонетике в условиях воронежского диалектного окружения. – Воронеж, 1988.
3. Трудности усвоения предударного вокализма литературного языка.
Литература:
Богачева Р.Ф. О преодолении умеренного яканья в речи учащихся. РЯШ, 1967, № 3.
Херольянц Р.В. Диссимилятивное аканье в речи учащихся и путях его устранения. РЯШ, 1978, № 3.
Кудинова Р.В. Указ. работа
4. Отражение диалектного консонантизма в речи учащихся.
Литература:
Пеньковский А.Б. Лингвистическое обоснование приемов устранения диалектного «г» в речи учащихся. РЯШ, 1967. – № 3.
Шейнина Е.П. Работа над диалектными ошибками учащихся. – М., 1963.
7. Диалектные синтаксические ошибки в речи учащихся.
Литература:
Собинникова В.И., Фетисова К.М. Диалектные синтаксические ошибки устной и письменной речи учащихся в условиях Воронежской области. В сб.: В помощь учителю русского языка. – Воронеж, 1960.
II часть занятия – знакомство с сочинениями учащихся из сельских школ с заданием: определить диалектные ошибки и правильно квалифицировать их.
Сочинения прилагаются.
ЛИТЕРАТУРА
Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В.Колесов, Л.А.Ивашко, Л.В.Капорулина и др.; Под ред. В.В.Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. C. 6-21, 27-28.
Чернышев В.И.. Сокровища родного слова // Избранные труды в 2-х т. Сост. А.М.Иорданский, В.Г.Костомаров, И.Ф.Протченко. Т. 2. - М., 1970.
Аванесов Р.И., Бромлей С.В., Булатова Л.И. и др. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. – М.: «Наука», 1965.
Русская диалектология / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др. / Под ред. П.С. Кузнецова. – Учебное пособие для пединститутов по спец. « 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1973. (с.35-42).
Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 1. Фонетика / Под ред. Р.И.Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№ 40-42.
Чижик-Полейко А.И.Говор села Николаевки Грибановского района Воронежской области // Южнорусские говоры и памятники письменности. Материалы конференции по изучению южнорусских говоров и памятников письменности (6-8 декабря 1962 года). – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1964. – С. 66-76.
Р.В.Кудинова. Обучение фонетике в условиях воронежского диалектного окружения. - Воронеж, 1988.
Герд А.С., Ивашко Л.А., Капорулина Л.В. и др. Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского. - М.: «Высшая школа», 1972.
Парикова Н.Б. Умеренное яканье в тульских говорах // Материалы и исследования по русской диалектологии. Выпуск. II. - М., 1961.
Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. – М.: «Наука», 1999. Богачева Р.Ф. О преодолении умеренного яканья в речи учащихся. РЯШ, 1967, № 3.
Херольянц Р.В. Диссимилятивное аканье в речи учащихся и путях его устранения. РЯШ, 1978, № 3.
Пеньковский А.Б. Лингвистическое обоснование исправления диалектного фрикативного Г в речи учащихся. РЯШ, 1967, №3.
Ващенко А.К. Об изучении категории рода имен существительных в южновеликоруусских условиях. – РЯШ, 1967, № 3.
Рахманина В.И. Диалектные особенности в местоимениях, существительных. – РЯШ, 1971. – № 3.
Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 2. Морфология / Под ред. Р.И.Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986
Шейнина Е.П. Работа над диалектными ошибками учащихся. – М., 1963.
Собинникова В.И., Фетисова К.М. Диалектные синтаксические ошибки устной и письменной речи учащихся в условиях Воронежской области. В сб.: В помощь учителю русского языка. – Воронеж, 1960.
Блинова О.И. Введение в современную региональную лексикологию. Томск, 1975.
Ивашко Л.А. Очерки русской диалектной фразеологии. Л., 1981.
Коготкова Т.С. Русская диалектная лексикология. М., 1979.
Оссовецкий И.А. Лексика современных русских народных говоров. М., 1982.
Жуковская Л.П. Типы лексических различий в диалектах русского языка. «ВЯ», 1957, № 3.
Херольянц Р.В. лексика русских народных говоров. Воронеж, 1975.
Атлас української мови. – Київ: ч. 1 – 1984; ч. 2 – 1988 Текучев А.В. « Основные методики орфографии в условиях местного диалекта», М., 1953.
Денисевич Г.В. « Местные говоры и речь учащихся»
Кожевников Г.В. «Диалектные ошибки учащихся и их исправление», РЯШ, 1951 №3
Котков С.И. «О работе над безударными гласными в корне в условиях орловских говоров», РЯШ, 1951 №3
Малаховский В.А. «К вопросу о влиянии говоров на орфографию школьников», РЯШ, 1946
Малаховский В.А. «Изучение диалектной лексики в сельской средней школе», РЯШ, 1947 №6
Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974.
Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.
Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии. =М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии. – М.: Высшая школа, 1980. – 176 с.
Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. – М.: Просвещение, 1986. – 111 с.
Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 168 с.
Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров. В 2-х ч. – СПб.: Изд-во ИЛИ РАН, 1994. –
Трубинский В.И. Русская диалектология. Говорит бабушка Марфа, а мы комментируем. – М.-СПб.: Академия; филологический факультет СпбГУ, 2004. – 208 с.
Черенкова А.Д. Диалектология. Учебно-методическое пособие по организации и проведению диалектологической практики. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 115 с.
Собинникова В.И. Строение сложного предложения в народных говорах. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1958. – 174 с.
Собинникова В.И. Простое предложение в русских народных говорах. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1961. – 297 с.
Кузьмина И.Б. Синтаксис русских говоров в лингвогеографическом аспекте. – М., 1993.
Лексический атлас русских народных говоров. Пробный выпуск. –
Бромлей С.В., Булатова Л.Н. Очерки морфологии русских говоров. – М.: Наука, 1972. – 448 с.