Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 4



СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ

 

Теоретические вопросы

1. Какие элементы консонантной системы являются общими во всех формах существования русского национального языка?

2. По каким параметрам согласные звуки могут иметь различия в пределах самих диалектных систем и по сравнению с литературным языком?

3. Приведите примеры отличий в количестве согласных в диалектах и литературном языке.

4. Какие согласные звуки русских диалектов могут отличаться от литературных эквивалентов по качеству произношения?

5. Какие отличия от литературного языка наблюдаются в русских диалектах в плане ассимиляции и диссимиляции согласных?

6. Назовите противопоставленные диалектные различия в области согласных, характеризующих севернорусское и южнорусское наречие.

Практические задания

 

Задание 1. Чем отличаются друг от друга следующие слова: [гот] и [γот], [гус’] и [γус’], [ваго'н] и [ваγо'н], [л’агу'шка] и [л’аγу'шка], [ого'н’] и [аγо'н’], [гр’ибы'] и [γр’ибы'].

Задание 2. Как объяснить наличие вариантов согласных в позиции оглушения в следующих словах: [друк] и [друх], [врак] и [врах], [лук] и [лух], [поро'к] и [паро'х], [крук] и [крух].

Задание 3. Какой согласный передаётся в диалектной транскрипции следующими значками: [w], [ў], [у], [х], [в], [ф]. Приведите примеры на каждый случай.

Задание 4. После крещения Руси людям стали присваивать латинские, греческие и древнееврейские календарные имена, фонетическая оформленность которых противоречила славянской фонетической системе. Как объяснить освоение восточными славянами следующих заимствованных имён: Стефан – Степан, Иосиф – Осип, Прокофий – Прокопий, Астафий – Остап, Феврония – Хавронья, Агафон - Гапон.

Задание 5. Приведите примеры всех возможных замен фонемы [ф] в русских народных говорах.

Задание 6. Каким говорам севернорусского и южнорусского наречия свойствен [l], который в конце слова и в положении перед согласным произносится как [ў].

Задание 7.Определите, в каких случаях [ў] стоит на месте [в], а в каких – на месте [l]: воўк, во'ўка, о'ўцы, ўто'рн’ик, па'ўка, поўк, быў, бы'ўшый, заў, за'ўтра.

Задание 8. Назовите диалектные явления в сфере употребления [j] и укажите территорию их распространения: краснаа, хорошаа, добруу, лаэт, добываат, думуут, лаат, лат, пускат, думут, красна.

Задание 9. Почему в следующих словах никогда не происходит утраты [j] в интервокальном положении: моjа', своjа', стоjа'т, вдвоjо'м, в’jут, боjа'цца, угол’jо'.

Задание 10. Посмотрите карты № 45-47 Диалектологического атласа и определите территорию распространения мягкого цоканья, твёрдого цоканья, мягкого чоканья, твёрдого чоканья, а также территорию различения [ч] и [ц].

Задание 11. Посмотрите карты № 48- 52 Диалектологического атласа и определите территорию распространения мягких и твёрдых шипящих, а также территорию соответствий в русских диалектах долгим шипящим.

Задание 12. Определите явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам и укажите территорию их распространения: онна', наzн’н’е', м’е'нный; о'мморок, омморо'з’илс’а, омм’е'н; ско'л’к’а, сzва'н’к’ий (карты № 66-67), пъдzал’х’о'й; до'хтър, хzпе'чкь, хzканба'йну.

Задание 13. Определите диалектную особенность в следующих словах и укажите территорию её распространения (т. 2, карты № 68-69): но'ч’т’а, но'д’и, ру'т’и, вzбо'ч’т’и, т’е'пка.

 

Текст 1

Литература

Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 1. Фонетика / Под ред. Р.И.Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№ 45-69.

Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. – М.: «Наука», 1999. – С. 199-206.

Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 55-82.

Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др.; Под ред. В.В. Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. - С. 49-69.

Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 53-64.

 


Практическое занятие № 5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.