1. Какие элементы консонантной системы являются общими во всех формах существования русского национального языка?
2. По каким параметрам согласные звуки могут иметь различия в пределах самих диалектных систем и по сравнению с литературным языком?
3. Приведите примеры отличий в количестве согласных в диалектах и литературном языке.
4. Какие согласные звуки русских диалектов могут отличаться от литературных эквивалентов по качеству произношения?
5. Какие отличия от литературного языка наблюдаются в русских диалектах в плане ассимиляции и диссимиляции согласных?
6. Назовите противопоставленные диалектные различия в области согласных, характеризующих севернорусское и южнорусское наречие.
Практические задания
Задание 1. Чем отличаются друг от друга следующие слова: [гот] и [γот], [гус’] и [γус’], [ваго'н] и [ваγо'н], [л’агу'шка] и [л’аγу'шка], [ого'н’] и [аγо'н’], [гр’ибы'] и [γр’ибы'].
Задание 2. Как объяснить наличие вариантов согласных в позиции оглушения в следующих словах: [друк] и [друх], [врак] и [врах], [лук] и [лух], [поро'к] и [паро'х], [крук] и [крух].
Задание 3. Какой согласный передаётся в диалектной транскрипции следующими значками: [w], [ў], [у], [х], [в], [ф]. Приведите примеры на каждый случай.
Задание 4. После крещения Руси людям стали присваивать латинские, греческие и древнееврейские календарные имена, фонетическая оформленность которых противоречила славянской фонетической системе. Как объяснить освоение восточными славянами следующих заимствованных имён: Стефан – Степан, Иосиф – Осип, Прокофий – Прокопий, Астафий – Остап, Феврония – Хавронья, Агафон - Гапон.
Задание 5. Приведите примеры всех возможных замен фонемы [ф] в русских народных говорах.
Задание 6. Каким говорам севернорусского и южнорусского наречия свойствен [l], который в конце слова и в положении перед согласным произносится как [ў].
Задание 7.Определите, в каких случаях [ў] стоит на месте [в], а в каких – на месте [l]: воўк, во'ўка, о'ўцы, ўто'рн’ик, па'ўка, поўк, быў, бы'ўшый, заў, за'ўтра.
Задание 8. Назовите диалектные явления в сфере употребления [j] и укажите территорию их распространения: краснаа, хорошаа, добруу, лаэт, добываат, думуут, лаат, лат, пускат, думут, красна.
Задание 9. Почему в следующих словах никогда не происходит утраты [j] в интервокальном положении: моjа', своjа', стоjа'т, вдвоjо'м, в’jут, боjа'цца, угол’jо'.
Задание 10. Посмотрите карты № 45-47 Диалектологического атласа и определите территорию распространения мягкого цоканья, твёрдого цоканья, мягкого чоканья, твёрдого чоканья, а также территорию различения [ч] и [ц].
Задание 11. Посмотрите карты № 48- 52 Диалектологического атласа и определите территорию распространения мягких и твёрдых шипящих, а также территорию соответствий в русских диалектах долгим шипящим.
Задание 12. Определите явления ассимиляции и диссимиляции согласных по говорам и укажите территорию их распространения: онна', наzн’н’е', м’е'нный; о'мморок, омморо'з’илс’а, омм’е'н; ско'л’к’а, сzва'н’к’ий (карты № 66-67), пъдzал’х’о'й; до'хтър, хzпе'чкь, хzканба'йну.
Задание 13. Определите диалектную особенность в следующих словах и укажите территорию её распространения (т. 2, карты № 68-69): но'ч’т’а, но'д’и, ру'т’и, вzбо'ч’т’и, т’е'пка.
Текст 1
Литература
Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 1. Фонетика / Под ред. Р.И.Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№ 45-69.
Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. – М.: «Наука», 1999. – С. 199-206.
Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 55-82.
Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др.; Под ред. В.В. Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. - С. 49-69.
Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник задач и упражнений по русской диалектологии: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 53-64.