Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Среднерусские переходные говоры



По горизонтали     По вертикали   ЗАПАДНЫЕ   ВОСТОЧНЫЕ
ОКАЮЩИЕ   Гдовские, Новгородские Владимиро-Поволжские
  АКАЮЩИЕ       Псковские, Селигеро-Торжковские А Б   В
  Московские Рязанские (север Рязанской области, Егорьевск, Касимов)   Пензенские (Темников, Н.Ломов)

 

Итак, мы рассмотрели две карты диалектного членения русского языка. Они различаются:

1. По исходному материалу: недостаточно полный и собранный неспециалистами в 1915 г. и собранный по строгой сетке квалифицированными специалистами в 1965 г.

2. По принципам выделения наречий и групп говоров: в 1915 г. по одной определяющей черте, в 1964-65 гг. по комплексу диалектных черт, выявленных на основе принципов лингвистической географии.

3. Две карты различаются по количеству и объёму установленных ими единиц диалектного членения

Мы рассмотрели территориальное распределение диалектных явлений и определили основные территориальные диалектные объединения. Следует иметь в виду, что границы территориальных диалектных объединений (групп говоров) не совпадают с границами административных территориальных образований. Часть Ярославской и Костромской областей входят в среднерусские переходные говоры. Если диалект зафиксирован на территории Вологодской области, это не значит, что он относится к Вологодской группе говоров. Отнесенность диалекта надо определять исключительно по наличию противопоставленных диалектных особенностей.

Для примера рассмотрим диалектно-языковую ситуацию на территории Воронежской области. В связи с тем, что состав жителей Воронежского края значительно был пополнен за счет вторичного заселения края в XVII-XVIII вв. из разных мест тогдашней России, воронежские говоры далеко не однородны. Говоры к западу от Воронежа имеют черты Курско-Орловской группы говоров (Острогожского, Репьевского, Нежнедевицкого, Семилукского районов) – диссимилятивное аканье и диссимилятивное яканье.

В Лискинском и Каширском районах выделяется достаточно плотная территория переселенческого населения из Подмосковья, так называемые носители цуканского диалекта, яркой отличительной чертой которых является умеренное яканье. Следы цуканских диалектов наблюдаются и в бассейнах рек Битюга и Осереди, там, где Петр I пытался образовать Дворцовую волость – это сёла современного Бобровского района.

В Панинском и особенно в Аннинском районах живут потомки севернорусских переселенцев, где до сих пор сохраняются остатки оканья, взрывного Г, т – твердый в глаголах 3-го лица: село Бродовое, Новый Курлак, Хлебородное и другие. Встаёт закономерный вопрос, можно ли эти говоры относить к Восточной группе южнорусского наречия? Конечно же, нет, хотя географически они входят в Воронежскую область.

Наиболее многочисленными в Воронежской области являются так называемые талагайские диалекты, которые и составляют принадлежность воронежских диалектов к Восточной группе южнорусского наречия: недиссимилятивное аканье и ассимилятивно-диссимилятивное или сильное яканье, отсутствие перехода Е в О в глагольных формах 3-го лица и другие особенности. Они обнаруживаются по всей территории Воронежской области.

Таким образом, в Воронежской области отчетливо выделяются четыре типа диалектов: талагайский, цуканский, курско-орловский и говоры с севернорусской основой, и намечается 5-й тип, наиболее близкий к литературному языку, так называемый русский тип. Кроме того, большая часть юга Воронежской области заселена украинцами (слобожанские говоры), что составляет уникальность Воронежской области в плане контактирования близкородственных языков, взаимодействия и взаимовлияния их друг на друга.

И из всего этого многообразия только один тип диалекта является носителем языковых черт Восточной группы южнорусского наречия.

 

Вопросы для самопроверки

 

Когда и как создавалась первая карта диалектного членения русского языка?

Кто был её редактором?

Каково значение было для русской диалектологии создание первой диалектологической карты русского языка?

Чем были обусловлены недостатки «Опыта диалектологической карты русского языка в Европе»?

 

Когда и как создавалась вторая диалектологическая карта русского языка?

Под чьим руководством проводилась работа по созданию атласа русских народных говоров и сбору материала для нового диалектного членения русского языка?

Кто составил диалектологическую карту 1965 г.?

Какие диалектные черты легли в основу комплекса противопоставленных диалектных черт севернорусского и южнорусского наречий?

Какие области вощли в состав сернорусского и южнорусского наречий?

Что представляют собой среднерусские переходные говоры в новом диалектном членении?

Чем отличается вторая диалектологическая карта от первой?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

Аванесов Р.И., Бромлей С.В., Булатова Л.И. и др. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. – М.: «Наука», 1965. – С. 227-297.

Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 235-273.

Русская диалектология / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др. / Под ред. П.С. Кузнецова. – Учебное пособие для пединститутов по спец. « 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1973. (с. 237-271).

 

Дополнительная

Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 2. Морфология / Под ред. Р.И.Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№.

Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 133-154.

Захарова К.Ф., Орлова В.Г.Диалектное членение русского языка. Учебное пособие для факультетов русского языка и литературы пед. Ин-тов. – М.: Просвещение, 1970. – 168 с.

Для обязательного конспектирования

Лекция 12

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.