Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ



 

План

1. Категория рода имён существительных в русских народных говорах.

2. Особенности категории числа в русских народных говорах.

3. Склонение имён существительных в русских народных говорах.

4. Диалектные особенности в падежных формах имен существительных:

а) в единственном числе;

б) во множественном числе.

 

Категория рода имён существительных в русских народных говорах

В области категории рода исследователи русских народных говоров отмечают два широко распространённых явления:

– разрушение категории среднего рода;

– многочисленные колебания в роде.

Причиной этих процессов является, видимо, то обстоятельство, что категория рода в языке, в том числе и литературном, незнаменательна. В языке нет семантических оснований для отнесения существительного к тому или иному роду. Если нам понятно, почему существительное мальчик мужского рода, а девочка – женского рода, то совершенно неясно, почему существительное дуб мужского рода, а береза – женского. Кстати, неодушевлённые существительные в других языках имеют другую отнесённость к роду. Недаром М.Ю. Лермонтову пришлось перестроить всю систему образов, чтобы перевести на русский язык стихотворение Гейне «На севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна…». В немецком языке существительное der Fichtenbaum мужского рода.

В русском литературном языке установилась определённая система отнесённости существительных к роду, а в диалектах она может быть другой.

Продемонстрируем общую картину распределения существительных по родам в русских народных говорах материалом из учебника «Русская диалектология» под редакцией профессора П.С. Кузнецова (см. схему 1 и табл. 10).

А Б В Г Д Е Ж
М. р. М. р. М. р. М. р. М. р. М. р. М. р.
 
Ж. р.  
         
Ср. р. Ср. р. Ср. р.   Ср. р.
    Ж. р.  
  Ж. р.  
Ж. р. Ж. р. Ж. р. Ж. р.
                 

Схема 1.Распределение существительных по родам в лингвогеографическом аспекте.

Таблица 10

Комментарий к схеме 1

А Б В Г Д Е Ж
Как в лит. яз (больш. говоров: СРН, СРПГ, ЮРН) ЮРН и СРПГ акающ. гов.: с безуд. оконч. (стадо в ж.р.) Редко к западу от Москвы (Наро-Фоминск, Гжатск, Верея) Медынск. р. Калужск. обл., Приуралье В чист. виде не встречается, но как тенд. к утрате ср. р. отмечена в тамб. го- ворах Как и в груп-пе говоров типа В Средний р. расширен за счет мужского со значением детенышей (теленко, парнишко) в волог. и др. сев.-русских говорах (не очень много)

 

Итак, в большинстве севернорусских говоров, среднерусских и части южнорусских говоров распределение существительных по родам происходит, как и в литературном языке (А).

В части южнорусских говоров и среднерусских акающих говоров существительные среднего рода пополнили состав существительных женского рода с безударным окончанием: большая стадо, сухая лето (Б). Переход существительных среднего рода в женский объясняется в данном случае фонетически: редукция заударного [о] и [а] дает один результат - [а] или [ъ]: [л’е'нтъ] и [л’е'тъ], что приводит к объединению форм по грамматической категории рода.

В южнорусском наречии разрушению категории среднего рода подвергаются и существительные среднего рода с ударным окончанием: плоха'я ружьё, худа'я ведро. Таких говоров достаточно много на территории южнорусского наречия, но, как правило, переход среднего рода в женский обнаруживается только в формах именительного и винительного падежей, а в остальных падежных формах сохраняется склонение по второму типу: из худого ведра, а не из худой ведры. Однако в некоторых южнорусских говорах встречается и полный переход существительных среднего рода в женский: всю лету, сходи за мылой, из худой вядры. Такие говоры отмечают тамбовские диалектологи на территории своей области.

Не менее интересны случаи перехода существительных среднего рода в мужской: мой яйцо. Таких говоров немного. Встречаются они к западу от Москвы (в районе Малоярославца, Наро-Фоминска, Вереи, Гжатска), в Медынском районе Калужской области, а также на территории, где русское население соседствует с нерусским (например, в Приуралье). Есть такие говоры и на территории Воронежской области. Переход имён существительных среднего рода в мужской отмечала в своё время Р.В. Кудинова в с. Можайском Новоусманского района: мълако пракис, нас пастик такой горя, у мине волъс русый, а лисо белый. В 2005 г. нами записано большое количество таких примеров в воронежских говорах с севернорусской основой: ведро принесён (Хлебородное Аннинского района).

Существует несколько способов объяснения такого явления. Наиболее признанным считается морфологический способ С.С. Высотского, а именно: принадлежностью существительных среднего и мужского рода к одному склонению. Тем более что существительные среднего рода в языке используются значительно реже: 16% всех употреблений существительных в речи.

В русских народных говорах наблюдается не только разрушение категории среднего рода, но и многочисленные колебания в роде, которые могут иметь различное происхождение.

1. В одних случаях происходит сохранение архаической формы. Данные истории языка показывают, что существительные колоколо, берёсто в древнерусском языке были среднего рода, что из двух форм ужин и ужина древнее форма ужина, что все названия детенышей были среднего рода: теля, козля, робя. В процессе исторического развития языка последние были оформлены суффиксом мужского рода -ЁНОК(-ОНОК): ребёнок, телёнок. В говорах же они приобрели окончание –О и сохранили первоначальную отнесённость к среднему роду: телёнко, волчонко.

2. Колебания в роде у группы существительных типа печень, скатерть, путь, мышь объясняется тем, что в древности эти существительные относились к одному и тому же типу склонения с основой на *-ǐ (4 скл.) и для их склонения существенным признаком был не род, а словообразовательный суффикс, отсюда путаница в категории рода сохраняется до сих пор.

3. Изменение категории рода может иметь и фонетическое объяснение: у заимствованных слов типа тигр, литр, кадр в конце оказалась труднопроизносимая группа согласных, что вызвало развитие после них окончания
-А: тигра, литра, кадра, ревматизма. Это повлекло за собой переход существительных из состава мужского рода в женский.

В работе с детьми в школе основную проблему составляет разрушение категории среднего рода. При этом лучше использовать, как предлагает А.К. Ващенко, не синтаксический способ определения рода, а морфологический – по окончанию самого существительного.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.