Умеренное яканье. При умеренном яканье характер гласного в первом предударном слоге зависит от качества последующего согласного: перед твердым согласным звуки [e], [o], [a] совпадают в одном звуке [a], перед мягким согласным они совпадают в звуке [и]: б'ада', б'ады', б'аду', но в б'ид'е'; п'ата'к, но п'ит’и' (см. 2-ю колонку таблицы 9). Умеренное яканье распространено главным образом в говорах Тульской области, Калужской и поблизости от Москвы: в Можайском, Верейском, Подольском и др. районах. В Воронежской области оно распространено в говорах переселенцев из Подмосковья (с. Каширское, Коломенское, Московское, Новоусманского района; Нижнемарьино, Тресоруково, Добрино, Рождествено, Давыдовка Лискинского района; Хреновое, Коршево, Чесменка Бобровского района; Криуша Панинского района и др.).
Прежде чем приступить к рассмотрению диссимилятивного яканья, ещё раз вспомним характеристику гласных по ряду и подъёму (см. рис. 1)
Диссмилятивным яканьем называется такой тип предударного вокализма, при котором характер гласного в первом предударном слоге зависит от подъёма гласного звука под ударением. Если под ударением находится гласный верхнего подъема [и], [ы], [у], то в первом предударном слоге звучит [a]. Если же под ударением находится гласный нижнего подъёма [а], то в первом предударном слоге звучит гласный верхнего подъёма [и]: в'ад’и', в'ад'у, но в'ила'; р'ады', в р'аду', р'ад'и'т', но в р'ида'х (см. 3-ю колонку таблицы 9). Потому оно и называется диссимилятивным, что при нем наблюдается расподобление гласного первого предударного слога и ударного гласного с точки зрения подъема.
Отношения между ударными и предударными гласными выстраиваются по принципу весов (см. рисунки 2 и 3)[6].
Ряд
Подъём
Перед-ний
Сред-ний
Зад-ний
Верхний
И
Ы
У
Средний
Е
О
Нижний
А
В 1-м предударном верхний подъём
Под ударением – нижний подъём
Рис. 2. Предударный гласный [и] при ударном [а]
Ряд
Подъём
Перед-ний
Сред-ний
Зад-ний
Верхний
И
Ы
У
Средний
Е
О
Нижний
А
Под ударением - верхний подъём
В 1-м предударном слоге – нижний подъём
Рис. 3. Предударный гласный [а] при ударных [и], [ы], [у].
Это основа диссимилятивного яканья. В зависимости от того, как ведут себя под ударением гласные среднего подъема [о], [е], [ô], [ê], различают в говорах такие подтипы диссимилятивного яканья, как: архаические обоянский (открыт в Курской губернии)изадонский (открыт в Воронежской губернии); щигровский (открыт в Щигровском уезде Курской губернии); суджанский (открыт в Суджанском уезде Курской губернии); мосальский (открыт в Мосальском районе Калужской области); дмитровскийили дмитриевский (омечен возле г. Дмитриева-Льговского Курской области); жиздринский (открыт в Жиздринском уезде Калужской губернии); донской (открыт в русских говорах на Дону).
Диссимилятивное яканье является самым древним, архаическим типом яканья. На его основе в процессе языкового развития постепенно сложились умеренный и сильный типы. Хотя умеренное яканье может быть и другого происхождения, а именно: оно может развиться на базе ёканья.
Зависимость от подъёма гласного обнаруживает и ассимилятивное яканье. Ассимилятивноеяканье – это такой тип предударного вокализма, при котором гласные [е], [о], [а] уподобляются по подъёму гласному, который находится под ударением: если под ударением гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у], то в первой предударной позиции на месте [е], [о], [а] звучит тоже гласный верхнего подъёма [и]: с’илу', б’иды', н’ис’и'. Если под ударением стоит гласный нижнего подъёма [а], то в первом предударном слоге звучит тоже гласный нижнего подъёма [а]: с’ала', б’ада', н’асла' (см. 4-ю колонку таблицы 9).
Ассимилятивное яканье распространено в Рязанской области.
На основе диссимилятивного яканья развилось также яканья ассимилятивно-диссимилятивное. Уже само название подсказывает, что в данном типе яканья на диссимилятивное яканье наслоилась ассимиляция. При ассимилятивно-диссимилятивном яканье в первом предударном слоге звучит [a], если под ударением находится гласный верхнего подъема [и], [ы], [у] (диссимиляция). [a] звучит также и перед ударным [a] (ассимиляция): н'аси, в'аду, н'асла, б'ада. И только перед слогом с ударными гласными среднего подъема [о], [е] в первом предударном слоге может звучать [и]: б'идой, р'ике (см. 5-ю колонку таблицы 9). В зависимости от того, как ведут себя гласные среднего подъёма, различают следующие подтипы ассимилятивно-диссимилятивного яканья: ореховский (возник на основе неизвестного подтипа диссимилятивного яканья), новосёлковский(возник на основе щигровского подтипа диссимилятивного яканья), култуковский (возник на основе мосальского подтипа диссимилятивного яканья), кидусовский (возник на основе суджанского подтипа диссимилятивного яканья), бельский (возник на основе донского подтипа диссимилятивного яканья).
Ассимилятивно-диссимилятивное яканье распространено в Восточной группе южнорусского наречия (на территории Рязанской и Воронежской областей).
Итак, из всех рассмотренных типов яканья самым древним является диссимилятивное, остальные типы представляют собой результат позднейшего языкового развития.
Методический аспект.
Нормой литературного языка является недиссимилятивное аканье. Диссимилятивное, отражающееся в устной речи учащихся, овладевающих нормами русского литературного языка, подлежит исправлению. Следует сказать, что диссимилятивное аканье является достаточно устойчивой произносительной особенностью, которая наблюдается и в речи студентов-филологов, и в речи преподавателей.
После мягких согласных нормой литературного русского языка на месте [е], [о], [а] является произношение [еи]. В то же время в сельской местности в речи учащихся могут наблюдаться различные типы предударного вокализма, в том числе яканья.
Учитель должен учитывать данное обстоятельство и вести систематическую работу по орфоэпическим нормам русского литературного языка в области предударного вокализма как после твёрдых согласных, так и после мягких согласных. С методами и приёмами обучения литературному произношению предударных гласных можно ознакомиться в работах Р.В. Кудиновой (Херольянц), Р.Ф. Богачёвой и др. исследователей (см. журнал «Русский язык в школе» № 3 разных лет издания).
Вопросы для самопроверки
Перечислите противопоставленные диалектные черты в области предударного вокализма, свойственные севернорусскому или южнорусскому наречиям.
Что такое оканье и где оно распространено?
Чем отличается неполное оканье от полного и где оно распространено?
Что такое аканье и где оно распространено?
Чем отличается диссимилятивное аканье от недиссимилятивного и где оно распространено?
Сколько гласных участвуют в формировании предударного вокализма после мягких согласных? Перечислите их.
В чём смысл ёканья, еканья, иканья и яканья и где эти типы предударного вокализма после мягких согласных распространены?
От чего зависит качество предударного гласного на месте [е], [о], [а] при сильном, умеренном, диссимилятивном, ассимилятивном и ассимилятивно-диссимилятивном типе яканья? Где эти типы яканья распространены?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Аванесов Р.И., Бромлей С.В., Булатова Л.И. и др. Русская диалектология / Под ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. – М.: «Наука», 1965. – С. 36-68.
Русская диалектология. Учебник для студентов филологических факультетов высших учебных заведений / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 36-55.
Русская диалектология. Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Колесов, Л.А. Ивашко, Л.В. Капорулина и др.; Под ред. В.В. Колесова. – 3-е издание – М.:, 2006. С. 73-87.
Русская диалектология / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, К.Ф. Захарова и др. / Под ред. П.С. Кузнецова. – Учебное пособие для пединститутов по спец. « 2101 «Русский язык и литература». - М.: «Просвещение», 1973. (с. 42-77).
Герд А.С., Ивашко Л.А., Капорулина Л.В. и др. Русская диалектология / Под ред. Н.А. Мещерского. - М.: «Высшая школа», 1972.- (с. 98-114; 118-119).
Дополнительная
Диалектологический атлас русского языка (Центр Европейской части СССР). Карты. Вып. 1. Фонетика / Под ред. Р.И. Аванесова и С.В. Бромлей. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1986. – Карты №№ 1-8.
Парикова Н.Б. Умеренное яканье в тульских говорах // Материалы и исследования по русской диалектологии. Выпуск. II. - М., 1961.
Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – С. 37-55.
Для обязательного конспектирования
Кудинова Р.В. Обучение фонетике в условиях воронежского диалектного окружения. - Воронеж, 1988. - С. 4-10.
Богачева Р.Ф. О преодолении умеренного яканья в речи учащихся. РЯШ, 1967, № 3.
Херольянц Р.В. Диссимилятивное аканье в речи учащихся и путях его устранения. РЯШ, 1978, № 3.