Слог как сегментная единица есть линейная последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слоговых и неслоговых звуков. Любое изменение одного из звуков приводит к заместительным процессам. Рассмотрим некоторые из описанных Л.Л. Касаткиным таких явлений.
1. Утрата безударного гласного ведет к образованию слоговости сонорного согласного: золто, без памти. Но слоговость согласных для русского языка нехарактерна, и тогда развивается вновь гласный. При этом наблюдаются ошибки и в месте и в качестве исконного гласного. Так можно объяснить словоформы ябълков, ножынцы.
2. Во многих акающих говорах существует тенденция устранять начальные сочетания согласных в слове:
а) на юго-западе путём развития протезы: ирвать, иржать, альняной, аржаной;
б) на юго-востоке начальная группа согласных разделяется эпентезой: съмародина, пъшано, тъварог;
3. Во многих говорах наблюдается второе полногласие: кором, чёлон, дёрен, такого же происхождения современное просторечное пелемени.
Ударение – суперсегментная единица, объединяющая слоги в фонетическое слово. Ударение в русском языке экспираторное (силовое), поэтому в литературном языке самым длительным в слове является ударный гласный (звучность З), менее длительным является 1-й предударный гласный (звучность 2), краткими являются все остальные безударные гласные (звучность I): пъл∆жы'лъ. Таким образом, фонетическое слово в литературном языке строится по схеме 1–2–3–1, где
1 – Ъ;
2 - ∆;
3 - Ы.
В говорах же наблюдается другое соотношение гласных в слове по длительности.
Во многих севернорусских говорах безударные гласные почти не отличаются по длительности: полоте́нце (строится по схеме 2–2–3–2) или пълоте'нцъ (по схеме 1–1–3–1 (рубленая речь)).
В среднерусских говорах гласный 1-го предударного слога может быть равен по длительности ударному гласному (по схеме 1–3–3–1).
В южнорусских говорах при диссимилятивном аканье:
– если под ударением А: винъва'тъ (по схеме 1–1–3–1); если под ударением И, Ы, У, то: пъдари'лъ (по схеме 1–3–3–1) или падар’и’ла (по схеме 2-3-3-2) при слабой редукции.
Диалектные слова от литературных могут отличаться также и по месту ударения: дико́й, холодно́, а также в отдельных грамматических формах: стаканы́, руку́, ничо́го.
Интонация – суперсегментная единица, объединяющая фонетические слова в речевые такты (синтагмы) и речевые такты - во фразы. Наибольшего внимания заслуживает интонация утверждения в большинстве севернорусских говоров.
В литературном языке, среднерусских и южнорусских говорах в повествовательных предложениях тон в центре резко понижается
Отец на работе
В севернорусских говорах в такой фразе интонация близка к вопросительной, но не совпадает с ней – с середины тон повышается, а в конце понижается
Отец на работе
Темп речи: Наиболее быстрый темп речи отмечен в севернорусских говорах с ритмической структурой слова типа 1–1–3–1 и 2–2–3–2. Речь звучит как скороговорка.
Наиболее медленный темп в южнорусских и среднерусских говорах с растяжкой 1-го предударного гласного: ПАрАсЁнАк ф хлЯву пАлАтЕнец сАжрАл. У жителей села Рождествена Лискинского района Воронежской области за медленный темп речи и почти полное отсутствие редукции гласных в слове (по схеме 2-3-3-2) существует дразнилка, присвоенная им жителями окружающих сёл, – «γла-аза-а ло-опну-уть».