Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы расчета показателей, содержащихся в таблице 13 (на примере показателя «Валовая прибыль» – строка 3 таблицы). 8 страница



В ходе SWOT-анализа в рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько лаконичных утверждений-выводов (оценок) по результатам диагностики (этапам процедур и пр.). Эти утверждения обязательно должны быть связаны с конкретными показателями либо свойствами. При этом важно различать сферы «ответственности» отмеченных выше групп. В частности, группы S,W характеризуют процессы и явления на момент анализа (т. е. текущее положение); группы же O, T являются прогнозными характеристиками, причем горизонт прогнозирования в этом случае не может быть слишком далеким.

Именно на основе выводов в последующем формируются рекомендации по основным направлениям оптимизации финансовых результатов субъекта хозяйственной деятельности.

Таким образом, в специальной литературе можно обнаружить немало методик анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности предприятия, каждая из которых, наряду с очевидными положительными качествами, имеет определенные недочеты.

По-видимому, приемлемым вариантом, устраняющим некоторые упущения ряда подходов, может стать вариант комплексной методики анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия, предложенный автором настоящего исследования и включающей подготовительный, аналитический и заключительный этапы.

Особая значимость в подготовительном этапе комплексной методики автором отводится стадии формирования информационной базы анализа финансовых результатов деятельности туристского предприятия, оценки ее соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой информации, от которой напрямую зависит реалистичность аналитического заключения.

Выводы из Главы 1

Проведенное исследование произведений зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области финансового анализа, источников регулятивно-правового и нормативно-справочного характера показывает сложность и многоаспектность феномена финансового результата деятельности предприятия. Несмотря на высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований и источников, следует констатировать, что проблемы анализа финансовых результатов деятельности предприятия далеки от своего окончательного решения.

Обобщение изложенного материала позволяет нам сделать следующие основные выводы:

1. Хозяйствующий субъект создается и функционирует для достижения определенного эффекта. Эффект от деятельности предприятия может быть народно-хозяйственным (социально-экономическим), бюджетным, экономическим (коммерческим) и т. д.

2. Несмотря на обилие научных точек зрения, в современной экономической литературе главным мотивом организации и деятельности коммерческого предприятия считается максимизация прибыли, т. е. достижение определенного экономического эффекта.

3. Экономический эффект– абсолютный показатель результативности деятельности предприятия, измеряемый в денежной оценке. Наиболее общим абсолютным денежным показателем экономического эффекта является прибыль предприятия. Однако характеризуя экономический эффект от деятельности предприятия в конкретном периоде, правильнее говорить о финансовом результате – сумме прибыли или убытка. Показатели финансовых результатов деятельности характеризуют абсолютную и относительную результативность хозяйствования по всем направлениям деятельности фирмы. Анализ финансовых результатов деятельности является обязательным элементом оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта.

4. Выявленная вариативность понимания феномена прибыли кроется в методологической преемственности исследований, регулятивно-правовых и нормативных актов. В настоящее время ведущими концептуальными основами исследования феномена прибыли являются академический, предпринимательский и бухгалтерский подходы.

5. Теоретико-методологической основной методик, процедур и алгоритмов анализа финансовых результатов деятельности туристского предприятия должен быть бухгалтерский подход к прибыли, в соответствии с которым прибыль трактуется как положительная разница между признанными доходами и затратами, отнесенными к отчетному периоду. В этом подходе и элементы доходов, и составные части расходов, относимые к отчетному периоду, механизм и процедура формирования финансовых результатов деятельности предприятия регламентируется специальными нормативными актами. Механизм формирования финансовых результатов деятельности туристского предприятия включает:определение, классификацию, признание, учет, порядок формирования и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах, прибыли и финансовых результатов деятельности предприятия.

5. Система показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия, разработанная и обоснованная автором настоящей монографии, включает в себя: общий финансовый результат деятельности предприятия туриндустрии; ведущие показатели финансовых результатов деятельности туристского предприятия; ключевые показатели финансовых результатов деятельности туристского предприятия; показатели конечного финансового результата деятельности туристского предприятия; абсолютные и относительные показатели. В зависимости от целей и задач анализа, его конкретных условий и других обстоятельств, представленная в монографии система показателей финансовых результатов деятельности предприятия туристской индустрии может быть расширена включением в нее аналитических показателей, используемых зарубежными аналитиками и практиками (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации (EBITDA); прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT); чистая прибыль до уплаты процентов (EBI) и пр.).

6. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности туристского предприятия, по мнению автора монографии, являются: определение и оценка достигнутых показателей финансовых результатов, их состава и структуры; определение и оценка характера и направленности изменений, произошедших за анализируемый период, в показателях финансовых результатов, а также изменений в их составе и структуре; оценка степени соответствия достигнутых финансовых результатов планам (нормативам, прогнозам), а также сравнение достигнутых финансовых результатов со среднеотраслевыми показателями, финансовыми результатами основных конкурентов (финансовыми результатами наиболее эффективного в данном виде деятельности предприятия); выявление факторов изменений, произошедших в состоянии, составе и структуре показателей финансовых результатов предприятия за анализируемый период; выявление тенденций изменений в финансовых результатах туристского предприятия, прогнозирование будущих финансовых результатов; выявление внутрихозяйственных резервов по оптимизации финансовых результатов туристского предприятия (максимизации прибыли; минимизации убытков); выявление основных ограничений (препятствий) возможностей оптимизации финансовых результатов туристского предприятия; выработка и обоснование рекомендаций по оптимизации финансовых результатов туристского предприятия (для внешних пользователей эта задача трансформируется соответственно их целям).

7. Тесно взаимосвязанными составными элементами анализа показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия являются: анализ абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия и анализ относительных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия.

8. Комплексная методика анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия, разработанная и предложенная автором настоящей монографии включает подготовительный, аналитический и заключительный этапы. В подготовительном этапе комплексной методики автором особая роль отводится стадии формирования информационной базы анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия, оценки ее соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой информации. Значимость этой стадии обуславливается ее непосредственным влиянием на качество и реалистичность аналитических процедур и аналитического заключения.

Глава 2. Процедуры анализа финансовых результатов деятельности предприятия туристской индустрии
(на примере ОАО «Пилигрим»)

 

В главе 1 автором на основе исследования трудов ученых и специалистов соответствующей нормативно-правовой базы разработана Комплексная методика анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия (см. рис. 9). Сердцевиной этой методики является аналитический этап, включающий следующие стадии:

1. Общая оценка доходов и расходов туристского предприятия.

2. Анализ выполнения планов (плановых заданий) по абсолютным показателямфинансовых результатов деятельности туристского предприятия.

3. Оценка абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия.

4. Маржинальный анализ прибыли.

5. Анализ качества абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия.

6. Анализ финансовых результатов сегментов бизнеса.

7. Анализ распределения прибыли.

8. Анализ прибыли на одну акцию.

9. Анализ расходов по обычным видам деятельности туристского предприятия.

Достаточно подробно раскрывая каждую из стадий аналитического этапа анализа абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия, автор монографии предпримет попытку описания основных процедур анализа указанных результатов.


2.1. Общая оценка доходов и расходов предприятия
туристской индустрии

Известно, что все финансовые показатели туристского предприятия, в том числе абсолютные показателифинансовых результатов его деятельности зависят от состава, структуры, соотношения доходов и расходов (см. рис. 16).

 

 
 

 


Именно поэтому так важно осуществить реалистичный анализ доходов и расходов. Изучение доходов и расходов предприятия создает условия для всего последующего анализа финансовых результатов деятельности туристского предприятия.

Общая оценка доходов и расходов, на наш взгляд, основывается на построении сравнительных аналитических таблиц, позволяющих выявить структуру доходов и расходов туристского предприятия и направленность их изменений за анализируемый период, основные соотношения доходов, расходов и финансовых результатов, получить ответы на другие важные вопросы.

Информационной базой общей оценки доходов и расходов туристского предприятия является в первую очередь Форма № 2
«Отчет о прибылях и убытках».


Таблица 19

Анализ доходов ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг. (тыс. рублей)

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в итоговом показателе (%)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за анализируемый период
Абсолютные (тыс. рублей) Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г.   Изменения за анализируемый период
Доходы от обычных видов деятельности -121395 82,41 -17,59 14,50 14,98 0,48
Доходы от прочих видов деятельности -842299 79,30 -20,7 85,50 85,02 -0,48
Проценты к получению 428,38 328,38 0,37 1,96 1,59
Доходы от участия в других организациях 343,32 243,32 0,21 0,89 0,68
Прочие доходы -923372 77,16 -22,84 84,92 82,17 -2,75
Итого доходов -963694 79,75 -20,25 -

 

Как видно из таблицы 19 в 2007 г. доходность ОАО «Пилигрим» по всем видам деятельности резко более чем на 20 %, снизилась; совокупные доходы этого предприятия сократились на 963 694 тыс. рублей.

Особенно негативным для ОАО «Пилигрим» явилось сокращение доходов от обычных видов деятельности на 17,59 %. По итогам 2007 г. выручка от продажи продукции составила всего лишь 568 680 тыс. рублей, что на 121 395 тыс. рублей меньше суммы выручки в 2006 г. При этом, можно утверждать, что в натуральном выражении объемы продаж сократились еще больше. Дело в том, что в 2007 г. цены на продукцию предприятия возросли на не менее, чем на 6 %[55]. Между тем, доходы от обычных видов деятельности являются основным, определяющим видом доходов предприятия в нормальных условиях деятельности. Очевидно, что при даже незначительном ухудшении экономической конъюнктуры доходы от обычных видов деятельности анализируемого предприятия сократятся в большей степени.

Одновременно с сокращением доходов от обычных видов деятельности на 20,7 % уменьшилась (на 842 299 тыс. рублей) сумма доходов от прочих видов деятельности. Значительный прирост суммы процентов к получению (на 328,38 % или на 57 118 тыс. рублей) и доходов от участия в других организациях (на 243,32 % или на 23 955 тыс. рублей) не оказал существенного влияния на изменение доходов предприятия.

Структура доходов предприятия не претерпела серьезных положительных изменений. Известно, что наибольший удельный вес в структуре доходов нормально функционирующего предприятия должны иметь доходы от обычных видов деятельности. Однако, несмотря на незначительное увеличение (на 0,48 %), доля доходов от обычных видов деятельности ОАО «Пилигрим» в совокупных доходах не превысила и 15 %. К концу 2007 г. удельный вес доходов от прочих видов деятельности предприятия составил 85,02 %. Таким образом, для предприятия характерна неудовлетворительная структура доходов; основная деятельность не является основным каналом поступления доходов. По-видимому, ОАО «Пилигрим» трансформирует содержание своей деятельности, делая основной упор на инвестиционную и финансовую деятельность[56].

Выявленная направленность подтверждается и сведениями, содержащимися в Отчете о движении денежных средств (форма № 4) анализируемого предприятия за 2007 г. (см. рис. 17).

 

 


Основными факторами изменения суммы доходов ОАО «Пилигрим» явились: сокращение прочих доходов и доходов от обычных видов деятельности, значительные объемы финансовой деятельности, рост цен на производимую продукцию. Очевидно, что анализируемое предприятие свернуло, по крайней мере, одно из ведущих направлений обычных видов деятельности[57].

По-видимому, главными угрозами финансам предприятия являются:

1) консервация неудовлетворительной структуры доходов, дальнейшее свертывание некоторых обычных видов деятельности;

2) снижение конкурентоспособности продукции, предлагаемой ОАО «Пилигрим» потребителям, затруднения с ее сбытом ввиду роста цен на нее и повышенного внимания менеджмента фирмы, прежде всего к финансовой деятельности;

3) резкое сокращение доходов по всем видам деятельности в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, особенно на финансовом рынке.

Сформулированные оценки целесообразно уточнить с использованием других форм финансовой отчетности. Кроме того, было бы правильно осуществить прогнозирование будущих доходов предприятия. При неизменных условиях хозяйствования возможно падение доходов ОАО «Пилигрим» на 20,25 % от суммы, полученной в 2007 г. Таким образом, весьма вероятно, что в 2008 г. доходы предприятия уменьшатся на 768713 тыс. рублей и составят лишь 3027402 тыс. рублей.

Аналогично анализу доходов проводится анализ расходов туристского предприятия. Оценки, на данном этапе, на наш взгляд, следует осуществлять по укрупненным показателям расходов.

Таблица 20

Анализ расходов ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг. (тыс. рублей)

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в итоговом показателе (%)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за период
Абсолютные (тыс. руб.) Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г. Изменения за период
Расходы по обычным видам деятельности -144810 77,93 -22,07 13,81 13,57 -0,24
Расходы по прочим видам деятельности -838473 79,52 -20,48 86,19 86,43 0,24
Проценты к уплате 388,63 288,63 0,58 2,86 2,28
Прочие расходы -918374 77,42 -22,58 85,61 83,57 -2,04
Итого расходов -983283 79,30 -20,70 --

 

Как видно из табл. 20 в 2007 г., совокупные расходы ОАО «Пилигрим» (по всем видам деятельности) резко – (на 20,7 %), сократились. В абсолютном выражении совокупные расходы были уменьшены на 983283 тыс. рублей.

В анализируемом периоде ОАО «Пилигрим» сократило расходы по обычным видам деятельности на 22,07 %. Однако столь значительное снижение указанных расходов не является свидетельством эффективного управления затратами предприятия. Дело в том, что существенное уменьшение расходов по обычным видам деятельности было обусловлено, прежде всего, сворачиванием одного из направлений этой деятельности (предприятие столкнулось с сокращением объемов продаж по выездному туроперированию; в 2007 г. по сравнению с 2006 г. денежные средства, полученные предприятием от покупателей и заказчиков, сократились на 498891 тыс. рублей – с 2882504 тыс. рублей до 2383613 тыс. рублей – см. «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.) и, соответственно, сокращением затрат на осуществление этого вида деятельности (в 2007 г. сократились объемы договоров поставки туристических услуг на выкуп квотных номеров в гостиницах за рубежом и, таким образом, уменьшились связанные с этими договорами расходы).

Как мы видим (см. рис. 18), темпы сокращения расходов по обычным видам деятельности незначительно превысили темпы сокращения выручки от продажи продукции; следователь в действительности сокращение расходов по обычным видам деятельности составило 4,48 %.

 


Расходы по прочим видам деятельности предприятия в 2007 г. сократились на 20,48 %, или на 838473 тыс. рублей. Между тем, в относительных показателях возросли (на 288,63 %), расходы, направленные на выплату процентов; к тому же указанные затраты превысили сумму денежных средств, полученных предприятием в виде процентов на 33072 тыс. рублей (см. рис. 19).

 

 

Структура расходов предприятия не претерпела серьезных положительных изменений. Динамика доходов и расходов по всем видам деятельности ОАО «Пилигрим» в 2006–2007 гг. была отрицательной (см. рис. 20, 21).

 

 

 
 

 

 

 


Итак, проведенный анализ доходов и расходов предприятия позволяет заключить, что в 2007 г. в целом состав, структура и динамика доходов ОАО «Пилигрим» ухудшились. Предприятие сворачивает обычные виды деятельности, меняется содержание его деятельности. Основным каналом притока денежных средств для ОАО «Пилигрим» является финансовая деятельность.

Сокращение расходов по обычным видам деятельности было обусловлено, преимущественно, сокращением спроса на туристский продукт и, соответственно, снижением затрат на его формирование. Расходы, не связанные с обычными видами деятельности, как и в 2006 г., превысили доходы от прочих видов деятельности предприятия, а также доходы от текущей деятельности хозяйствующего субъекта.

На наш взгляд, основными угрозами финансовому состоянию ОАО «Пилигрим» являются:

1. Дальнейшее свертывание основных видов деятельности и, соответственно, уменьшение выручки от реализации продукции. В условиях же неблагоприятной экономической конъюнктуры можно ожидать очень резкого снижения суммы доходов от обычных видов деятельности.

2. Ухудшение структуры доходов, вывод из текущей деятельности предприятия основной массы денежных средств.

3. Снижение конкурентоспособности предприятия (обусловленное недостатками в управлении себестоимостью продукции), затруднения с реализацией туристского продукта, что вызовет дальнейшее сокращение выручки.

4. Неэффективное использование наемных рабочих, занятых обеспечением текущей деятельности предприятия. Последнее вызовет необходимость оптимизации численности персонала и осуществления значительных затрат, связанных с высвобождением наемных работников.

5. Консервация дефицита баланса доходов и расходов по прочим видам деятельности предприятия, что будет способствовать активному оттоку денежных средств.

6. Рост расходов по погашению и обслуживанию займов и кредитов. Кроме того, в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры предприятие будет вынуждено изъять на финансовое обеспечение полученных кредитов и займов дополнительные ресурсы.

7. Деградация финансовой деятельности предприятия в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры (кризис банковской системы и пр.), что купирует основной канал получения денежных средств.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.