Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Маржинальный анализ прибыли



Для обоснования управленческих решений эффективен маржинальный анализ прибыли(анализ безубыточности; анализ содействия доходу; предельный анализ; управление прибылью по системе взаимосвязи между издержками, объемом реализации и прибылью; операционный анализ прибыли в составе маржинального дохода). Методика маржинального анализа базируетсяна изучении и оценке соотношения между тремя важнейшими экономическими показателями, – издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. В основе указанной методики лежит деление затрат хозяйствующего субъекта, включаемых в себестоимость продукции, на постоянные и переменные, а также использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ широко распространен в странах с развитой рыночной экономикой. Как показывает наше исследование, маржинальный анализ позволяет:

· достаточно точно определить влияние факторов на изменение прибыли и на этой почве эффективно управлять процессом ее генерирования, формирования и прогнозирования величины;

· определить критический уровень объема продаж (порог рентабельности), постоянных затрат, а также цены при заданной величине соответствующих факторов;

· установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

· вычислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

· обосновать оптимальный вариант управленческих решений по изменению производственных мощностей, ассортимента продукции, ценовой политики, выбора комбинаций оборудования, технологий производства, приобретения комплектующих деталей и пр. для минимизации затрат и максимизации прибыли.

В ходе маржинального анализа определяются и используется ряд показателей, которые мы рассматриваем ниже.

 

 

Маржинальный доход– это результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат или, иначе разница между выручкой от продажи продукции и переменными издержками (см. рис. 32[67]). Маржинальный доход на единицу продукции – разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее.

Маржинальный доход, или маржа, предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. Сразу же подчеркнем, что корректно вычислить величину маржинального дохода возможно, лишь используя внутреннюю информацию о постоянных и переменных затратах. С точки же зрения внешнего финансового анализа приходится довольствоваться подходом, в соответствии с которым признанные коммерческие и управленческие расходы, амортизация основных средств периода рассматриваются в качестве условно-постоянных. Корректировка же себестоимости в отчете о прибылях и убытках («минус») и валовой прибыли («плюс») на сумму амортизации и прочих общепроизводственных расходов позволяет приблизить полученный результат к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).

Важнейшим понятием концепции маржинального анализа является безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Иными словами, это выручка, достаточная и необходимая для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, продажа которых покроет затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль. Точка безубыточности (порог рентабельности; безубыточный объем продаж; критический объем продаж; мертвая точка; критическая точка; точка самоокупаемости) и будет соответствовать такому объему продаж, при котором предприятие покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли.

Критический объем продаж возможно определить двумя способами: аналитическим и графическим. При определении точки безубыточности в натуральном выражении аналитическим способом используются формулы:

 

 
 


(29)

или

 
 


(30)

 

где Вкр – критический объем продаж (точка безубыточности) в натуральном выражении;

ПЗ – постоянные затраты;

Цi – цена единицы продукции;

ПРi –переменные затраты на единицу продукции;

МДi – маржинальный доход на единицу продукции.

 

В формуле (30):

 

МДi = Цi – ПРi(31)

 

Определение безубыточного объема продаж в стоимостном выражении осуществляется следующим образом:

 

 
 


(32)

 

где Вкр – критический объем продаж (точка безубыточности) в денежном выражении;

ПЗ – постоянные затраты;

ДМП – доля маржи покрытия в выручке (отношение маржи покрытия МП к выручке (нетто) Вр. В свою очередь маржа покрытия определяется как разница между выручкой (нетто) Вр и переменными затратами на весь выпуск продукции ПР).

Еще одним вариантом определения порога рентабельности является следующий:

 
 


(33)

 

где Вкр – критический объем продаж (точка безубыточности) в денежном выражении;

ПЗ – постоянные затраты;

Кмд – коэффициент маржинального дохода (коэффициент покрытия постоянных расходов) – коэффициент демонстрирующий его долю в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия). Для определения этого коэффициента используют формулу:

 

 
 


(34)

 

где Кмд – коэффициент маржинального дохода;

МД – маржинальный доход;

Вр – выручка (нетто) от реализации продукции, работ, товаров, услуг.

Очень важно помнить, что увеличение коэффициента маржинального дохода признается положительной тенденцией, если происходит увеличение доли прибыли в структуре маржинального дохода.

Запас финансовой устойчивости (зона безопасности (безубыточности); зона прибыли; запас финансовой прочности; запас прочности) – разность между объемом реализованной продукции (планируемым объемом) и критическим объемом продаж. Запас финансовой устойчивости показывает, на сколько процентов фактический (возможный, планируемый) объем производства выше критического (т. е. при котором прибыль равна нулю), т. е. насколько процентов предприятие может снизить объем реализации без угрозы финансовому положению. Чем больше эта зона, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Определение запаса финансовой устойчивости (зоны безопасности) аналитическим способом (этот показатель можно определить и графическим методом) применяется несколько формул:

по стоимостным показателям в процентном выражении:

 

 
 


(35)

 

в денежном выражении:

 

ЗФУ = Вр – Вкр(36)

 

где Вр – выручка (нетто) от реализации продукции, работ, товаров, услуг;

Вкр – критический объем продаж (точка безубыточности) в натуральном выражении.

 

Графическое определение точки безубыточности и зоны безопасности достаточно трудоемко и заключается в построении специального графика (см. рис. 33), на котором по оси абсцисс фиксируется объем производства продукции в стоимостном или натуральном выражении, по оси ординат – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику (см. рис. 33) можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль и при каком предприятие лишится прибыли. Можно также определить точку безубыточности и зону безопасности[68].

В примере, представленном на рис. 33 точка безубыточности оказалась на уровне 50 % возможного объема продаж, что соответствует 500 шт. или 10 млн. руб. выручки. Зона финансовой устойчивости составляет 50 %, т.е. 500 шт. изделий.

Как мы видим из представленных выше формул и графика, прибыль, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. Иными словами, ведущими детерминантами уровня безубыточности и запаса финансовой устойчивости являются:

· изменение цены изделия;

· изменение уровня переменных затрат в единице реализованной продукции;

· изменение постоянных затрат.

Однако, так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, все факторы, которые влияют на мертвую точку, влияют и на прибыль.

 
 

 


Еще одним важным понятием маржинального анализа является «операционный рычаг» (производственный рычаг; операционный леверидж; производственный леверидж[69]). Напомним, что леверидж – показатель, характеризующий зависимость между потенциальными условно-постоянными затратами и прибылью. В зависимости от того, какие условно-постоянные затраты (материальные или финансовые) рассматриваются, выделяют леверидж операционный (или производственный) и финансовый. Итак, взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, описывается с помощью показателя «леверидж».

Операционный леверидж – доля материальных (нефинансовых) условно-постоянных затрат в общих затратах. Чем выше доля таких затрат, тем в большей степени варьируется показатели прибыли до уплаты налогов и чистой прибыли, тем выше производственный риск, что снижает финансовую устойчивость предприятия. Оценка операционного левериджа позволяет выяснить степень чувствительности прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции влечет существенное изменение прибыли. Отметим, что более высокий уровень производственного левериджа по сравнению с другими предприятиями имеют фирмы с высоким уровнем технической оснащенности производства, т.к. при росте уровня технической оснащенности возрастает доля постоянных расходов и, соответственно, уровня производственного левериджа. С ростом же операционного левериджа увеличивается степень риска недополучения прибыли, необходимой для возмещения условно-постоянных затрат.

Следовательно, при оценке операционного рычага необходимо исходить из того, что:

1) высокая доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о высоком уровне операционного риска;

2) повышение уровня технической оснащенности сопровождается ростом операционного левериджа и, соответственно, операционного риска;

3) для предприятия с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изменение объема производства может привести к существенному изменению операционной прибыли.

Существуют три ведущих подхода к определению уровня производственного левериджа:

1) доля материальных условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат (что равносильно соотношению условно-постоянных и переменных затрат);

2) отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах;

3) отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным производственным затратам.

Наибольшее распространение, как мы сумели выяснить, получил второй подход, при котором уровень производственного левериджа рассчитывается по формуле:

 
 


(37)

 

 

где ΔПр% – темпы прироста прибыли от основной деятельности (прибыли до вычета налогов и процентов);

ΔОПрнв% –темпы прироста объема продаж в натуральном или стоимостном выражении.

 

Признано, что у предприятия, имеющего высокий (возрастающий) уровень производственного левериджа, больше доля постоянных затрат, выше безубыточный объем продаж и меньше зона безопасности (запас финансовой устойчивости). Подчеркнем, что в данном случае важны не собственно значения операционного левериджа, сколько его темповые показатели.

Особую ценность для анализа имеет показатель «сила воздействия операционного рычага (коэффициент операционного рычага)». Этот показатель демонстрирует, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль, т. е. характеризует степень предпринимательского риска, связанного с анализируемым предприятием: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше деловой риск, более вариативны финансовые результаты. Сила воздействия операционного рычага рассчитывается с использованием формулы:

 
 


(38)

 

где МД – маржинальный доход;

Ппр –прибыль от продаж.

Критический объем продаж, операционный рычаг, запас прочности – показатели взаимосвязанные. При определенном (критическом) объеме продаж уравновешиваются выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и совокупные затраты на производство и реализацию созданных экономических благ. Величина, на которую не совпадают годовой объем продаж и критический объем продаж, составляет запас прочности; этот показатель, как уже отмечалось, рассматривается как показатель риска. В тех случаях, когда объем продаж уравновешивается с запасом финансовой устойчивости, финансовый результат, – прибыль от продаж, – будет нулевым. Далее же, при снижении объемов продаж, финансовым результатом будет убыток. Чем ниже запас прочности предприятия, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и, соответственно, получить убыток при сокращении объема продаж.

Снижение же зоны прибыли (запаса прочности) детерминировано ростом условно-постоянных затрат в расчете на единицу выпускаемой продукции. Иначе говоря, изменение постоянных затрат в сторону повышения не соответствует изменению объема продаж, т.е. является экономически необоснованным.

При рассмотрении взаимосвязи между указанными показателями как линейной оказывается, что запас прочности – величина обратная показателю операционного рычага. Значит, увеличение операционного рычага свидетельствует об усилении риска, обуславливаемого нерациональной структурой затрат при определенном (данном) объеме продаж.

Особенностью расчета и анализа ведущих показателей, применяемых в маржинальном анализе является то, что, как отмечает Е.И. Бородина, они дают «достаточно точную картину», если осуществляются по отношению к релевантному периоду, в рамках которого затраты не «меняют своего поведения»[70]. Однако же годовой период таковым не является. Тем не менее, в практике финансового анализа нередки случаи применения маржинального анализа для оценки финансовых результатов хозяйствующего субъекта на годовом временном интервале.

Для оценки финансовых результатов можно рекомендовать, прежде всего, исследование состава, структуры и динамики маржинального дохода (см. табл. 35) и оценку тенденций формирования прибыли от продаж (табл. 36).


Таблица 35

Анализ состава, структуры и динамики маржинального дохода
туристского предприятия (2006–2007 гг.)

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в общей сумме маржинального дохода (%)
2006 г. 2007 г. Изменения за отчетный период
Абсолютные Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г. Изменения за 2007 г.
Маржинальный доход                
  В т.ч.                
Постоянные расходы                
Прибыль от продаж                

 

Примечание: Маржинальный доход возможно определить как разницу между выручкой от реализации и уточненной («очищенной») себестоимостью (за минусом амортизации и прочих общепроизводственных расходов). Постоянные затраты включают управленческие и коммерческие расходы, амортизацию и прочие общепроизводственные расходы.

 

В целом можно констатировать высокую ценность маржинального анализа в анализе финансовых результатов. Однако эта ценность не ограничивается отмеченным нами выше показателями. Маржинальный анализ, особенно в контексте безубыточности, важен для управления прибылью с точки зрения оптимизации затрат, прогнозирования целесообразного объема производства, определения конкретной цены изделия и пр. График безубыточности позволяет измерять влияние управленческих решений (о расширении производственных мощностей, выводе на рынок новых продуктов, изменении ассортимента продукции и пр.) на финансовый результат.


Таблица 36

Оценка тенденций формирования прибыли от продаж
туристского предприятия (2006–2007 гг.)

№ п/п Показатель 2006 г. 2007 г. Изменение
Выручка от реализации продукции (тыс. руб.)      
Переменные затраты (тыс. руб.)      
Маржинальный доход (тыс. руб.)      
Постоянные расходы, всего (тыс. руб.)      
  В т.ч. 4.1. Амортизация (тыс. руб.)      
  4.2. Прочие общепроизводственные расходы (тыс. руб.)      
  4.3. Коммерческие расходы (тыс. руб.)      
  4.4. Управленческие расходы (тыс. руб.)      
Прибыль от продажи (п. 3 – п. 4; тыс. руб.)      
Коэффициент покрытия постоянных расходов (п. 3 : п. 1)      
Критический объем продаж (п. 4 : п. 6; тыс. руб.)      
Соотношение критического объема продаж и выручки от реализации (п. 7 : п.1)      
Операционный рычаг, сила воздействия (п. 3 : п. 5)      
Зона прибыли (%; (п. 1 – п. 7) : п. 1 x 100)      

 

Расчет необходимого объема продаж, обеспечивающего предприятию получение заданной величины прибыли базируется на положении о том, что в точке окупаемости выручка от продажи покрывает затраты. Таким образом, в точке безубыточности прибыль от продаж равна нулю. Следовательно, для прогнозирования объема продаж необходимо учесть планируемую прибыль. Итак, объем продаж, обеспечивающий предприятию получение заданной величины прибыли, определяют следующим образом:

 

 
 


(39)

 

где Вн – объем реализации, обеспечивающий предприятию получение заданной величины прибыли в натуральном выражении;

ПЗ – постоянные затраты;

Пн – запланированная (нормативная; целевая; необходимая) прибыль;

Цi – цена единицы продукции;

ПРi –переменные затраты на единицу продукции;

МДi – маржинальный доход на единицу продукции.

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж. Суть расчетов в этом случае заключается в определении максимально допустимой величины постоянных затрат, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Очевидно, когда постоянные затраты превысят этот уровень, производство станет убыточным.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж определяется по формуле:

 

ПЗкр = В × (Цi – Прi) = В × МДi(40)

 

где ПЗ – критический уровень постоянных затрат;

В – объем реализации в натуральном выражении.

 

Критический уровень цены (Цкр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 
 


(41)

 

 

Ко всему прочему, маржинальный анализ дает возможность определить критический уровень переменных затрат на единицу продукции для получения некоторой суммы целевой прибыли; срок окупаемости постоянных затрат; объем реализации продукции, дающий одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений; объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.