По общему признанию ученых и специалистов особую значимость в анализе результативности функционирования предприятия имеет этап оценки финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Основным содержанием этого этапа, как показало наше исследование, является анализ величины, состава, структуры и структурной динамики (вертикальный анализ; горизонтальный анализ; анализ абсолютных показателей; анализ относительных показателей) и факторный анализ ключевых абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности предприятия туристской индустрии. Кроме того, в том случае, если аналитику позволяет информационная база, на этом этапе целесообразно провести трендовый и сравнительный анализ ключевых абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия.
Оценка ключевых абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности туристского предприятия может осуществляться с различной степенью детализации (последнее детерминируется целями и задачами анализа, сформированной информационной базой, квалификацией аналитика и прочими условиями анализа).
Автор настоящей монографии полагает, что рассматриваемый этап анализа целесообразно начинать с наиболее общей оценки ключевых абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия, постепенно углубляя исследование процедурами изучения конкретных показателей финансовых результатов. Информационной базой на этой стадии служит Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Для осуществления анализа в рамках указанной стадии целесообразно сформировать соответствующую сравнительную аналитическую таблицу (см. табл. 22).
Таблица 22
Вариант общей оценки ключевых абсолютных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «Пилигрим» (2006–2007 гг.)
№ п/п
Показатель
Величина показателя (тыс. руб.)
Удельный вес (доля) показателя в сумме базового показателя (%)
За 2006 г.
За 2007 г.
Изменения за анализируемый период
Абсолютные (тыс. рублей)
Относительные (%)
Темп прироста (%)
2006 г.
2007 г.
Изменения
за период
Прибыль
от продаж
168,95
68,95
375,29
200,35
-174,94
Прибыль до налогообложения
316,48
216,48
100,0
100,0
-
Чистая прибыль
1855,18
1755,18
7,15
41,91
34,76
Как мы видим (см. табл. 22, рис. 23), в анализируемом периоде сумма всех исследуемых видов прибыли ОАО «Пилигрим» существенно возросла. Особенно высокими темпами (1755,18 %) росла прибыль до налогообложения, достигнув к концу периода суммы, равной 12003 тыс. рублей (в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась на 11356 тыс. рублей).
Прибыль до налогообложения увеличилась на 216,48 % (на 19589 тыс. рублей), достигнув к концу периода суммы, равной 28638 тыс. рублей. Таким образом, прирост чистой прибыли был вызван, главным образом приростом прибыли до налогообложения. Однако еще большее наращивание чистой прибыли было блокировано увеличением расходов по обязательным платежам, штрафам, пени на сумму 19589 тыс. рублей (отрицательное сальдо штрафов, пени, неустоек признанных или по которым получены решения суда об их взыскании составило 1203 тыс. рублей).
Доля чистой прибыли (см. рис. 24, 25) в прибыли до налогообложения возросла в 5,86 раз и достигла 41,91 %. Однако подобная структура прибыли до налогообложения свидетельствует о чрезвычайно высоких суммах выплат предприятия в виде процентов, налогов, экономических санкций, и не может быть признана удовлетворительной.
Значительное увеличение сумм экономических санкций и налоговых выплат свидетельствует о серьезных недостатках в финансовой деятельности предприятия (в том числе – о возможной неспособности финансовой службы оптимизировать налогообложение туристского предприятия). Для корректных заключений при наличии соответствующих данных, следует обязательно проанализировать величину, состав, структуру и динамику обязательных платежей предприятия, а также штрафов, пени, неустоек.
Прибыль от продаж ОАО «Пилигрим» в 2007 г. достигла суммы 57375 тыс. рублей, увеличившись на 23415 тыс. рублей (на 68,95 %). Эта прибыль составила преобладающую долю в прибыли до налогообложения (200,35 %), хотя ее удельный вес и сократился на 174,94 %. Следовательно, и в 2006 г., и в 2007 г. прочие расходы предприятия превышали прочие доходы хозяйствующего субъекта. ОАО «Пилигрим» теряет прибыль от продажи продукции, покрывая этой прибылью отрицательное сальдо прочих доходов и расходов.
Завершить исследование ключевых показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия следует (если это позволяет сформированная информационная база) трендовым и сравнительным анализом. Эти виды анализа будут применены нами далее при оценке конкретных абсолютных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «Пилигрим». Здесь мы остановимся лишь на трендовом анализе штрафов, пени, неустоек, уплаченных указанным предприятием (см. рис. 26).
Рис. 26. Динамика и прогноз признанных (или по которым получены решения суда) штрафов, пени, неустоек, уплаченных ОАО «Пилигрим» в 2006–2007 гг. (тыс. руб.)
Как мы видим (рис. 26), при сохранении сложившихся в 2007 г., в 2008 г. условий хозяйственной деятельности, можно прогнозировать сумму штрафов, пени, неустоек, которые будут уплачены ОАО «Пилигрим», на уровне 2007 г.
Таким образом, проведенный анализ некоторых ключевых абсолютных показателей результатов деятельности предприятия позволяет заключить, что в 2007 г. для ОАО «Пилигрим» была характерной позитивная динамика основных видов прибыли и их структуры.
Однако, несмотря на положительные сдвиги, структура прибыли до налогообложения остается неудовлетворительной: в ней сохраняется низкий удельный вес чистой прибыли и очень велика доля процентных и налоговых платежей, экономических санкций. Значительная часть прибыли от продаж идет на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов и расходов.
На наш взгляд, основными угрозами для финансового состояния и результатов деятельности ОАО «Пилигрим» являются:
1. Сохранение неудовлетворительной структуры прибыли до налогообложения, влекущее значительные потери чистой прибыли.
2. Дальнейший рост сумм экономических санкций, обусловленный серьезными недостатками в финансовой деятельности предприятия.
3. Сохранение суммы налоговых выплат на прежнем уровне и даже ее увеличение ввиду неэффективной политики в области налогообложения.
4. Неэффективное формирование прибыли до налогообложения, обусловленное необходимостью покрытия значительной частью прибыли от продаж отрицательного сальдо прочих доходов и расходов.
5. Общее ухудшение величины, состава, структуры и динамики финансовых результатов в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, которые усилят влияние на финансовое состояние предприятия выявленных угроз.
2.4. Оценка величины, состава, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов деятельности предприятия туристской индустрии без преобразования «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2)
Условия проведения анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия (прежде всего, время, отводимое для анализа, компетентность аналитика и пр.) могут потребовать оценки указанных результатов на базе вертикального, горизонтального и факторного анализа «Отчета о прибылях и убытках» без его преобразования[63]. В этом случае целесообразно сформировать специальную сравнительную аналитическую таблицу (см. табл. 23).
На наш взгляд, оценка величины, состава, структуры и динамики абсолютных показателейфинансовых результатов деятельности предприятия без преобразования «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2), хотя и имеет определенную аналитическую ценность, все-таки не позволяет делать глубокие обобщения и заключения. Кроме того, ввиду значительного количества информации, содержащейся в табл. 23, высока вероятность того, что в суждения аналитика могут закрасться некоторые неточности и даже ошибки.
Таблица 23
Пример построения сравнительной аналитической таблицы для оценки состава, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов деятельности ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг. без преобразования «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2)
№ п/п
Показатель
Величина элемента (тыс. руб.)
Удельный вес (доля) показателя в сумме прибыли до налогообложения (%)
За 2006 г.
За 2007 г.
Изменения за период
Абсолютные
Относительные (%)
Темп прироста (%)
2006 г.
2007 г.
Изменения за период
Выручка (нетто) от продажи
продукции
-121395
82,41
-17,59
7625,98
1985,75
- 5640,23
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
(538629)
(387599)
-151030
71,96
-28,04
-5952,35
-1353,44
- 4598,91
Валовая прибыль
119,56
19,56
1673,62
6323,31
4649,69
Коммерческие расходы
(30260)
(15140)
-15120
50,03
-49,97
-334,40
-52,87
-281,53
Управленческие расходы
(87226)
(108566)
124,46
24,46
-963,92
-379,10
-584,82
Прибыль от продаж
168,95
68,95
375,29
200,35
-174,94
Прочие доходы
и расходы
Проценты
к получению
428,38
328,38
192,22
260,19
67,97
Проценты к уплате
(27683)
(107584)
388,63
288,63
-305,92
-375,67
69,75
Доходы
от участия в других организациях
343,32
243,32
108,80
118,02
9,22
Прочие доходы
-923372
77,16
-22,84
44673,39
108915,15
64241,76
Прочие расходы
(4066962)
(3148588)
-918374
77,42
-22,58
-44943,77
-10994,44
-33949,33
Прибыль до налогообложения
316,48
216,48
-
Текущий налог
на прибыль
(7278)
(13541)
186,05
86,05
-80,43
-47,28
-33,15
Условный расход, штрафы, пени
(1124)
(3094)
275,27
175,27
-12,42
-10,80
-1,62
Чистая прибыль
1855,18
1755,18
7,15
41,92
34,75
Примечание: В Отчете о прибылях и убытках анализируемого общества величина себестоимости проданных товаров, продукции, услуг равна сумме материальных затрат, отраженных в Приложении к бухгалтерскому балансу.
Если же аналитик избирает именно этот подход, для анализа абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия особенно важно выбрать тот показатель прибыли, структура которого будет исследоваться: ведь в зависимости от этого выбора будут формироваться и умозаключения. В нашем примере этот показатель – прибыль до налогообложения.
Наконец, как мы полагаем, указанную таблицу можно дополнить еще одной колонкой, в которой будут фиксироваться результаты расчетов, проводимых в процессе факторного анализа. Выявление влияния конкретных факторов на изменение прибыли до налогообложения (или иного показателя, выбранного для структурного исследования) можно осуществить на основе соотнесения абсолютных изменений за отчетный период конкретных элементов сравнительной аналитической таблицы и суммы прибыли до налогообложения (или иного показателя, структура которого изучается) на начало анализируемого периода. При этом если изменение показателя способствует увеличению прибыли до налогообложения, считается, что фактор оказал положительное влияние. Напротив, когда фактор приводит к сокращению прибыли до налогообложения, воздействие его рассматривается как отрицательное. Для примера выявим влияние на прибыль до налогообложения ОАО «Пилигрим» изменения управленческих расходов и изменения выплат процентов.
1. Влияние увеличения суммы управленческих расходов на величину прибыли до налогообложения ОАО «Пилигрим»:
(21340 : 9049) Х 100 % = 235,83 %(10)
Таким образом, влияние увеличения суммы управленческих расходов на величину прибыли до налогообложения ОАО «Пилигрим» составило: – 235,83 %.
2. Влияние увеличения суммы выплат процентов на величину прибыли до налогообложения ОАО «Пилигрим»:
(79901 : 9049) Х 100 % = 860,88 %(11)
Таким образом, влияние увеличения суммы выплат процентов на величину прибыли до налогообложения ОАО «Пилигрим» составило: – 860,88 %.
Расчеты, проведенные в ходе факторного анализа, позволят выявить те факторы, которые оказали на прибыль до налогообложения (другого исследуемого показателя) решающее влияние. Дальнейшая детализация выводов и оценок может быть осуществлена на основе анализа отдельных финансовых результатов и факторов, вызвавших их изменение анализируемом периоде.