Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ качества показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия



Понятие «качество прибыли» является достаточно распространенным в научной литературе, посвященной финансовому анализу. Вместе с тем, можно определенно утверждать, что консенсус среди специалистов относительно сущности и содержания феномена качества прибыли отсутствует. Более того, не будет преувеличением сказать, что проблема качества прибыли, ее показателей, методик оценки относится к числу наименее разработанных в финансовом анализе.

Одни специалисты качество прибыли сводят к проблеме достоверности бухгалтерской отчетности. Другие авторы считают, что качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли субъекта хозяйственной деятельности[71]. Наконец, третьи – под качеством прибыли подразумевают ее содержание, характер формирования под воздействием различных факторов.

Но даже в рамках выделенных подходов нет единства. Дело в том, что с точки зрения ряда специалистов при рассмотрении качества прибыли необходимо вести речь лишь об операционной прибыли. Им противостоят те, кто считает, что необходимо рассматривать показатели финансовых результатов. В частности, Е.И. Бородина пишет: «Представляется, что качество прибыли – это характеристика факторов формирования показателей финансовых результатов, имеющих и не имеющих количественного измерения, обусловленных управленческими решениями в области маркетинга, производственного и финансового менеджмента»[72].

Любой из указанных подходов имеет свои преимущества и недостатки. В частности, подход к характеристике качества прибыли с позиции только достоверности источников информации представляется слишком зауженным. Однако понятно, что и указанное относится к числу критериев качества прибыли: ведь одно дело, если формирование прибыли действительно отражает эффективность хозяйственной деятельности предприятия и совершенно по-другому будет оцениваться качество прибыли, когда она является результатом манипулирования бухгалтерскими методами, искажений и неточностей.

Точка зрения, заключающаяся в том, что главным для понимания феномена качества прибыли является акцент на операционной прибыли, также относится к числу несколько зауженных. Причина этого заключается в следующем. Для ряда стейкхолдеров решающее значение имеет вовсе не операционная прибыль, а чистая прибыль. Однако чистая прибыль формируется не только за счет прибыли от продаж. В таком случае ключом к пониманию качества прибыли становится именно структура источников формирования конкретного финансового результата, а вовсе не исключительно операционной прибыли.

Но и расширительная трактовка качества прибыли – с позиции показателей финансовых результатов – имеет некоторые изъяны. Самый главный из них – трудность определения критериев и конкретных показателей а, следовательно, отсутствие четких методик и, соответственно, субъективизм в оценках.

Исходя из сказанного выше, легко придти к заключению о том, что объектом анализа качества прибыли могут быть все финансовые результаты и все стадии формирования финансовых результатов. Мы исходим из того, что все подходы могут и должны использоваться при анализе качества прибыли. Однако так как разные группы пользователей финансовой информацией преследуют разные цели, то и объект анализа определяется конкретно в каждом случае. В частности, если речь идет о качестве операционной прибыли, то можно с уверенность говорить о том, что ее высокое качество характеризуется ростом объема производства, снижением операционных затрат, снижением себестоимости продукции. Показателями же низкого качества указанной прибыли является увеличение себестоимости продукции, рост цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова отмечают[73], что качество операционной прибыли можно рассматривать и с учетом следующих аспектов:

· процентной ставки по кредитам (чем она ниже, тем выше качество прибыли);

· состояние расчетов с кредиторами, которое характеризуется отношением просроченной задолженности к общей величине этой задолженности (чем меньше это отношение, тем выше качество прибыли);

· уровень рентабельности продаж (отношение чистой прибыли к объему реализации) – повышение рентабельности продаж свидетельствует о высоком качестве прибыли;

· коэффициент достаточности прибыли – если организация имеет рентабельность выше отраслевой, то качество прибыли высокое;

· структура рентабельности по видам продукции – повышение доли высокорентабельных изделий свидетельствует о высоком качестве прибыли.

Очевидным представляется и то, что при анализе качества прибыли должны учитываться самые разнообразные нюансы:

· динамика структуры источников формирования финансовых результатов;

· бухгалтерская учетная политика и оценка роли бухгалтерских методов в формировании указанных результатов;

· налоговая учетная политика и влияние налоговых платежей на чистую прибыль;

· роль производственных факторов формирования прибыли от продаж, стабильность этой прибыли как главного элемента общей суммы прибыли;

· результаты маржинального анализа и пр.

Однако информационная база внешнего финансового анализа резко сужает возможности глубокого анализа качества прибыли туристского предприятия. Именно поэтому мы со своей стороны можем рекомендовать систему количественных показателей качества показателейфинансовых результатов туристского предприятия для внешнего финансового анализа (см. рис. 34).

 

 
 

 

 


Раскроем систему показателей, представленную на рис. 34.

1. Качество валовой прибыли туристского предприятия:

а) «устойчивость коэффициента (нормы) валовой прибыли туристского предприятия»:

КВПрАП ≥ КВПр3 ≥ КВПр2 ≥ КВПр1 (42)

 

где КВПр1, КВПр2, КВПр3 – коэффициенты (нормы) валовой прибыли предшествующих периодов, определяемые по формуле (12);

КВПрАП – коэффициент (норма) валовой прибыли в анализируемом (отчетном) периоде; указанный коэффициент определяется по формуле (12).

 

Очевидно, что при соблюдении указанного неравенства (42), для предприятия будет характерным постоянный рост объемов продаж, выручки от реализации продукции, снижение себестоимости последней и, соответственно, устойчивый прирост доли валовой прибыли в выручки от продаж. Все указанное будет свидетельствовать о высоком качестве валовой прибыли.

б) «индикатор качества валовой прибыли туристского предприятия»:

ТВПр ≥ ТВр > ТС, при ТВПр, ТВр > ТПрЦ (43)

 

где ТВПр – темп прироста валовой прибыли туристского предприятия в анализируемом периоде; указанный показатель определяется по формуле (5);

ТВр – темп прироста выручки от реализации продукции;

ТС – темп прироста себестоимости туристского продукта;

ТПрЦ – темп прироста цен в экономике страны.

 

Соблюдение неравенства (43), свидетельствует о том, что объемы продаж туристского предприятия выросли; выручка от реализации продукции туристского предприятия превысила темпы инфляции и темпы прироста себестоимости продукции, а значит, рост цен продукции не явился главным фактором изменения суммы выручки (в этом случае речь идет об экономии, обусловленной относительным снижением себестоимости проданной продукции). В совокупности с указанным, превышение темпов прироста валовой прибыли над темпами прироста выручки от реализации продукции свидетельствует об улучшении качества валовой прибыли туристского предприятия.

 


в) «устойчивость темпов прироста валовой прибыли туристского предприятия»:

ТВПрАП ≥ ТВПр3 ≥ ТВПр2 ≥ ТВПр1 > 0 (44)

 

где ТВПр1, ТВПр2, ТВПр3 – темп прироста валовой прибыли предшествующих периодов;

ТВПрАП – темп прироста валовой прибыли в анализируемом (отчетном) периоде.

 

Соблюдение неравенства (44) свидетельствует о том, что темп прироста валовой прибыли устойчив и, соответственно, демонстрирует высокое качество валовой прибыли, полученной в анализируем периоде.

2. Качество прибыли от продаж туристского предприятия:

а) «устойчивость показателя соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия»:

КПрпАП ≥ КПрп3 ≥ КПрп2 ≥ КПрп1 (45)

 

где КПпр1, КПрп2, КПрп3 – значения показателя соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия в предшествующих периодах;

КПрпАП – значение показателя соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия в анализируемом (отчетном) периоде.

 

Показатель соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия определяется по формуле:

 

 
 


(46)

 

 

где КПпр – показатель соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия;

Прп – прибыль от продаж;

Вр – выручка от продажи продукции.

 

Соблюдение неравенства (45), на наш взгляд, свидетельствует о повышении качества прибыли от продаж туристского предприятия.

 

б) «индикатор качества прибыли от продаж туристского предприятия»:

ТПрп ≥ ТВр > ТРОД , при ТПрп, ТВр > ТПрЦ (47)

 

где ТПрп – темп прироста прибыли от продаж туристского предприятия в анализируемом периоде;

ТВр – темп прироста выручки от реализации продукции;

ТРОД– темп прироста расходов по обычным видам деятельности;

ТПрЦ – темп прироста цен в экономике страны.

 

Соблюдение неравенства (47), по нашему мнению, свидетельствует о повышении качества прибыли от продаж туристского предприятия.

 

в) «устойчивость темпов прироста прибыли от продаж
туристского предприятия»:

ТПрпАП ≥ ТПрп3 ≥ ТПрп2 ≥ ТПрп1 > 0 (48)

где ТПрп1, ТПрп2, ТПрп3 – темп прироста прибыли от продаж в предшествующих периодах;

ТПрпАП – темп прироста прибыли от продаж в анализируемом (отчетном) периоде.

 

Соблюдение неравенства (48) свидетельствует о том, что темп прироста прибыли от продаж устойчив и, соответственно, говорит о высоком качестве прибыли от продаж, полученной в анализируем периоде.

 

3. Качество прибыли до налогообложения туристского предприятия:

а) «показатель соотношения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения туристского предприятия»:

 

1 ≥ КПрнАП ≥ 0,51 (49)

 

где КПпнАП – показатель соотношения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения туристского предприятия. Этот показатель, в свою очередь, определяется по формуле:

 

 
 


(50)

 

где КПпн – показатель качества прибыли до налогообложения туристского предприятия;

Прп– сумма прибыли от продаж;

Прн– сумма прибыли до налогообложения;

 

В том случае, если показатель качества прибыли до налогообложения туристского предприятия попадает в границы от 0,51 до 1,0, это является показателем высокого качества прибыли до налогообложения: она в основном формируется за счет прибыли от основной деятельности. Когда указанный показатель оказывается ниже 0,51, предприятие сворачивает свою основную деятельность. Наконец, рост этого показателя более 1,0 свидетельствует о том, что прибыль от основной деятельности направляется на покрытие отрицательного сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности.

 

а) «устойчивость темпов прироста прибыли до налогообложения туристского предприятия»:

ТПрнАП ≥ТПрн3 ≥ ТПрн2 ≥ ТПрн1 > 0 (51)

 

где ТПрн1, ТПрн2, ТПрн3 – темпы прироста прибыли до налогообложения в предшествующих периодах;

ТПрнАП – темп прироста прибыли до налогообложения в анализируемом (отчетном) периоде.

 

Соблюдение неравенства (51) свидетельствует о том, что темп прироста прибыли до налогообложения устойчив и, соответственно, говорит о высоком качестве прибыли до налогообложения, полученной в анализируем периоде.

 

4. Качество чистой прибыли туристского предприятия:

а) «устойчивость коэффициента чистой прибыльности
туристского предприятия»
:

 

КЧприбАП ≥ КЧприб3 ≥ КЧприб2 ≥ КЧприб1> 0 (52)

 

где КЧприб1, КЧприб2, КЧприб3 – значения коэффициента чистой прибыльности туристского предприятия в предшествующих периодах;

КЧприбАП – значение коэффициента чистой прибыльности туристского предприятия в анализируемом (отчетном) периоде.

 

Соблюдение неравенства (52) свидетельствует о высоком качестве чистой прибыли, полученной в анализируем периоде.

Использование коэффициента чистой прибыльности и методика его определения, как известно, были регламентированы Приказами Федеральной службы по финансовым рынкам № 05-5/пз-н от 16 марта 2005 г. и № 06-6/пз-н от 12.01.2006 «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

(53)

 

где КЧприб – коэффициент чистой прибыльности туристского предприятия;

Прч – сумма чистой прибыли туристского предприятия;

Вр – сумма выручки от реализации продукции туристского предприятия;

 

б) «устойчивость показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия»:

КПрчАП ≥ КПрч3 ≥ КПрч2 ≥ КПрч1> 0 (54)

 

где КПпч1, КПрч2, КПрч3 – значения показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия в предшествующих периодах;

КПрчАП – значение показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия в анализируемом (отчетном) периоде.

Показатель соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия определяется по формуле:

 
 


(55)

 

 

где КПпч – показатель соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия;

Прч – сумма чистой прибыли;

Прн – сумма прибыли до налогообложения.

 

Соблюдение неравенства (54) свидетельствует о высоком качестве чистой прибыли, полученной в анализируем периоде.

 

в) «устойчивость темпов прироста чистой прибыли туристского предприятия»:

ТПрчАП ≥ ТПрч3 ≥ ТПрч2 ≥ ТПрч1> 0 (56)

где ТПрч1, ТПрч2, ТПрч3 – темп прироста чистой прибыли в предшествующих периодах;

ТПрчАП – темп прироста чистой прибыли в анализируемом (отчетном) периоде.

Соблюдение неравенства (56) свидетельствует о том, что темп прироста чистой прибыли устойчив и, соответственно, говорит о высоком качестве чистой прибыли, полученной в анализируем периоде.

 

Для апробации разработанной автором настоящей монографии системы количественных показателей качества показателейфинансовых результатов туристского предприятия (для внешнего финансового) проведем анализ качества финансовых результатов ОАО «Пилигрим», используя рекомендованную нами систему количественных показателей качества прибыли. Для этого сформируем и заполним специальную таблицу (см. табл. 37)

Таблица 37

Исходные данные для проведения анализа качества абсолютных показателей финансовых результатов ОАО «Пилигрим»

№ п/п Наименование показателя Годы
Коэффициент (норма) валовой прибыли туристского предприятия 0,31 0,21 0,22 0,31
Темп прироста валовой прибыли туристского предприятия (%) - -32,62 42,69 19,57
Темп прироста выручки от реализации продукции туристского предприятия (%) - -10,55 37,28 -17,59
Темп прироста себестоимости1 туристского продукта (%) - 13,12 35,82 -28,03
Темп прироста уточненной себестоимости2 туристского продукта (%) - - - 21,95
Темп прироста прибыли от продаж туристского предприятия (%) - -55,15 -11,57 68,95
Темп прироста расходов по обычным видам деятельности3 туристского предприятия (%) - 9,91 -41,37 -22,07
Уточненный темп прироста расходов по обычным видам деятельности4 туристского предприятия (%) - - - 23,82
Темп прироста цен в экономике страны – индекс потребительских цен5 (%) 11,7 10,9 9,0 11,9
Темп прироста прибыли до налогообложения туристского предприятия (%) - 295,15 -66,19 216,48
Темп прироста чистой прибыли туристского предприятия (%) - 9361,65 -96,68 1755,18
Показатель соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия - 0,08 0,05 0,1
Коэффициент чистой прибыльности (%) 0,04 3,88 0,09 2,11
Показатель соотношения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения туристского предприятия - 1,04 3,75 2,00
Показатель соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия - 0,73 0,07 0,42

 

Примечания:

1. Сумма себестоимости равна сумме, представленной в строке 020 (Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг) Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.

2. Сумма уточненной себестоимости равна сумме расходов по обычным видам деятельности, представленной в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.

3. Сумма расходов по обычным видам деятельности равна сумме строк 020, 030,040 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.

4. Сумма расходов по обычным видам деятельности равна сумме строк 030,040 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) и сумме расходов по обычным видам деятельности, представленной в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) ОАО «Пилигрим» за 2007 г.

5. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году [Текст]. – URL : http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/resources/94735e804791cac58a25fe970b786a4a/printversion.html – С. 35.

6. Знак « – » означает, что данные отсутствуют.

 

Данные, содержащиеся в табл. 37, позволяют нам сделать следующие заключения.

1. Показатель «устойчивость коэффициента (нормы) валовой прибыли туристского предприятия» ОАО «Пилигрим» за 2004–2007 гг. свидетельствует о том, что, хотя качество валовой прибыли несколько улучшается с 2005 г., все-таки это качество невысоко. Лишь в 2007 г. удельный вес максимального значения, которое ранее было достигнуто в 2004 г.

 

0,31 (2007 г.) > 0,22 (2006 г.) > 0,21(2005 г.) < 0,31 (2004 г.) (57)

 

«Индикатор качества валовой прибыли туристского предприятия» в 2007 г. выглядел следующим образом:

 

19,57 > - 17,59 > - 28,03, однако: - 17,59 <11,9 (58)

 

Как мы видим, хотя неравенство и соблюдается, темп прироста выручки от продаж имеет отрицательное значение и свидетельствует о снижении объемов продаж предприятия. Полученная в подобном случае валовая прибыль не является качественной.

 

Показатель «устойчивость темпов прироста валовой прибыли туристского предприятия» указывает на высокую изменчивость темпов прироста указанной прибыли, а в 2007 г. он меньше показателя 2006 г. Это прямое свидетельство об ухудшении качества валовой прибыли в 2007 г.

 

19,57 (2007 г.) >42,69 (2006 г.) > - 32,62 (2005 г.) < 0 (59)

 

Таким образом, можно заключить, что качество валовой прибыли ОАО «Пилигрим» в 2007 г. оставалось низким.

2. Используя данные, содержащиеся в табл. 37 и соответствующие методики, определяем показатели качества прибыли от продаж туристского предприятия:

- «Устойчивость показателя соотношения прибыли от продаж и валовой прибыли туристского предприятия»:

 

0,1 (2007 г.) > 0,05 (2006 г.) <0,08 (2005 г.) (60)

 

Так как показатель не соответствует предложенному нами критерию оптимальности, можно заключить, что он свидетельствует о невысоком качестве валовой прибыли (хотя качество и улучшилось в 2007 г.).

 

- «Индикатор качества прибыли от продаж туристского предприятия»:

68,95 >- 17,59 >- 22,07, однако: - 17,59 <11,9 (61)

 

Указанный индикатор свидетельствует о низком качестве прибыли от продаж. Еще отчетливее о низком качестве прибыли от продаж ОАО «Пилигрим» свидетельствует этот индикатор, если мы используем уточненный темп прироста расходов по обычным видам деятельности туристского предприятия (см. табл. 37):

 

68,95 >- 17,59 <23,82, при этом: - 17,59 <11,9 (62)

- «Устойчивость темпов прироста прибыли от продаж туристского предприятия» так же говорит и низком качестве прибыли от продаж (хотя в 2007 г. оно заметно улучшилось):

68,95 (2007 г.) > - 11,57 (2006 г.) > - 55,15 (2005 г.) < 0 (63)

Таким образом, показатели качества прибыли от продаж туристского предприятия позволяют заключить, что качество прибыли от продаж ОАО «Пилигрим» улучшилось, но по-прежнему остается низким.

3. Применив соответствующие методики и используя данные, представленные в табл. 37, определим показатели качества прибыли до налогообложения туристского предприятия:

- «Показатель соотношения прибыли от продаж и прибыли до налогообложения туристского предприятия»:

 

КПрнАП= 2,00 (64)

 

Значение определенного нами показателя свидетельствует о том, что значительная сумма прибыли от основной деятельности направляется на покрытие отрицательного сальдо доходов и расходов по прочим видам деятельности. Таким образом, качество анализируемой прибыли неудовлетворительное. Кроме того, целесообразно оценить данный показатель в динамике.

 

- «Устойчивость темпов прироста прибыли до налогообложения туристского предприятия»:

216,48 (2007 г.) > - 66,19 (2006 г.) < 295,15 (2005 г.) > 0 (65)

Неравенство (51) не соблюдается, что говорит о том, что темп прироста прибыли до налогообложения не устойчив, а в 2006 г. даже принимал отрицательное значение. Итак, качество прибыли до налогообложения ОАО «Пилигрим» низкое.

4. Наконец,определяем показатели качества чистой прибыли туристского предприятия:

- «Устойчивость коэффициента чистой прибыльности туристского предприятия»:

 

2,11 (2007 г.) > 0,09 (2006 г.) < 3,88 (2005 г.) > 0,04 (2004 г.) > 0 (66)

 

- «Устойчивость показателя соотношения чистой прибыли и прибыли до налогообложения туристского предприятия»:

0,42 (2007 г.) > 0,07 (2006 г.) < 0,73 (2005 г.) > 0 (67)

 

- «Устойчивость темпов прироста чистой прибыли туристского предприятия»:

1755,18 (2007 г.) > - 96,68 (2006 г.) < 9361,65 (2005 г.) > 0 (68)

 

Указанные показатели свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторое улучшения качества чистой прибыли в 2007 г., чистая прибыль ОАО «Пилигрим» имеет низкое качество.

Итак, мы можем констатировать, что в 2007 г. качество финансовых результатов ОАО «Пилигрим» несколько улучшилось, однако по-прежнему остается низким.

Разработанная автором настоящей монографии система количественных показателей качества показателейфинансовых результатов туристского предприятия для внешнего финансового анализа может рассматриваться лишь как один из возможных вариантов оценки качества прибыли хозяйствующего субъекта. Мы нисколько не сомневаемся в том, что развитие затронутой проблемы поможет обосновать и создать оптимальную систему количественных показателей качества финансовых результатов туристского предприятия. Между тем и предложенная нами версия имеет определенную практическую значимость.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.