Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ финансовых результатов сегментов бизнеса



 

Немало предприятий туристкой индустрии имеют достаточно обширную географию рынков сбыта, а также формируют и реализуют различные виды туристского продукта. Между тем стандартная финансовая отчетность (годовая и промежуточная) чаще всего объединяет воедино всю информацию о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта как в разрезе рынков сбыта, видов продукции, так и в разрезе дочерних и зависимых обществ. Однако различные направления бизнеса вовсе не одинаково влияют на результаты деятельности туристского предприятия в целом. Таким образом, возникает необходимость четкого понимания пользователями финансовой информации результативности каждого из направлений бизнеса, вклада их в общие финансовые результаты. Реалистичная оценка указанного позволяет внутренним пользователям выявить те направления деятельности, которые наименее результативны, формируют наименьшие денежные потоки, понять их ключевые изъяны, разработать и реализовать управленческие решения, способствующие максимизации общего и частных экономических эффектов и пр. Внешним же пользователям анализ результативности деятельности туристского предприятия по различным видам продукта, географическим зонам, наиболее крупным покупателям и прочим критериям ко всему прочему позволяет непредвзято оценить риски развития каждого из направлений бизнеса и, соответственно, возможность и целесообразность взаимодействия с анализируемым предприятием.

Именно всему указанному выше и подчинен анализ финансовых результатов сегментов бизнеса. Этот анализ требует обширной информации, доступной лишь внутренним пользователям. Внешние же пользователи могут применять лишь ту информацию, которая раскрывается внешними пользователями. Понятно, что собственники и менеджмент с большой неохотой раскрывают любую финансовую информацию. Между тем она насущно необходима внешним пользователям. В целях гармонизации интересов различных пользователей (и на наш взгляд для достижения разумного компромисса), как в российской, так и в международной практике учета разработаны специальные требования по раскрытию финансовой информации в разрезе отдельных сегментов. Итак,раскрытие соответствующей информации позволяет обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, дающей возможность реалистичнее оценивать деятельность туристских предприятий, перспективы их развития, подверженность рискам и прогнозировать финансовые результаты деятельности.

Под сегментированием подразумевается «… разновидность аналитической информации, которая содержится в финансовой отчетности в соответствии с видами продукции и географическими районами, где компания осуществляет свою деятельность»[74]. Для сегментирования используется информация по сегменту – информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации. В Российской Федерации правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческими организациями (кроме кредитных организаций и малых предприятий) регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2006 N 115н). В международной практике реализуются требования МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». Этот стандарт, опубликованный в ноябре 2006 г., заменяет собой МСФО (IAS) 14 «Отчетность сегментов» и вступает в силу с годовых отчетных периодов, начинающихся с 1 января 2009 г. и позднее. МСФО 8 применяется к отдельной или консолидированной отчетности компаний, чьи акции или долговые инструменты обращаются на открытом рынке, или компания находится в процессе подготовки к получению листинга. Подчеркнем здесь следующее: большинство туристских предприятий – это малые предприятия либо фирмы, не имеющие дочерних и зависимых обществ. Следовательно, требования ПБУ 12/2000 на них не распространяются.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 выделяет два вида сегментов: операционный и географический. Под операционным сегментом подразумевается часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Географический сегмент – это часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

Итак, как мы видим, главными критериями, позволяющими выделять сегменты, а, следовательно, формировать и представлять по ним финансовую информацию, являются подверженность рискам и получение прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации (по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг).

Сегмент (операционный или географический) признается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:

· выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

· финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

· активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

Кроме того, на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности предприятия, должно приходиться не менее 75 процентов выручки хозяйствующего субъекта. Если же на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты (независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности вышеуказанным условиям). Наконец, при выделении отчетных сегментов, формировании и представлении информации по ним, принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации (это, однако, не предполагает точное количественное измерение и выражение рисков).

Если предприятие выделяет информацию по операционным сегментам, то несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при сходстве по всем (или большинству) следующих факторов:

· назначению товаров, работ, услуг;

· процессу производства товаров, выполнения работ;

· оказанию услуг;

· потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

· методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

· системам управления деятельностью организации (если применимо).

Для выделения информации по географическим сегментам исходит из следующих факторов:

· сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

· наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

· сходства деятельности;

· рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

· общности правил валютного контроля;

· валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться как по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации, так и по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта
(потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).

Раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется представлением определенного перечня показателей. Особенностью раскрытия информации по сегментам бизнеса является то, что при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам (см. рис. 35).


 
 

 


Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из:

· преобладающих источников и характера имеющихся рисков деятельности организации;

· полученных прибылей в процессе деятельности организации.

Считается, что преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.

В дополнение к модели, демонстрируемой нами на рис. 35 добавим, что если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места расположения активов, отличным от места расположения рынков сбыта, то помимо указанных нами показателей, по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения рынков сбыта и выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 % общей выручки организации от продажи внешним покупателям, раскрывается величина выручки от продажи внешним покупателям. Если же первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, то по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения активов и выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации от продажи внешним покупателям либо величина активов которого составляет не менее 10 процентов величины всех активов организации, в бухгалтерской отчетности дополнительно раскрываются следующие показатели:

· балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя из мест расположения активов;

· величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Таким образом, учитывая изложенное выше, можно предложить для практического применения в рамках внешнего финансового анализа подход к исследованию финансовых результатов сегментов бизнеса, включающий оценку состава, структуры и динамики показателей финансовых результатов деятельности сегментов бизнеса, основанную на формировании и использовании сравнительных аналитических таблиц (см. табл. 38). Аналогичные таблицы целесообразны и при ином выделении сегментов (см. рис. 35). Аналитические же процедуры со сравнительными аналитическими таблицами достаточно подробно описаны нами выше. Кроме того, если это позволяет информационная база, следует осуществить трендовый, сравнительный и факторный анализ.

Предприятиям, взаимодействующим с иностранными контрагентами, следует учитывать тот факт, что раскрываемая информация по сегментам в соответствии с РСБУ и МСФО имеет существенные отличия.

Таблица 38

Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов сегментов деятельности предприятия (вариант таблицы
при признании первичной информацией информации
по операционным сегментам)

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в итоговом показателе (%)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за период
Абсолютные (тыс. руб.) Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г. Изменения за период
ОПЕРАЦИОННЫЕ СЕГМЕНТЫ
А. Величина выручки
Сегмент № 1 (тыс. рублей)                
Сегмент № 2 (тыс. рублей)                
Сегмент № 3 (тыс. рублей)                
Величина выручки предприятия (тыс. рублей)           -
Б. Финансовый результат (прибыль или убыток)
Сегмент № 1 (тыс. рублей)                
Сегмент № 2 (тыс. рублей)                
Сегмент № 3 (тыс. рублей)                
Сумма прибыли (убытка) (тыс. рублей)            
В. Чистая прибыль
Сегмент № 1 (%)                
Сегмент № 2 (%)                
Сегмент № 3 (%)                
Итого чистая прибыль (%)            
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЕГМЕНТЫ
А. Величина выручки от продажи внешним покупателям
Сегмент № 1 (тыс. рублей)                
Сегмент № 2 (тыс. рублей)                
Сегмент № 3 (тыс. рублей)                
Величина выручки предприятия (тыс. рублей)                

 

Предложенный нами вариант внешнего анализа финансовых результатов сегментов деятельности предприятия, конечно же, имеет определенные недостатки. Однако же та минимальная информация, которая предложена для раскрытия регулятором, вряд ли позволит расширить и углубить исследование направлений и видов деятельности хозяйствующего субъекта. Иное дело – внутренний анализ. Здесь можно использовать и иные подходы. В частности, один из них, относительно туристских предприятий, предложен Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридовой и И.Н. Кивелиусом[75].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.