Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ распределения прибыли



Помимо рассмотренного выше, важным этапом оценки финансовых результатов деятельности туристского предприятия, по нашему мнению, является анализ распределения прибыли. Отметим, что некоторые специалисты ведут речь об анализе использования прибыли, хотя рассматривают именно распределение прибыли[76] (см. рис. 36).

 
 

 

 


Рис. 36. Общая схема распределения прибыли[77]

Как известно, распределение прибыли – это направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль, а также по статьям использования на предприятии. Распределение прибыли – это одновременно регулируемый законодательным актами о налогах и сборах процесс изъятия части прибыли в федеральный бюджет и процесс регулируемого внутренними положениями предприятия самостоятельного использования им оставшейся части прибыли по определенным направлениям. Среди основных направлений использования прибыли можно выделить ее реинвестирование, отчисление в резервный капитал, отвлечение на благотворительные и иные цели. По-видимому, подобную позицию занимают, к примеру, А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова, выделяя в анализе финансовых результатов деятельности предприятия этап анализа и оценки использования чистой прибыли[78].

Итак (см. рис. 36), одна часть прибыли до налогообложения в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства. Другая ее часть, оставшаяся после налогообложения и обязательных платежей, – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, на формирование резервного капитала, социальные выплаты наемным работникам и т. п.

Модель формирования чистой прибыли рассмотрена нами в Главе 1. Распределение же прибыли зависит от многих факторов, которые целесообразно сгруппировать в две группы – внешние и внутренние факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли. Среди внешних факторов распределения прибыли можно выделить:

· нормативно-правовые ограничения (ставки налога на прибыль; нормативы отчислений в резервные фонды и др.);

· налоговые льготы, используемые (не используемые) предприятием;

· рыночная норма прибыли на инвестированный капитал (увеличение этой нормы сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и напротив, ее падение детерминирует увеличение доли потребляемой прибыли);

· стоимость собственных и привлеченных источников формирования имущества предприятия (в частности, ввиду особенностей и значительных затрат на эмиссию ценных бумаг иногда выгоднее в качестве ключевого источника финансирования использовать прибыль и наоборот; точно такая же ситуация возникает и в условиях недоступности заемных средств, обусловленных высокой ставкой процента и т.д.) и пр.

Ведущими внутренними факторами выбора направлений распределения прибыли, как мы полагаем, являются:

· избранная собственниками и реализуемая менеджерами политика использования прибыли. Нередки случаи, когда указанная политика инициирует «проедание» чистой прибыли (использования ее значительной части на потребление);

· величина прибыли до налогообложения, при низком значении которой существенная часть направляется, прежде всего, на уплату налогов и осуществление обязательных платежей, затем – на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и др.;

· наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;

· необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;

· уровень коэффициента финансового левериджа, являющегося одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала;

· наличие альтернативных внутренних источников формирования ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);

· текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой фирма должна сокращать потребляемую часть прибыли и др.

Все указанные и другие факторы следует учитывать в процессе анализа распределения прибыли.

В общем, по нашему мнению, в анализе распределения прибыли туристского предприятия, целесообразно выделить два этапа:

1. Анализ направлений распределения прибыли до налогообложения.

2. Анализ использования чистой прибыли.

Основным содержанием первого этапа, если он не осуществлялся ранее на других этапах анализа (оценка ключевых абсолютных показателей финансовых результатов деятельности туристского предприятия; оценка величины, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения (бухгалтерской прибыли)
туристского предприятия), по нашему мнению, является анализ величины, состава, структуры и структурной динамики (вертикальный анализ; горизонтальный анализ; анализ абсолютных показателей; анализ относительных показателей) направлений распределения прибыли до налогообложения предприятия туристской индустрии. Кроме того, в том случае, если аналитику позволяет информационная база, на этом этапе целесообразно провести трендовый и сравнительный анализ распределения прибыли до налогообложения туристского предприятия. Понятно, что основательно этот этап можно осуществить лишь в ходе внутреннего финансового анализа. Однако и информация, содержащаяся в раскрываемых стандартных формах финансовой отчетности, дает информацию для серьезных заключений.

Как мы видим (см. табл. 39), в течение 2007 г. на 175, 27 % (или на 1970 тыс. рублей) выросли условный расход, штрафы и пени, выплаченные ОАО «Пилигрим», в том числе, на 58,92 % возросло отрицательное сальдо штрафов, пени и неустоек. Таким образом, суммы экономических санкций, которым подверглось предприятие в 2007 г., значительно увеличились. Нет сомнений в том, только лишь при укреплении платежной дисциплины, при улучшении финансовой деятельности, можно было бы повысить конечный финансовый результат на 1203 тыс. рублей. Иными словами, чистая прибыль, при четком и своевременном выполнении всех обязательств и осуществлении ОАО «Пилигрим» всех платежей могла бы возрасти на 10,02 % (1203 : 12003 х 100 %).

Таблица 39

Пример построения сравнительной аналитической таблицы для оценки величины, состава, структуры и динамики направлений
распределения прибыли (убытка) до налогообложения
ОАО «Пилигрим» за 2006–2007 гг.

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в сумме прибыли до налогообложения (%)
За 2006 г. За 2007 г. Изменения за период
Абсолютные Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г. Изменения за период
Прибыль до налогообложения 316,48 216,48 -
Текущий налог на прибыль (7278) (13541) 186,05 86,05 80,4 47,28 -33,12
Условный расход, штрафы, пени (1124) (3094) 275,27 175,27 12,4 10,80 -1,6
в т.ч. – сальдо штрафов, пении и неустоек, признанных или по которым получено решение суда об их взыскании (757) (1203) 158,92 58,92 8,4 4,2 -4,2
Чистая прибыль 1855,18 1755,18 7,2 41,92 34,72

Текущий налог на прибыль возрос на 86,05 %; сумма платежей по этой статье возросла до 13541 тыс. рублей.

Чистая прибыль увеличилась на 1755,18 % (или на 11356 тыс. рублей). Темпы прироста чистой прибыли более чем в 8,1 раз превысили темпы прироста прибыли до налогообложения.

В 2007 г. произошли серьезные изменения в структуре направлений распределения прибыли до налогообложения предприятия. В частности, удельный вес текущего налога на прибыль сократился с 80,4 % до 47,28 %; доля условного расхода, штрафов и пени снизилась с 12,04 % до 10,80 %; доля сальдо отрицательного баланса штрафов, пени и неустоек уменьшилось с 8,4 % до 4,2 %. Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения возрос с 7,2 % до 41,92 %, т. е. более, чем в 5,8 раз.

Можно также обнаружить и то, что в структуре направлений распределения прибыли до налогообложения в целом произошли определенные положительные сдвиги. Однако указанная структура по-прежнему остается неудовлетворительной: доля чистой прибыли ОАО «Пилигрим» в прибыли до налогообложения очень мала (41,92 %). Таким образом, более 30 % прибыли до налогообложения в 2007 г. предприятием фактически были утрачены как для реинвестирования, так и для распределения между собственниками (с учетом ставки налога на прибыль, равной 20 %).

Менеджмент ОАО «Пилигрим», по-видимому, не уделяет должного внимания укреплению платежной дисциплины: на протяжении 2004–2007 гг. отрицательное сальдо уплаченных штрафов, пени, неустоек не снижалось ниже 757 тыс. рублей. Очевидно (см. рис. 37), что в 2008 г. указанное сальдо составит величину, приблизительно равную величине этого сальдо в 2007 г. (т. е. около 1200 тыс. рублей).

 

В целом, по нашему мнению, неудовлетворительной является и динамика распределения прибыли до налогообложения, что подтверждается нарастанием суммы штрафов, пени, неустоек, хаотичностью динамики величины чистой прибыли, размахом колебаний в величине налоговых выплат и доли последних в общей сумме прибыли до налогообложения.

Трендовый анализ показывает, что для динамики структуры направлений распределения прибыли до налогообложения ОАО «Пилигрим» характерен циклический характер; неустойчивость этой структуры – свидетельство плохого качества распределения указанной прибыли. В 2008 г. можно спрогнозировать новый виток ухудшения структуры направлений распределения прибыли: вероятнее всего, в 2008 г. и величина чистой прибыли, и ее доля в налогооблагаемой прибыли сократятся (см. рис. 38, 39).

 
 


Наконец, явным свидетельством низкого качества управления распределением прибыли ОАО «Пилигрим» является увеличивающееся расхождение между трендами чистой прибыли и прибыли до налогообложения (см. рис. 39). Подобное – результат не только нарастания суммы экономических санкций, но и закономерный итог просчетов в управлении налогообложением предприятия, которое не создает условий не только для устойчивой динамики величины и доли в налогооблагаемой прибыли налоговых выплат, но и не способствует оптимизации налогообложения предприятия.

Помимо оценки направлений распределения прибыли до налогообложения, как это мы указывали выше, этапом анализа распределения прибыли мог бы быть анализ использования чистой прибыли.

Таблица 40

Вариант сравнительной аналитической таблицы для анализа
величины, состава, структуры и динамики основных направлений использования чистой прибыли ОАО «Пилигрим» (2006–2007 гг.)

№ п/п Показатель Величина показателя (тыс. руб.) Удельный вес (доля) показателя в общей величине чистой прибыли (%)
2006 г. 2007 г. Изменения за отчетный период
Абсолютные (тыс. рублей) Относительные (%) Темп прироста (%) 2006 г. 2007 г. Изменения за 2007 г.
Чистая прибыль 1855,18 1755,18 -
Использование чистой прибыли на:                
2.1. выплату дивидендов - (32) - 0,27 0,27
2.2. увеличение суммы резервного фонда (647) (33) -614 194,89 94,89 0,27 -99,73
2.3. увеличение суммы нераспределенной прибыли - (9330) - 77,74 77,74
2.4. прочие цели - (2608) - 21,72 21,72

 

Чистаяприбыль не случайно считается важнейшим экономическим показателем, характеризующим конечные результаты всей деятельности хозяйствующего субъекта. Именно от ее величины зависит развитие предприятия, рост благосостояния его собственников. Количественно чистая прибыль представляет собой разницу между брутто-прибылью и внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия (покрываемых за счет прибыли). Величина чистой прибыли зависит от факторов изменений общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, в частности, таких как доля налоговых выплат, примененных к предприятию экономических санкций и пр. Направления использования чистой прибыли определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно (т. е. без государственного регулирования), в соответствии с выбранной предприятием политикой (закрепленной в соответствующих документах).

По нашему мнению, в процессе анализа использования чистой прибыли целесообразно исследовать динамику и структуру направлений использования этой прибыли (см. табл. 40), оценить степень выполнения плановых заданий (для этого фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сопоставляют с данными бюджета анализируемого периода и бюджетами предшествующих периодов, см. табл. 41), выяснить причины отклонений от утвержденных нормативов, определить факторы изменений величины основных направлений использования чистой прибыли. Кроме того, как мы полагаем, возможно использовать и коэффициентный анализ, что повысит степень достоверности проведенного анализа.

Как мы видим (см. рис. 40), в 2007 г. качество использования чистой прибыли ОАО «Пилигрим» в целом улучшилось. В частности, предприятие реинвестировало 77,74 % чистой прибыли (или 9330 тыс. рублей), 0,27 % чистой прибыли (33 тыс. рублей) было направлено на увеличение резервного фонда. Предприятие впервые с 2001 г. выплатило дивиденды акционерам на сумму 32 тыс. рублей.

Однако предприятие не использовало имеющиеся возможности для наращивания своего экономического потенциала: более 21 % чистой прибыли (2608 тыс. рублей) направлено на цели, не связанные с развитием хозяйствующего субъекта. Выплаты дивидендов уменьшили капитал ОАО «Пилигрим».

Таблица 41

Вариант сравнительной аналитической таблицы для анализа
выполнения плановых заданий по использованию чистой прибыли хозяйствующего субъекта

№ п/п Наименование показателя Плановый показатель Фактический показатель анализируемого периода Изменения (+, -)  
 
Чистая прибыль        
Использование чистой прибыли на:        
2.1. выплату дивидендов        
2.2. увеличение суммы резервного фонда        
2.3. увеличение суммы нераспределенной прибыли        
2.4. прочие цели        

Выше мы указали на важность применения в анализе использования чистой прибыли относительных показателей. Специалистами сформирован определенный арсенал этих инструментов. В частности, относительными показателями использования чистой прибыли считаются[79] коэффициент капитализации, коэффициент потребления прибыли, коэффициент устойчивого роста, отношение чистой прибыли к выручке и пр.

Раскроем методики определения лишь некоторых коэффициентов. В ча стности, для расчета коэффициента капитализации применяют формулу:

 

(69)

 

где Ккап – коэффициент капитализации;

Прч – величина чистой прибыли;

Спрр – сумма средств, направленных в резервные фонды и в фонд накопления из чистой прибыли.

 

Определение коэффициента потребления прибыли осуществляется следующим образом:

 
 


(70)

 

 

где Кпотр – коэффициент потребления прибыли;

Прч – величина чистой прибыли;

Спотр – сумма средств, направленных из чистой прибыли на потребление.

Для углубленного анализа использования прибыли применяют методы факторного анализа, что позволяет определить их влияние на размер потребленной и капитализированной частей чистой прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть:

· изменение суммы чистой прибыли;

· изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли;

· учетная политика предприятия и бухгалтерские методы формирования чистой прибыли;

· налоговая учетная политика, сумма налоговых платежей.

Некоторые специалисты полагают, что в процессе анализа чистой прибыли необходимо исследовать динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определить темпы их роста или снижения, а затем произвести факторный анализ изменения их величины. Мы же полагаем, что все указанное – показатели активности предприятия на рынке ценных бумаг. Однако же предприятий, эмитирующих ценные бумаги, как мы писали ранее, в нашей стране не так уж и много. Именно поэтому указанные процедуры мы выносим в отдельные этапы комплексной методики анализа показателей финансовых результатов деятельности, которые при необходимости легко элиминировать из анализа.

Таким образом, проведенный выше анализ показывает, что, несмотря на некоторые положительные изменения, состав, состояние и структура направлений распределения и использования прибыли ОАО «Пилигрим» остаются неудовлетворительными: в указанной структуре сохраняется низкий удельный вес чистой прибыли, велика сумма и доля налоговых платежей, штрафов, пени, неустоек. В 2007 г. в результате изъянов в управлении распределением налогооблагаемой прибыли, предприятие утратило около 30 % прибыли до налогообложения. Предприятие не использовало имеющиеся возможности для наращивания своего экономического потенциала: более 21 % чистой прибыли (2608 тыс. рублей) на цели, не связанные с развитием хозяйствующего субъекта. Выплаты дивидендов уменьшили капитал ОАО «Пилигрим».

Главными угрозами финансовым результатам и, соответственно, финансовому состоянию ОАО «Пилигрим» являются:

1. Изъяны в управлении распределением налогооблагаемой прибылью, налогообложением предприятия, а также низкая платежная дисциплина.

2. Консервация неудовлетворительной структуры направлений распределения прибыли до налогообложения и даже возможное ее ухудшение в 2008 г.

3. Сохранение налогового бремени на прежнем уровне (возможно усиление его давления), что может привести и к увеличению сумм экономических санкций, примененных к предприятию.

4. Нарастание сумм штрафов, пени, неустоек по другим каналам, помимо выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

5. Сокращение суммы чистой прибыли и ее доли в общей величине прибыли до налогообложения в 2008 г.

6. Изъяны в управлении использованием чистой прибыли, ограничивающие рост экономического потенциала предприятия.

7. Общее ухудшение состава, структуры и динамики финансовых результатов и, соответственно, финансового состояния ОАО «Пилигрим», обусловленное вышеуказанными угрозами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.