В следующий раз, когда вы будете разговаривать с кем-то из своих друзей или членов семьи, мысленно зафиксируйте как можно больше элементов его языка тела во время общения с вами. Обратите внимание на такие аспекты, как:
Сидит собеседник неподвижно или меняет позу
Выглядит напряженным или расслабившимся
Положение тела (собеседник повернулся к вам или в сторону)
Голова (наклонил или держит прямо)
Как расположены ноги (расставлены в сторону, скрещены и т. д.)
Движение груди при дыхании
Какие жесты использует собеседник
Кивает или трясет головой
Отклоняется ли собеседник назад, наклоняется вперед или держится прямо
Выражение его лица (улыбается, хмурится, приподнимает брови и т.д.)
Обратите также внимание на то, как часто меняются движения во время разговора и насколько эти жесты соответствуют устной коммуникации.
ГЛАВА 8: СОВЕРШЕНСТВУЯ НАВЫКИ
КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАППОРТА
Один из простых способов улучшить раппорт - это копировать какой-нибудь аспект поведения клиента - например, положение ног или движение рук или головы. Однако не следует злоупотреблять этим методом. Заметив, чем вы занимаетесь, он может решить, что вы его пародируете; в результате, от вашего раппорта с ним не останется и следа. Вы должны действовать тонко. Любые крайности будут восприняты вашим клиентом как фальшь или даже манипуляция. Один из способов избежать такого недоразумения - это подстраивать к языку тела своего клиента другую часть своего тела, например, кивать головой, когда он постукивает ногой.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
КОУЧИНГ ПО ТЕЛЕФОНУ
Коучи, занимающиеся коучингом по телефону, имеют возможность работать только с голосом своего клиента. К счастью, установить раппорт можно и в этом случае. Как и всегда, для начала надо выяснить, что происходит. Поскольку визуальный элемент при этом отсутствует, то при слушании следует тоньше воспринимать нюансы.
Приведение темпа, громкости и ритма своей речи в соответствие с теми же параметрами речи вашего собеседника способно значительно укрепить раппорт между вами - и, наоборот, отсутствие гармонии в этом вопросе оказывает отрицательное влияние на ваши с ним взаимоотношения.
Можно также попытаться воспроизвести эмоции и чувства собеседника; однако не стоит убеждать себя в том, что вы знаете, что он чувствует. На самом деле, вы всего лишь угадываете; при этом, если вы начинаете создавать мысленные образы или мысленно разговаривать с самим собой, вы не можете полностью сосредоточиться на своем клиенте. Вместо того, чтобы говорить ему что-то вроде: «Вы чем-то озабочены», задайте вопрос: «Я слышу, что у вас дрожит голос - что с вами?».