1. Она конкретна:носит не общий или абстрактный характер, а отражает конкретные случаи и эпизоды как образцы сделанного или сказанного тем человеком, кому предоставляется обратная связь. Вы выделяете то, что он понимает достаточно хорошо и делает достаточно часто.
2. Она объективна:основывается не только на вашем мнении, но и на твердых фактах. Тщательно анализируйте свои рассуждения - они могут отражать только вашу собственную точку зрения. Обратная связь не должна представлять собой лишь ваше желание быть правым или выражать ваше «эго».
3. Она честна:не «подслащена». При этом не ходят «вокруг да около», но выражаются свободно и ясно.
4. Она проста:слишком много подробностей одновременно будут «давить». А если не уделять достаточного внимания хорошо проделанной работе, то клиент не будет знать, как ему повторить свой успех.
5. Она деликатна:перед тем как начнете говорить, подумайте о том, как ваша обратная связь будет воспринята партнером.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
6. Она практична: не выходит за рамки реальных возможностей человека. Если партнер не может измениться или извлечь из нее урок, то не стоит зря суетиться - он будет воспринимать ее как критику своих действий.
7. Она позитивна: если принимающая обратную связь сторона действовала эффективно, - это надо подчеркнуть, а не замалчивать. Некоторые люди боятся похвал или не нуждаются в том, чтобы другой человек отмечал их эффективную работу, так как считают, что «они об этом знают сами». Значит, они забывают о том, что у других людей иной способ получить информацию - они делают это, основываясь на внешних источниках.
8. Она поддерживает: исходит из желания улучшить положение дел. Лучшей обратной связью является та, которая дает понять тому, кто ее принимает, что партнер действительно заинтересован в его развитии и хочет, чтобы он добился успехов.
9. Она относится к поведению человека, а не к его личности: имейте это в виду, когда комментируете отдельные задачи или действия. То, каким языком вы это излагаете, определяет указанную разницу. Тщательно подбирайте слова.
10. Она характеризуется тем, что принимает человека таким, какой он есть и не судит его: принять человека таким, каков он есть, - значит видеть перед собой реальную и сформировавшуюся личность человека, который, основываясь на своем личном опыте, принимает решение вести себя тем или иным образом. Принять человека без всяких условий - один из лучших подарков, который вы ему можете преподнести.
ГЛАВА 5: ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ
ПРИНИМАЯ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
Если вы являетесь принимающей стороной в обратной связи, вы должны постараться быть восприимчивым. Важнее всего избегать оборонительной манеры поведения. Если смотреть на обратную связь как на критику, то вряд ли удастся получить от нее какую-либо пользу. Если обратная связь, которую вы получаете от кого-нибудь, не слишком эффективна, то помните, что ваш партнер делает все, что в его силах, и может даже не подозревать о своих недостатках. Главное, что нам нужно, - это «свидетельство о реальности» - ясная и конкретная информация о вашем уровне мастерства в коучинге, о ваших сильных и слабых сторонах и потенциале совершенствования. Если вы будете рассматривать обратную связь как возможность узнать что-то ценное, -это позволит вам извлечь из нее большую пользу.
Сэндвич обратной связи
Одна из самых широко распространенных моделей - это «сэндвич обратной связи». Его смысл заключается в том, что вначале вы говорите что-нибудь позитивное, потом нечто негативное или критическое и, наконец, опять переходите к позитивному. Задумка заключается в том, что «начинка» из похвалы смягчает критическую часть и делает ее более сносной для восприятия. На практике, поскольку данная техника хорошо известна, сторона, принимающая обратную связь, зачастую не берет в расчет позитивный комментарий насчет своих действий, ожидая получить неизбежный удар, когда дело дойдет до критики.