Наше мировоззрение основывается на нашем жизненном опыте и наших взаимоотношениях с окружающим миром, а также на том, как происходящее в мире сочетается с нашими убеждениями и ценностями. У каждого человека - свое собственное мировоззрение. Однако мы предполагаем, что другие думают подобно нам, тогда как в большинстве случаев это совсем не так. Наша версия событий является правильной лично для нас - и исходя из того, что говорят другие, в какой-то мере, ее можно считать ошибочной. Знание этого факта позволит вам понять коммуникативные особенности клиента.
Чтение мыслей
Одной из самых распространенных причин искаженного восприятия вещей является «чтение мыслей» - путем приписывания им тех или иных атрибутов. Например, вы можете быть уверенным в том, что вашему коллеге не понравится ваш план действий, основывая свое предположения на уже имеющемся опыте его отрицательной реакции в прошлом или на том, что, на его месте вам бы этот план не понравился. Но на самом деле вы просто гадаете. Вы не можете знать, что он думает, пока не поговорите с ним. Так что если ваш клиент говорит: «Это не понравится моему ассистенту», вы можете ответить: «Вы говорите так, как будто умеете читать мысли. Что бы вы могли сделать, чтобы точно узнать, что он думает об этом?»
ГЛАВА 8: СОВЕРШЕНСТВУЯ НАВЫКИ
Во время коучинга легко поддаться искушению «чтения» чужих мыслей. Если у вас имеется личный опыт ситуации, подобной той, которую хочет обсудить с вами клиент, вы можете решить, что они одинаковы. А это таит в себе опасность, что, вместо того, чтобы следовать выбранному клиентом курсу, вы станете навязывать ему собственное решение вопроса.
Ограниченное мышление
Людям свойственно искать общие паттерны и связи между различными вещами. Наш мозг сортирует и распределяет по категориям всю получаемую им информацию, а позже мы пользуемся этими хранилищами знания скорее в обобщенном, а не в первоначальном виде. Такой способ воспроизведения информации ограничивает наше мышление, так как мы создаем себе границы, исходя из своего понимания возможного, основанного на нашем обобщенном опыте.
Зная об этом, вы как коуч способны помочь своему клиенту расширить свои воображаемые границы возможного. Предположим, клиент говорит: «Я боюсь разговаривать со своим боссом». На это вы можете ответить: «А что случится, если вы поговорите с ним?» Это стимулирует клиента представить свой разговор с боссом и позволяет ему по-новому осмыслить ситуацию. Такой тип вопроса помогает также выявить те убеждения клиента, которые ограничивают круг доступных ему вариантов действия.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
ФОКУС ВНИМАНИЯ
Когда человек полностью сконцентрирован на стоящей перед ним задаче, его шансы на успех значительно возрастают. Это относится и к коучингу, с той лишь разницей, что здесь ваше внимание сосредоточено на вашем клиенте. Имейте в виду, что во время сессии ваше внимание может отвлечься от главного объекта, то есть клиента, и сосредоточиться на вашем внутреннем мире. Когда это происходит, вы начинаете терять раппорт и перестаете замечать происходящее вокруг. Вам надо вернуться в свое изначальное состояние.
В Главе 4 говорится, как внутренние барьеры, такие, как страх перед неудачей или сомнение в своих силах, мешают нам достичь своей цели. Когда ваше внимание полностью сосредоточено на том, чем вы занимаетесь, любой мысленный разговор с самим собой прекращается. Чтобы вернуться в изначальное состояние нужно просто включить свое внимание и отключить внутренние барьеры. Со временем удержание внимания станет навыком, который будет срабатывать на уровне подсознания. Это будет происходить таким же образом, как и в случае овладения языком тела, когда после некоторой практики вам уже не нужно постоянно думать и расшифровывать невербальные сигналы: этот процесс становится автоматическим.